Виды архитектурных стилей и их особенности. Стили в архитектуре

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура - это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.

Каждой исторической эпохе присущ свой стиль. Давайте совершим небольшое путешествие во времени и пространстве и познакомимся с архитектурными стилями различных эпох, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Одной из причин выбора была технология захвата солнечной энергии и использования холодных вод залива Гуанабара в системе кондиционирования воздуха. Архитектор Ле Корбюзье сказал более или менее, что здание в футах - это инженерное дело, но когда оно движется, это архитектура.

Идея, поскольку преобладает хорошая архитектура, - это объединение между старым и новым гармоническим способом. Считая золотой век искусств и писем, античность становится источником почти исключительного вдохновения. Самые красивые и более заметные свидетели этого древнего бытия монументального порядка, это движение проиллюстрировано всем Филиппо Брунеллески является предшественником архитектуры, а здания будут построены в соответствии с принципами баланса, симметрии, ритма и уважения к пропорциям.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте (IV тыс.до н.э.-332 г. до н.э.), архитектура которого увековечила обожествленную власть фараона и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется канонический . На левом берегу Нила высятся гигантские гробницы-пирамиды, которые даже на расстоянии подавляют мощью,грандиозностью, геометризмом форм, тяжестью материала.

Архитектор Браманте возобновит и разработает эти принципы, особенно в своем шедевре, «Темпиетто ди Сан-Пьетро» в Монторио, построенный в Риме под влиянием античности в архитектуре, иллюстрируется несколькими элементами. Фасады имеют вертикальную ось симметрии и, как правило, увенчаны фронтоном, а фасады акцентированы пилястрами, колоннами и заливами. Принципы архитектуры эпохи Возрождения основаны на пяти классических архитектурных заказах Арки обычно полукруглые и часто размещаются таким образом, чтобы образовывать настоящие арки, сводчатые своды вновь появляются и обозначают раскол готическим стилем. в частности Брунеллески в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре и Браманте в Санкт-Петербурге в Риме. Ренессансная живопись, вероятно, самый сильный разрыв с готическим искусством.

Эти черты характерны и для египетских храмов со строгой симметрией, с аллеями повторяющихся сфинксов, с гипостильными залами с рядами гигантских колонн в виде стеблей и цветков лотоса и папируса.

Классический стиль вырабатывался в период античности (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) в Греции и Риме. Легкая, стройная архитектура Древней Греции несет в своем художественном строе иной дух — дух героики и значительности человека. «Человек — мера всех вещей» — вот девиз всего искусства Эллады, которое в отличие от египетского соразмерно человеку. Архитектурный стиль Древней Греции поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Главное достижение греческих зодчих — создание ордера. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет.

Италия, с такими гениальными художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи или Микеланджело, произвела революцию в способах представления. Самая большая революция в этом вопросе - открытие перспективы того, что Мазаччо является одним из первых художников, использующих, особенно в Распятии Базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Главный переворот - в представлении человеческого тела. Изучение анатомии теперь позволяет уважать пропорции и реалистичное представление моделей.

Художники используют весь древний декоративный репертуар: рифленые пилястры, колонны с капителями, гротески, оружие и доспехи и т.д. но они также внедряют инновации из этого источника вдохновения и создают новые мотивы: картуши в виде кожи, чересстрочные фризы с постоянно обновляемыми формами, цветочные гирлянды. Это также период, когда мифология спорит с религией о выборе предметов, подлежащих лечению. Таким образом, фигуры Венеры, Вакха и Марса начинают заполнять богатых внутри. Французское украшение этого периода характеризуется сочетанием роскоши и комфорта.

Практичность суровых римлян сказалась и на архитектуре Древнего Рима. Римляне создали новые архитектурные конструкции: арки и своды, которые сочетали с греческим ордером. На основе новых конструкций были созданы триумфальные арки и колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Так римляне обогатили приемы древнегреческих зодчих новыми инженерными идеями. Большинство сооружений императорского Рима отличалось торжественностью и мощью, практичностью и рационализмом.

Французский ренессанс особенно ярко проявляется в архитектуре благодаря строительству замков, особенно в долине долины Луары. Самыми красивыми свидетелями являются замки Шамбор, Экуэн, Блуа и Шенонсо. Но более конкретно, это называется архитектурным порядком, который представляет собой организм, структурно связанный с трехсторонней системой и состоящий из трех элементов, два из которых являются носителями и носителями и которые эстетически проявляют постоянные характеристики и соответствуют определенным декоративным и стилистическим правилам.

Романский стиль возник в Западной Европе в средние века (XI-XII вв.). Его родиной была Франция.Он получил широкое распространение в Германии. Суровая архитектура того времени — это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, замках, храмах. Все постройки носят оборонительный, крепостной характер. Основными конструктивными и художественно-выразительными элементами являются стена и крестовый свод. Это архитектура тяжелых сводов, грузных башен и массивных выступов стен из тесаного камня.

Чтобы иметь возможность говорить об архитектурном порядке, необходимо, чтобы носители или пьедесталы имели определенную форму, которая, в зависимости от случая, может быть столбцом или столбом, который является его производным; и что представленный элемент представляет собой те декоративные элементы, которые не являются конструктивными, для которых он берет название луча или перемычки или рамки. Это определение может показаться искусственным, поскольку оно включает только стилистические формы, уже зрелые и определенные, за исключением рудиментарные, из которых производятся первые, но это оправдано тем фактом, что без определенной формальной решимости возвращается к общему смыслу, упомянутому в начале, и что именно потому, что общий не представляет особого интереса.

На смену феодальной раздробленности в Западной Европе в XIII-XIV вв. приходит период возникновения централизованных государств. Развивающийся средневековый город уже не устраивает тяжеловесная громоздкость романских построек.

Новые архитектурные задачи решает готический стиль, конструктивной основой которого становится каркас. Стена теперь не является несущей конструкцией. Вместо глухих стен с монументальными росписями появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы готических соборов. Богато украшенные каменной резьбой и скульптурой, они кажутся легче, стройнее, изящнее, ажурнее. Преобладание вертикальных линий создает впечатление устремленности вверх — к небу, Богу.

Но в более узких пределах, которые теперь определены, архитектурный порядок является художественным творением исключительного значения, которое на протяжении веков являлось фундаментальным выражением европейской архитектуры на протяжении многих веков.

Областями, в которых были сформированы архитектурные заказы, были регионы восточного Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанского бассейна, чья цивилизация представляет их, поскольку мы можем рассмотреть первые примеры, которые уже достаточно сформированы.

Стилистическое выражение трилитов, оставленных нам египтянами, хотя с конструктивной точки зрения оно более восприимчиво к понятию и этимологии системы, оно не в полной мере представляет формальные элементы, характеризующие порядок. при появлении функции различных частей ближе к типу, который тогда был классическим архитектурным организмом, который имел и распространял название порядка, не способствовал его образованию, поскольку даже декоративные элементы его оставались в значительной степени изолированными и без развития.

В Древней Руси в IX-XV вв. выработался свой, особый, древнерусский стиль. Киевская Русь приняла христианскую религию в лоне византийской культуры и вместе с ней — византийские художественные вкусы. Но русские зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей.

Напротив, формы пред-искусств Эгейского бассейна следует рассматривать как первые примеры такого слияния между конструктивными и декоративными формами, что порождает заказы в классической архитектуре. В колоннах, которые появляются в зданиях и изобразительных изображениях дворцов Крита и континентальных станций микенской цивилизации, характерные черты греческого дорического ордена уже сформированы: столица, состоящая из Шотландии и большой бычий подшипник счеты, уже содержит элементы, которые, когда они будут развиты, приведут к архаической дорике.

Несмотря на феодальную раздробленность Руси, архитекторы XI-XII вв. сохранили единый русский стиль, обогатив его местными художественными традициями (архитектура Суздаля, Пскова, Владимира, Новгорода). С образованием централизованного русского государства перестраивается ансамбль Московского Кремля, который должен был соответствовать идее «Москва — третий Рим».

Примечательно, что в этой области, которая будет появляться на протяжении веков и по разным причинам в архитектуре высокого средневековья, и состоит из сужения обратного ствола, чем то, что было тогда общим для колонны в более поздние времена. Фактически, колонны Минойского и Мишеунов раздуваются вверх и были признаны в этой необычной форме и противоречат общей эстетической и структурной чувствительности, доказательству естественного происхождения декоративных форм, поскольку ее следует рассматривать как производную от имитации ладонь, используемая в этих областях для строительства деревянных опор.

В эпоху Возрождения (XV — XVI вв.) в Италии зародился и расцвел стиль ренессанс . С XII в. здесь постепенно формируется светская культура, которая следует гармонии античного зодчества, утверждает идеалы гуманизма, проникается интересом к реальному миру, к человеку. Монументальность, величие, заимствованные у Древнего Рима, и греческое изящество, уравновешенность, согласие частей и целого, гармония — все это характеризует стиль эпохи Возрождения. Важным достижением мастеров Возрождения было создание такой архитектурной формы как этаж. Именно этим обусловлено преобладание спокойных, горизонтальных членений на фасадах итальянских дворцов времен ренессанса. В Италии зародился, а затем распространился в Европе, а позже пришел и в Россию стиль барокко — причудливый, странный. Спокойный ренессанс сменяет внешне парадный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль барокко. Здания этого стиля богато украшаются лепниной, живописью, скульптурой. В их оформлении преобладают криволинейные и дугообразные формы. Стремление к единству фасада и окружающего его пространства привело к созданию в эпоху барокко замечателвных городских и дворцово-парковых ансамблей.

Декоративный рисунок зигзага, который обертывает стебель, также можно рассматривать как стилизацию ладонной коры. В архаический период греческой архитектуры архитектурные порядки приняли окончательную форму в общих чертах, поляризуясь с самого начала в двух системах, называемых дорическими и ионическими, к которым добавлен Коринфус, который был сначала разнообразным ионным, а также римлянам тосканской и композиционной.

Перед конкретными элементами и событиями каждого из них стоит рассматривать персонажей и общие дела каждого, поскольку архитектурные приказы, выражение той же художественной цивилизации, развивались и развивались аналогичным образом. Континентальный и конструктивный тип этих зданий был тогда и оставался на протяжении веков почти без изменений, в то время как стилистические формы их элементов непрерывно претерпевали эволюцию, отражающую вкус времен и можно резюмировать в постепенном уточнении эффектов, полученных с помощью уменьшение контрастов и возрастов, истончение мембран, усиление кривых.

Классицизм (лат. classicus — образец) господствовал в Европе с XVII по XIX век.Этот величавый стиль периода абсолютных монархий впервые сложился во Франции и удовлетворял вкусам королевского двора. В классицизме исполвзовались античное наследие и достижения Возрождения. Для этого стиля характерны безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородная простота и спокойное величие.

Из священных зданий заказы стали частью других общественных зданий, таких как подъезды, монументальные подъездные пути, большие залы заседаний и т.д. Пока в эллинистический период мы не найдем их в частных зданиях, теперь стереотипных и скелетных, но необычная элегантность.

Поиск новизны, которая характеризовала эллинистический период во всех искусствах, проявлялась в этой области архитектуры, а также в пропорциях даже при использовании архитектурных орденов, и особенно в их беспорядочном использовании в том же здании. Подобные решения находились в храме Тегеи, Эпидавруса и других зданий второго века.

Стиль рококо (франц. rocaille — раковина) возник во Франции в XVIII веке как стиль оформления внутренних покоев при дворе короля Людовика XV, где царили расточительность, праздность, погоня за удовольствиями. Этот стиль представляет собой крайнее выражение декоративных тенденций барокко. Рококо придавал вычурность, утонченность и витиеватость убранству помещений и мебели.

Параллельный путь должен был следовать этрусской архитектуре, о которой, в отношении форм заказов, мы очень мало знаем о том, что это высота этрусских деревянных зданий и поэтому полностью исчезла. Но, как и с описаниями Витрувио и обнаружением каменных фундаментов, мы можем составить представление о их контурном типе, поэтому из некоторой излишней, особенно погребальной архитектуры, из основ скульптурных основ и из выживания в римской архитектуре различных элементов даже нового порядка, который тогда назывался тосканцем, мы можем спорить об их эстетических характеристиках.

После победы буржуазной революции во Франции наступает последний этап классического стиляампир (стиль империи). Это стиль эпохи Наполеона, победы которого возвеличиваются как победы римских императоров. Появляются триумфальные арки, колонны, обелиски. Для ампира характерны суховатый академизм, холодное величие, изолированность от окружающей среды, отсутствие декора.

Из них, не отличающихся по греческой архитектуре, частое использование декоративных образных мотивов высокие стилобаты, доступные, с одной стороны, только с помощью шага, который породил пьедестал, который, в свою очередь, был одним из самых замечательных нововведений римской архитектуры.

В архитектуре басовой империи элементы порядка стали использоваться более свободно, как и в случае колонн, непосредственно поддерживающих арки, до тех пор, пока элементы также не изменились пропорционально, формация и декорация были заменены совершенно новыми формами На протяжении средневековья заказы казались и были забыты, несмотря на некоторые отдельные явления, очевидно, из-за эмуляции древних, которые всегда были живы в центрах большей культуры. Это определенные колонизированные романские тосканские и космологические колонии, в которых все шприцы вкушают и классические традиции.

Во второй половине XIX века начался стилевой кризис в архитектуре. Для этого времени характерно возвращение к приемам и вкусам прошлого, смешение различных архитектурных стилей, получившее название эклектизм. Но вскоре была сделана попытка создать новый стиль.Так родился модерн (конец XIX. — начало XX в.). В смягченных, обтекаемых очертаниях зданий, как и в манерных, плавно изгибающихся линиях орнамента, воплотились характерные представления того времени о новых конструктивно-пространственных решениях архитектуры.

В эпоху Возрождения имитация древних, изучение и интерпретация римских трактатов, вкус искусства, регулируемый установленными математическими канонами, привели к классовой чести классических порядков. Это было сначала имитация отдельных элементов, используемых, однако, в соответствии с схемами пятнадцатого века, очень отличающимися от римских. Затем, в шестнадцатом веке, те же самые римские узоры были применены к тому, что было возможно для новых зданий, таким образом возвращая заказ на кадрирование арки и ниши, столп, состоящий из замены изолированной колонны и т.д. в тот же период, чтобы распространить то, что называлось хорошей архитектурой, они стали писать трактаты по заказам, которые должны были быть волюсами Витрувио, но на самом деле были кодификациями, немного холодными, как и все абстрактные правила, личного вкуса авторов.

В XX веке в Европе и Америке вырабатывается современный стиль (конструктивизм, функционализм, органическая архитектура и всевозможные ретро). Архитектурный стиль конструктивизм (и производный от него функционализм) не прячет конструкций здания, а выявляет в них присущую архитектуре красоту. Ярче всего черты этих стилей проявились в построенных в 20-30-х годах XX в. многоэтажных конторских и торговых зданиях и многочисленных загородных виллах. Главой нового течения становится швейцарец Шарль Ле Корбюзье. «Дом —это машина для жилья», — говорит он. Другими словами, в пользе — красота. Польза становится идеалом новейшего времени наряду с природой. Осмысливая красоту природы, архитекторы обращаются к плавным органическим формам.

Главным представителем органического стиля был Ф. Л. Райт. И, наконец, человечеству свойственно время от времени тосковать о прошлом — и архитектурные воспоминания воплощаются в архитектурных вариациях стиля ретро.

Итак, мы познакомились с важнейшим понятием — архитектурный стиль. Мы успели охватить не все стили, а лишь важнейшие главы каменной летописи человечества — великие исторические стили мировой архитектуры. Более подробно о каждом архитектурном стиле мы будем рассказывать в последующих публикациях.

* Права на данные изображения принадлежат их авторам.

Урок 15-16 по МХК по теме: «Стили архитектуры»

Мы продолжаем разговор по архитектуре. Это – одно из самых сложных для понимания жанров художественного искусства, т.к. оно связано с математическим расчетом при постройке, с расчетом прочности здания, а также содержит художественную особенность, относится к определенному стилю – совокупность характерных черт и признаков . Давайте разбираться, что же это такое, какие черты и признаки относятся к какому стилю, и какие стили существуют в архитектуре.

Архитектуру называют «каменной летописью мира», «каменной симфонией», «музыкой в камне». Сегодня мы совершим с ваши погружение в историю и познакомимся с архитектурными стилями, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Основные стили :

1. Канонический – 4тыс.до н.э. – 332г.до н.э. – стиль Древнего Египта , обожествление власти фараона и вера в загробную жизнь. Это пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке .

2. Классический – стиль античного периода истории (8в. до н.э. – 5в. н.э.) в Греции и Риме. Лёгкая, стройная архитектура Древней Греции с духом героики и значимости человека. Этот стиль поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Например, Парфенон, Эрехтейон . У римлян же появляются новые архитектурные конструкции: арки и своды. Появляются колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Например, Триумфальная арка Константина, Колизей, Пантеон. Именно простота и изящество привлекали архитекторов последующих эпох к повторению черт – так появляется классицизм .

3. Романский стиль – Западная Европа средние века, 11-12 века . Это стиль Франции, Германии. Это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, крепостной характер. Это тяжелые своды, грузные башни и массивные выступы стен из тёсанного камня. Например, церковь Нотр-Дам ля Гранд

4. В 13-14 веках появляется готический стиль в Европе , основой которого является каркас . Появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы соборов. Характерна каменная резьба и скульптура. Преобладают вертикальные линии, впечатление – устремленность вверх – к небу, к Богу. Например, Собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне.

5. Древнерусский стиль – 9-15веков в Древней Руси . Соединил в себе византийские художественные вкусы (после принятия христианства) и национальные черты из деревянного зодчества. Это – величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей. Например, храм Святой Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, макет церкви дворца в Коломенском. Во время феодальной раздробленности 11-12 веков сохраняется единый русский стиль с местными традициями (архитектура Суздаля, Пскова, Владимира ). С созданием централизованного государства перестраивается ансамбль Московского Кремля по идее «Москва –третий Рим».

6. Ренессанс – эпоха Возрождения 14-16 века. в Европе. Зарождается в Италии, связан со светской культурой, пронизан идеями гуманизма, интересом к античной истории и архитектуре. Отсюда, монументальность, величие (от римлян) и греческое изящество, гармония. Появляется этаж – преобладают спокойные горизонтальные членения итальянских дворцов. Примеры: храм Санта Мария дельФьоре во Флоренции, палаццо Ручелан, капелла Пацци.

7. Барокко – также зародился в Италии – причудливый, странный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль. 16-18 века. Это криволинейные и дугообразные формы, городские и дворцово-парковые ансамбли. Примеры: Собор Святого Петра в Риме, ансамбли архитектора Растрелли: Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец.

Екатерининский дворец. Предхорная
Архитекторы: М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли
Дата создания: 1724 г.-1756 г.
Местонахождение: Царское село, г. Пушкин, Ленинградская обл.

8. Классицизм – в Европе 17-19 веков. Величавый стиль абсолютных монархий, опора – на античное наследство и достижения Возрождения. Симметрия, торжественная строгость, благородная простота. Примеры: Дворцовый ансамбль Версаля, ансамбль стрелки Васильевского острова, Казанский собор в Санкт-Петербурге.

9. Рококо (раковина) 18 век, Франция – стиль оформления внутренних покоев при дворе короля Людовика 15. Это вычурность, утонченность, витиеватость убранства. Пример – дворцовые интерьеры Зимнего дворца.

10. Ампир (стиль империи) – Франция конца 18века после революции. Это стиль эпохи Наполеона . Триумфальные арки, колонны, обелиски. Это суховатый академизм, холодное величие, изолированность от окружающей среды и отсутствие декора. Арка Звезды в Париже, здание Главного штаба в Петербурге.

11. Во 2 -й половине 19 века смешение архитектурных стилей привело к появлению эклектизма.

12. Конец 19-начало 20 века – модерн обтекаемые очертания здания, изгибающиеся линии орнамента. Дом Сытина, особняк Рябушинского в Москве.

13. 20 век – Европа и Америка – современный стиль это и конструктивизм , который не прячет конструкцию здания, и функционализм – «в пользе красота». Это и органический стиль Райта Ф.Л. – плавные формы природы. Это и всевозможные ретро – архитектурные воспоминания. Это и хай-тек – громоздкость и обилие стекла и пластика.

В некоторые эпохи соседствовали несколько стилей разом (Европа нового времени и особенно 19 век). Интересны современные стили, с использованием новых технологий и материалов, покрытий.

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к основным архитектурным стилям – презентация к уроку 15-16.

Вопросы и задания :

1. Что такое стиль?

2. Почему архитектуру называют каменной летописью мира?

3. Что отпечаталось, повлияло на формирование архитектурных стилей? Приведи примеры.

4. Какой из стилей понравился тебе больше всего? Почему? Подобрать иллюстрации понравившегося стиля.

5. Выписать в тетрадь стили, даты их создания и ключевые слова по каждому стилю.

6. К каким стилям можно отнести следующие объекты?

1.2.

3.

4. 5.

6 7

7.89. 10 11. 12



Поделиться: