Методы диагностики творческого потенциала. Компоненты творческих способностей Методы развития творческого воображения

В педагогике активное изучение творческого потенциала началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.

Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал - это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

стремление значимости собственной личности (самореализацию);

творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

способность к самовыражению;

рефлексию собственной жизнедеятельности;

ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве.

В справочнике «Культура и культурология» дается следующее толкование понятию «творческий потенциал»: «Творческий потенциал- совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности».

Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «Творческий потенциал (creativity) - аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию».

Из этого следует вывод, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует.

В контексте данной работы целесообразно использовать толкование «творческого потенциала»,которое дает нам «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»: Творческий потенциал (общеславянск. «творъ» - вид, существо, творение потенциал) - аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению.

Формированию творческого потенциала следует уделять внимание с раннего возраста. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Большую роль в формирование творческого потенциала играет школа.

Педагог-психолог Наумова Н.Е выделяет следующую структуру творческого потенциала у школьников.

Творческий потенциал включает компоненты:

  • -мотивационно-целевой;
  • -содержательный;
  • -операционно-деятельностный;
  • -рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Но « ключевым» моментом в развитие творческого потенциала младшего школьника является внеклассная работа. Именно об этом и пойдет речь в третьем пункте работы.

Таким образом, совокупностью качеств, с помощью которых осуществляется развитие творческого потенциала, обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент есть несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

Р. Стернберг (58) указывает, что процесс творчества возможен при наличии трех специальных интеллектуальных способностей:

Синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

Аналитической способности, позволяющей оценивать стоят ли идеи дальнейшей разработки;

Практически-контекстуальной способности убедить других в ценности идеи.

Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к ярко представленным, но «недоброкачественным» идеям. Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния.

Креативность, с точки зрения Стернберга, предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность (терпимость) к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук (25), опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1) способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) гибкость мышления;

8) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в имеющиеся системы знаний;

10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) лёгкость генерирования идей;

12) творческое воображение;

13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников (20), основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1) реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;

2) умение видеть целое раньше частей;

3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать, а самостоятельно создавать альтернативу;

4) экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Педагоги-ученые и практики Г.С. Альтшуллер, В.М. Цуриков, В.В. Митрофанов, М.С. Гафитулин, М.С. Рубин, М.Н. Шустерман (14; 16; 17; 20; 30; 48; 53; 54), занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1) способность рисковать;

2) дивергентное мышление;

3) гибкость в мышлении и действиях;

4) скорость мышления;

5) способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6) богатое воображение;

7) восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8) высокие эстетические ценности;

9) развитая интуиция.

В.И. Андреев (3) предложил структурную модель, позволяющую выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей личности:

1. мотивационно-творческую активность и направленность личности;

2. интеллектуально-логические способности личности;

3. интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности;

4. мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности;

5. способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

6. коммуникативно-творческие способности личности;

7. результативность творческой деятельности.

На наш взгляд методики данных ученых больше подходят для детей старшего школьного возраста. Поэтому рассмотрим, какие способности выделили другие ученые.

У Л.Д. Столяренко (43) выделены следующие способности, характеризующие креативность: пластичность (способность продуцировать множество решений), подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения), оригинальность (порождение неожиданных, небанальных, нетривиальных решений).

Известный американский психолог Д. Гилфорд (28) выделил 16 таких интеллектуальных способностей. Среди них: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией), законченность (способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид).

Дальнейшее развитие проблема получила в работах П. Торренса (58). Его подход основывается на том, что к способностям, обусловливающим творчество, относятся: легкость, которая оценивается как быстрота выполнения задания, гибкость, оцениваемая как число переключений с одного класса объектов на другой, и оригинальность, оцениваемая как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В этом подходе критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий. По мнению Торренса максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании триады факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации.

В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Творческое мышление характеризуют ассоциативность, диалектичность и системность.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность, т.е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ряд ученых (15; 27; 37; 55; 57; 58) основывается на связи творческого мышления с ассоциациями. С. Медник отмечает, что мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью. Путями креативных решений, основанных на ассоциациях, являются: интуитивная прозорливость, нахождение сходства межу отдельными элементами (идеями), и опосредование одних идей другими.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности. Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида. Под влиянием мотивации показатели креативности возрастают.

К.М. Гуревич, Е.М. Борисова (1) отмечают, что существуют точки зрения на мотивацию креативности как на стремление к риску, к проверке предела своих возможностей и как на попытку наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные виды деятельности, применить новые способы деятельности.

А.М. Матюшкин (30) полагает, что для творчества необходима мотивация достижений. Согласно Я.А. Пономареву (36), в основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира. Особенности мотивации творческой личности усматриваются им в удовлетворении не столько достижением результата творчества, сколько в самом процессе, стремлении к творческой деятельности.

Существует также особый подход, который связывает уровень интеллекта и уровень творческих способностей на совершенно иной основе. Согласно этому подходу, представленному М.А. Воллахом и Н.А. Коганом (28), личностные особенности ребенка-школьника зависят от различного сочетания уровней интеллекта и креативности.

Мы в своем исследовании придерживались мнения, что для оптимального проявления творческих способностей когнитивная и мотивационная сферы личности должны взаимодействовать как органичное целое.

Нельзя не учитывать социальную среду, в которой формируется личность. Более того, ее необходимо активно формировать. Поэтому развитие творческих способностей зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени имеется у каждого человека. Вся окружающая среда должна способствовать развитию творческих способностей. В.Н. Дружинин отмечает, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде» (17,231). Например, М. Волах и Н. Коган (28) высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.

Д.Б. Богоявленская (7,64) выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в «продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей показал, что до сих пор не выработан единый подход к оценке творческих способностей. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия выступает создание нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др. Практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации, способность к постановке собственной цели.

Исходя из анализа различных подходов к проблеме развития творческих способностей, мы выделяем основные направления в развитии творческих способностей младших школьников: применение методов организации и мотивации творческой деятельности, развитие воображения и развитие качеств мышления.

А.В. Лукановсъка

В статье сделан акцент на структурных компонентах творческого потенциала личности. Имеют место различные трактовки феномена творчества, его природы, основы, структуры творческого процесса, методов развития творческих способностей и т.п.. В последнее время активизировались поиски путей и средств развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творчиы потенциал личности, структурные компоненты, психологический аспект.

В статье сделан акцент на структурных компонентах творческого потенциала личности. Существуют разнообразные трактовки феномена творчества, его природы, основания, структуры творческого процесса, методов развития творческих способностей и т.д. Последнее время активизировались поиски путей и способов развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творческий потенциал личности, структурные компоненты, психологический аспект.

Проблема творческого развития личности остро стоит в современном мире. Каждая цивилизованная страна или та, которая хочет быть цивилизованной, заботится о творческом потенциале общества вообще и каждого человека в частности. Все это вместе связано с уровнем общего образования, вниманием к развитию творческих потенций личности, предоставление ей возможности проявлять свои способности.

Сегодня творчество провозглашается неотъемлемой составляющей любой деятельности человека. И место творчества в структуре деятельности будет возрастать в связи с преобразованием среды обитания людей с естественного в создаваемое, техногенное. Насущная необходимость активизации творчески преобразующей деятельности в условиях новых реалий общественного развития вызвала необходимость глубокой научной разработки проблемы творчества. Как следствие, проблема творчества, проблема человека как творца, проблема человеческой жизни как творческого восхождения к собственному "Я" относятся к важнейшим в философии, психологии и педагогике. Главное внимание уделяется развитию творческого потенциала личности. Ученые ищут средства выявления и развития природных дарований каждого ребенка, чтобы помочь ей же-реализоваться, сделать творчество неотъемлемой составляющей ее деятельности. Это объясняется тем, что творчество делает человека счастливым и полезным для общества.

В 20-30-х годах XX в. исследованием творчества занимались преимущественно психологи и физиологи. Со второй половины 50-х годов и до сих пор феномен творчества разрабатывается на различных уровнях. Работы Г. Альтшуллера, Д. Богоявленской, И. Волкова, А. Шумилина и других посвящены выяснению сущности творчества и его механизмов. Вопросам психологии творчества занимался в свое время Г. Костюк. Им осуществлялся анализ способностей, их структуры с акцентом на значении природных задатков, которые успешно развиваются в соответствующей деятельности . Труда JI. Выготского, И. Волкова, А. Лука, О.Леонтьева, В.Моляко, Я. Пономарева, В. Чудновского

Юркевича и других раскрывают пути и средства развития творческих способностей личности. Обоснованию эффективности групповых форм развития творческой активности учащихся посвящены труды И. Семенова,

Степанова, В.Моляко, В. Рыбака. Ш. Амонашвили, Д. Джола. Б. Никитин, В. Сухомлинский, В. Шаталов и другие обнаружили педагогические условия развития творческих способностей, выяснили особенности развития творческих способностей школьников в различных видах деятельности. Проблемам развития творческих способностей школьников разного возраста посвящены труды А. Андрейчака, И. Беха, Д. Бо-гоявленськои, А. Бодалев, М. Боришевский, А. Васильевой, Е. Головахе, В. Давыдова, А. Киричук, А. Кононко, А. Кроник, И.Кулагинои, Н. Лейтеса, А. Лука, А. Матюшкина, В.Моляко, В. Рыбаки, Л. Фридмана, М. Фризен, И. Якиманская, Е. Яковлевой и других. На значение эстетического воспитания, роль искусства в развитии творческих способностей учащихся разных возрастных групп указывают Д. Джола и Б. Щербо. Зависимость творческих способностей личности от социальных условий его обитания исследуют А. Маслоу, В.Моляко, В. Рыбак, К. Роджерс и другие. Побочные эффекты привлечения школьников к творческой деятельности (в том числе формирования их познавательной активности) исследуют К. Абульханова-Славская, Ю. Бабанский, В. Давыдов, И. Родак, П. Пидкасистый и другие.

Анализ результатов выполненных исследований позволяет констатировать, что исследователям удалось раскрыть значение образного мышления в творческом процессе, от следить его связь с вербально-понятийным мышлением, по-новому осмыслить связи мышления и речи, показать роль подсознания и интуиции в творчества, определить гипотезы, аналогии, моделирования в творческом поиске решения проблем, понять связь формальной и диалектической логики, показать, что диалектическая логика логикой творчества, изобретений и открытий.

Привлекает внимание многогранность творчества, различные ее стороны отражаются в понятиях творческий потенциал, творческие возможности, творческие способности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческий труд, творческая личность. Долгое время в творчестве видели наиболее полно выраженное проявление человеческого духа. При этом считалось, что указанный феномен вообще не поддается научному анализу.

Творчество зачастую определяется как деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Вместе творчество представляет собой способность человека создавать из имеющегося материала действительности на основе познания закономерностей объективного мира новую ре?? Тельность, удовлетворяющий разнообразным общественным и личным потребностям.

Шумилин выделяет следующие признаки творчества.

Творчество - деятельность, заключающаяся в производстве существенно новых общественных ценностей: способов деятельности, материальных и духовных продуктов.

Оригинальность - используются нестандартные способы, средства.

Создание новых полезных комбинаций из элементов существующих предметов, способов, средств путем комбинирования.

Органическая связь с познанием действительности. Создавая новые ценности, человек опирается на имеющиеся знания и одновременно расширяет их. Акт творчества является одновременно и актом познания. Два основных пути познания - это раскрытие существующих закономерностей из-за отражения действительности и в процессе преобразования действительности, в творчестве.

Творчество является формой развития общества, среды, культуры.

Творчество - это высший вид деятельности, форма развития и родовая сущность и признак человека.

Творчества присуща единство идеального и материального.

Моляко констатирует, что "в психологическом аспекте под творчеством следует понимать процесс создания, открытия чего-либо нового, ранее для этого конкретного субъекта неизвестного" .

В рамках указанного подхода творчество исследуется в двух главных аспектах - процессуальном и личностно м. В процессуальном аспекте определяются особенности преобразования субъектом предмета творчества, объективной действительности в целом. Поэтому на передний план выступают главным образом этапы, стадии, фазы и результаты названного преобразования. В личностном аспекте главное место занимают качества, способности личности как субъекта творческой деятельности, ее потребности, мотивы, интересы, знания, умения, навыки, характерологические свойства, эмоции, чувства и т.д., а также их развитие. В последнее время все отчетливее проявляется тенденция сближения, сочетание процессуального и личностного аспектов исследования проблемы творчества. Этому способствует внедрение системного подхода в научных исследованиях.

Следует отметить, что исследование творчества актуализировал стремительное развитие производства в конце XIX - начале XX в. Как следствие, появляются исследования научного и технического творчества; впоследствии интенсивно исследуются отдельные аспекты организационной и художественного творчества.

Творчество на разных ее уровнях доступна каждому. В понимании творчества как деятельности, порождает принципиально новое, содержится утверждение об отсутствии у обычного человека творческого начала, имеющееся и выпукло представлено в одаренных индивидов. С указанной позиции К. Кокс, К. Тейлор, Э. Роу и другие исследуют характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества одаренных индивидов, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет. В противоположность указанному JI. Выготский писал, что высшее проявление творчества до сих пор доступен только немногим избранным гениям человечества, но в повседневной жизни, что окружает нас, творчество является необходимым условием существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хотя бы йота нового, обязательства " связана своим происхождением творческому процессу человека .

Внутренним источником творчества является взаимодействие качеств и свойств личности, способных реализовать конкретном творческом акте. Указанный феномен принято называть творческим потенциалом. Потенциал - это величина, характеризующая потенциальную энергию субъекта творчества. Творческий потенциал в философском плане рассматривается как синтетическая качество индивида, характеризует меру П возможностей ставить и решать новые задачи в сфере деятельности, имеющей общественное значение. Его можно представить в виде совокупности преобразовательно-предметных (навыки, умения, способности), познавательных (интеллектуальные способности), аксиологических (ценностных ориентации), коммуникативных (морально-психологические качества), художественных (эстетические способности) возможностей. Психические особенности личности рассматриваются в психологии как последствия спонтанного процесса развертывания наследственных программ развития, а также как результат формирования психики человека в определенных культурных, социальных, исторических условиях. На протяжении всей предшествующей истории развития благодаря наследственности человечество накопило необходимый потенциал для творческой деятельности.

Внутренняя личностная тенденция к творческому решению проблем получила название "креативность". С психологической точки зрения, креативность - это тесно связана с другими чертами в целостной системе свойство личности. Взгляды на природу креативности раскрываются в трудах С. Ариети, Э. Криса, JI. Кубе. Предметом специального изучения она выступила в исследованиях таких ученых, как Воллах, Дж. Гилфорд, X. Грубер, Дж. Дэвидсон, В. Дружинин, Н.Коган, В. Козленко, П. Кравчук, JI. Ляхова, С. Медник, В.Моляко, Г. Муни, Дж. Одор, Я. Пономарев, П. Торренс, К. Торшина, Д. Фельдман, Д. Харрингтон, А. Штейн и др..

Д. Богоявленская основным показателем творческого потенциала считает интеллектуальную активность. Е. Яковлева понимает творческий потенциал как личностную характеристику, но не как набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, так П реализация - это творческий акт (внесение в мир нового, к тому несуществующего). Характеристики творческого потенциала, с ее точки зрения, предметные (в смысле наличия продукта, материального или идеального), апроцессуальные, ведь это процесс выявления собственной индивидуальности. Выражение собственной индивидуальности является ничем иным, как выражением своих чувств, эмоций. Для обеспечения возможностей эмоционального самовыражения используются запах, вкус, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Ломка шаблонов эмоционального реагирования обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального, неповторимого репертуара эмоционального реагирования.

Структуру способностей, по мнению А. Мелик-Пашаева , составляет не совокупность отдельных качеств, а численность проявлений "чего-то единого". Анализ показывает, что взгляды указанного автора несколько отличаются от концепции способностей, исповедуемой представителями научной школы деятельностного подхода: способности не просто проявляются в процессе деятельности, но и возникают в ней. Способности является условием успешной деятельности, одновременно они развиваются в процессе деятельности. Привлечение к творческой деятельности, в частности, обусловливает развитие у человека воображения, мышления, способности отказаться от привычных методов решения проблем, оценивать явление сразу с нескольких точек зрения, увидеть больше того, что видят окружающие, быстро сосредоточиться и переключить внимание и т.д..

В своем исследовании И.С. Волощук отмечает, что структурно творческий потенциал личности определяется основными формами проявления психики человека, а именно: познавательными и эмоционально-волевыми процессами, психическими состояниями, свойствами и т.д.. Сказанное означает тот факт, что творческий потенциал индивида имеет общечеловеческую природу .

Поскольку творческие идеи имеют эмпирическую основу, то творческий потенциал индивида, безусловно, определяется его способностью отражать предметы и явления объективной действительности. Вместе с тем, нет научных данных, свидетельствующих о связи творческого потенциала индивида и характеристик его органов чувств. Указанное является основанием для того, чтобы рассматривать последние как необходимое условие умственной деятельности и не выделять их как составляющую творческого потенциала личности. Вместе интуиция наводит на мысль, что творческие способности индивида определенным образом должны были зависеть от специфики процессов ощущения. Косвенным подтверждением сказанного случаи значительных творческих способностей индивидов с уникальными характеристиками процессов ощущения за счет потери других.

Творчиы потенциал - это, безусловно, способность индивида сконцентрироваться на объекте восприятия, от чего зависит сила, с которой отдельные его свойства действуют на органы чувств, и эффективность активизации временных нервных связей.

Одним из признаков индивида, связанных с присущими ему особенностями восприятия, без которой не мыслится его творчество, является наблюдательность. Наблюдательность проявляется в способности замечать в объекте восприятия незаметны, но существенные детали. Именно они позволяют усмотреть и сформулировать проблему, которая требует своего решения. Наблюдательность является опорной качеством личности.

Для эффективной творческой деятельности необходимо обладать способностью оптимального восприятия предметов и явлений объективного мира. В случае чрезмерной широты сформулированной проблемы найти ее решение очень трудно. В случае чрезмерной узости проблемы ее как таковой фактически не существует, и решение носит скорее характер образа простого совершенствования, чем качественно нового подхода.

Творческий потенциал индивида - это также его способность оптимально целостно воспринимать объекты и явления окружающей действительности. Воспринимая тот или иной объект, человек должен видеть его как единое целое и, вместе с тем, выделять его компоненты. Чрезмерная целостность мешает видеть за целым его структурные составляющие. Недостаточная целостность восприятия, наоборот, не позволяет из отдельных составляющих составить целое и увидеть в нем несколько отличное от суммы структурных компонентов.

Известно, что не все детали предмета или явления одинаково ярко отражаются в представлении. Имеющие для индивида существенное значение, проявляются рельефно, те, что такого значения не имеют, - нечетко. Одни и те же свойства предметов и явлений в одних случаях могут выдаваться существенными, в других - несущественными. Поэтому для эффективного оперирования ими и в конечном для творчества важно воспринимать предметы и явления объективного мира в как можно большей совокупности их свойств и представлять в ситуациях, в которых различные свойства выступают как существенные. Это качество индивида помогает ему видеть предметы и явления объективного мира под разными углами зрения, делает динамическими представление о них и фактически открывает путь к использованию их в нестандартных ситуациях, когда несущественные свойства предметов и явлений становятся существенными.

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения. Создавая мысленный образ, индивид использует предыдущий опыт, анализирует его, выделяет в нем структурные элементы, применяет некоторые из них, комбинируя согласно своему замыслу или совершенно случайно приходит к созданию нового образа. Если индивид легко объединяет отдельные элементы, связанные между собой глубинным связью, то он обладает богатым воображением.

Поскольку в продуцировании новых идей участвуют побочные продукты объектной действия, то творческий потенциал индивида обязательно должен быть представлен его хорошо развитой невольной памятью. Кроме того, для продуктивного творчества важно, чтобы память была подвижной и точной.

Среди структурных компонент творческого потенциала личности, пожалуй, центральное место принадлежит качествам мышления. Дж. Гилфорд утверждать??, Что для творчества особое значение имеют такие признаки мышления, как скорость, гибкость, оригинальность и точность. На таких же позициях стоит и Е.Торренс . Вполне естественно, что для продуктивной творческой деятельности необходимо хорошо развито логическое мышление, поскольку творческий процесс начинается с формулировки проблемной ситуации: анализа имеющегося, выявление в нем несовершенного, устаревшего, выдвижение конечной цели, открытие противоречия между данными ситуации и конечной целью. Не менее важным в структуре творческого потенциала индивида является хорошо развито интуитивное мышление, поскольку новая идея является результатом пересечения двух независимых рядов , скачком мысли, направленной на преодоление психологического барьера, осуществляется на интуитивном уровне.

Одной из предпосылок творческого мышления (без чего невозможно решаемой творческой задачи) является способность индивида мыслить самостоятельно. Чтобы индивид мог мыслить самостоятельно, он прежде всего должен обладать такой чертой характера. Ю как смелость. Ведь, чтобы найти творческий решение задачи, нужно подвергнуть сомнению имеющийся ее решение. Чтобы найти проблему, сформулировать задачу, часто требуется сделать вызов авторитетам по исчерпаемости предложенных ими систем или решений тех или иных задач. Конечно, смелость должна быть по мере развита, поскольку повальная критика результатов чужого труда, неприятие идей других ничего общего с производительным творчеством не имеет. От индивида требуется не только способность подвергать сомнению достоверность или завершенность полученных другими результатов, но и предложить собственные эффективные решения к этому раскритикованных. Поэтому смелость критики и сомнения имеет дополняться опаской за то, будут собственные результаты лучше и эффективнее. Как результат, умная равновесие, едва заметно смещена в сторону сомнения, должно характеризовать творческий потенциал личности.

Предлагая решение творческой задачи, человек, как правило, не может предусмотреть всех последствий, вытекающих из него. Особенно это касается организационной технического творчества. В этом случае приходится принимать рискованные решения, которые могут обернуться серьезными экономическими или социальными проблемами. Если не предлагать инновационные (частично рискованные) решения, то есть больше шансов избежать конфликтных ситуаций, но неризиковани шаги, как правило, тривиальные, мало чем отличаются от существующих способов решения тех или иных проблем. Сказанное, конечно, не означает, что любые рискованные решения могут быть оправданы. Риск обязательно должен иметь место в творческой деятельности, но риск должен быть взвешен, продуман. Чтобы принимать рискованные решения, нужно прежде спрогнозировать последствия своих действий. И все же при относительном равновесии готовности рисковать и стремление точно спрогнозировать последствия предлагаемых решений тех или иных проблем в творческом потенциале индивида должно преобладать первое. А это возможно при условии, когда индивиду присуща такая черта характера, как смелость.

Ценной чертой характера личности есть решимость. Часто индивид осознает, что тот метод, устройство или процесс, которым он пользуется, не дают желаемых результатов, а потому должны быть улучшены. Нередко у него есть даже идея такого улучшения, но силы инерции мешают ему взяться за совершенствование, включиться в творческий процесс. Иногда он уверен, что доведет дело до логического завершения, получит положительный результат, а потому не решается взяться за ее реализацию. Чтобы побороть силы инерции, нужна решимость.

Человек, привлечена к инновационным процессам, в силу объективных обстоятельств постоянно вынуждена отстаивать свои взгляды, идеи, решения тех или иных проблем. Нередко такое отстаивание сопровождается столкновением интересов, конфликтом с представителями других взглядов на те же проблемы. Как правило, силы бывают неровными, потому ввести новое всегда труднее, чем отстоять старое. Итак, от индивида, который предлагает новые решения проблемы, требуется определенное мужество, чтобы выстоять, не покориться и отстоять свою правоту, дав путевку в жизнь собственным решениям. Между тем, может случиться так, что идеи, которые казались правильными, со временем, в процессе дискуссии, окажутся ложными. Тогда снова нужно мужество, но уже не для того, чтобы что-либо доказать свою правоту, а наоборот, для того, чтобы отказаться от своих взглядов.

Не менее ценной чертой в структуре творческого потенциала является настойчивость в достижении поставленной цели. Здесь имеются в виду волевые усилия, направленные на преодоление трудностей, которые возникают в процессе решения творческой задачи. Настойчивость помогает доказать решения Связь до логического завершения, а не зииты с дистанции на полпути. Путь к вершинам творческих достижений тернист и труден. Нередко ученый или художник встречает на нем казалось бы непреодолимые трудности. В такой ситуации на помощь должна прийти вера в то, что к заветным далей дойти можно, что трудности временные, что не вся дорога ими устлан, что будут минуты стремительного приближения к поставленной цели. Убедить себя в этом, не будучи оптимистом, невозможно.

Ценным компонентом творческого потенциала индивида является предоставление им преимущества сложном перед простым, стремление познать смысл, а не ограничиться формой. Это способствует получению индивидуумом нетрадиционных, нестандартных решений творческих задач, а также формулировке задач, решения которых потенциально таят в себе значимый скачок вперед, поскольку противоречия в содержании всегда фундаментальные?? И, чем противоречия в форме, и устранения первых всегда сопровождается более кардинальными изменениями, чем ликвидация остальных. В процессе решения задач человека подстерегает возможность свернуть с нестандартного пути развития своего мнения и пойти накатанной дорогой. Чтобы не соблазниться на такие действия, индивид должен обладать стремлением отойти в процессе решения задач можно дальше от обычных, тривиальных решений, проявить при этом свое "Я", оригинальность собственного мышления, по своей сути является тем же предпочтением сложном перед простым. Нужно помнить, что стремление как можно дальше отойти от обычного не должно быть самоцелью, а должна служить условием нахождения оригинального решения творческой задачи. Стремление быть оригинальным во всем так же вредно, как и нежелание выделяться от других.

Сложные задачи нередко требуют мобилизации творческих сил целой группы ученых, инженеров, экономистов и т.д.. Эффективность коллективного поиска решения зависит от многих факторов, ведущим среди которых принципиальность индивида в существенном и компромиссность в пустячному. Там, где речь идет о принципах, основах, кардинальное отличие подходов, там нужно в пределах разумного доказывать свою правоту, пока не убедишь оппонента, или сам не убедишься. Но там, где речь идет о частичном, поверхностное, не принципиальным, индивиду ради общего положительного результата нужно уметь пойти на компромисс, согласиться с оппонентом, даже до конца не разделяя его взглядов. Оптимальное соотношение принципиальности и компромиссности в характере индивида помогает ему обойти конкурирующие факторы в процессе самостоятельной работы над проблемой. Особенно это характерно для технической и организационной творчества, когда свести на нет негативное воздействие тех или иных факторов невозможно, а потому приходится что-то устранять, а с чем-то мириться. На эффективности коллективной и индивидуальной творчества значительной степени сказывается беспристрастное отношение индивида к чужим взглядам, мыслей, идей и т.д..

В творческом потенциале личности должен найти себе место активная жизненная позиция! скромность в оценке результатов собственного труда. Люди с активной жизненной позицией стремятся овладеть силами природы и использовать их на пользу человечества. Индивиды, для которых характерна указанная выше скромность, осознают мизерность собственных достижений по сравнению с огромным размером нерешенных и доступных для решения проблем.

На результатах творческой деятельности сказывается целеустремленность индивида. Каждому человеку для того, чтобы добиться чего-то в жизни, нужно поставить перед собой определенную цель и, не изменяя ей, постепенно приближаться к ней. Это требование несколько противоречит ориентирам всестороннего развития. Поэтому для достижения успехов в творчестве индивид имеет оптимально сочетать общие и специальные знания и интересы и на этой основе целенаправленно добиваться поставленной цели в жизни.

Структурно творческий потенциал индивида представляется также сбалансированной требовательностью к результатам своего труда. История науки и техники и т.д. переполнена примерами, когда авторы, сделав определенное открытие или изобретение, не спешили с их опубликованием. Бывают случаи, когда эмоциональный результате полученных результатов настолько велико, что автор не в силах удержаться, чтобы не сообщить о них, дополнительно, НЕ убедившись в их достоверности. Как первая, так и вторая крайности вредны.

Важной чертой характера личности есть страсть к упорядочению, систематизации имеющихся знаний и представлений. Ища логическую связь между отдельными элементами, вимощуючы из них определенную конструкцию, индивид нередко наталкивается на элементы, которые не стыкуются со всеми остальными. В таком случае в образованных конструкциях могут появляться пустые места, незаполненные ячейки. Открытие таких пустых ячеек является предпосылкой возникновения проблемной ситуации и формулирование проблемы или творческой задачи. Вместе с тем, эта черта характера не должна противоречить терпимости к временному без порядку, хаоса, абсурда. На примере взаимодействия указанных черт наблюдается их диалектическая взаимосвязь. Сначала индивид стремится упорядочить имеющийся материал, потом оказывается, что упорядочил он его не ради того, чтобы им удовлетвориться, а чтобы через порядок прийти к новому беспорядка, и так без конца.

А. Мелик-Пашаев относится к тех исследователей, которые относят к компонентам творческого потенциала духовность, хотя в его трактовке она выступает в понятии «душа». А. Киричук духовность рассматривает как важную предпосылку творческой самореализации личности, причем не в идеальном, а на реально-практическом уровне. Указанный автор духовность рассматривает не как априори существующую субстанцию, а как такую, которую следует целенаправленно развивать в человеке. Дух рассматривается им как имманентная способность человека к свободному деяния, поступка, духовность - как системное психическое образование, специфическая человеческая черта, представляется ее ценностно-смысловой сознанием, в отличие от понятийно-логической; катарсис (в общем виде) - истинное самоочищения, направлен на отделение индивида (личности) от среды и неограниченное повышение его над этой средой. Духовно-катарсический активность проявляется на креативно-творческом уровне саморегуляции досуговых-игровой, физически-оздоровительной, художественно-образной, предметно-пре-тельные, учебно-познавательной, социально-коммуникативной, общественно-полезной, национально-гражданамской активности личности. Предпосылкой духовно катарсический активности выступает достаточно развита "Я" - концепция "личности - система представлений личности о себе, на основе которых она строит свои отношения с миром и собой .

Осознавая сложность структуры творческого потенциала индивида, некоторые исследователи все же пытаются выделить в нем такие качества, которые при минимальной своем количестве, характеризовали бы творческий интеллект в целом. В одном из подходов среди доминирующих признаков выделяют дивергентность мышления. Среди ведущих качеств личности часто выделяют воображение. Нередко творческую личность связывают с индивидом, для которого характерно обучение на данных прошлого опыта. Иногда об уровне творческих способностей индивида судят на основе того, как он выходит из тупиковых ситуаций при временных неудач. Имеют место случаи, когда в структуре творческого потенциала выделяют ценностную, эмоционально-мотивационную и интеллектуальную сферы . Известны и другие подходы к раскрытию структуры творческого потенциала индивида, но все они, несмотря на свою ценность имеют определенные недостатки, типичными из которых являются их ограниченность, вырывание отдельных качеств с целостной структуры личности.

последнее время активизировались поиски путей и средств развития творческого потенциала личности. Это объясняется тем, что в условиях высокотехнологичного производства без должного творческого потенциала индивид, общественная группа или народ оказываются на обочине цивилизацииних процессов. Е. Яковлева , в частности, разработала программу творческого развития личности, апробированную на учащихся школьного возраста. Программа состоит из четырех блоков: 1) "Я-Я" (общение с самим собой), 2) "Я - другой" (общение с другим)

"Я - общество" (общение с общественными институтами) 4) "Я - мир" (как я исследую этот мир). Указанная программа разработана с учетом того факта, что несомненной зависимость уровня развития способностей от природных задатков, особенностей нервной системы; другим источником развития способностей являются социальные условия обучения и воспитания индивида.

Итак, можно сделать вывод, что структурно творческий потенциал личности определяется основными формами проявления психики человека, а именно: познавательными и эмоционально-волевыми процессами, психическими состояниями, свойствами и т.д.. Творческий потенциал, бесспорно, определяется способностью индивида сконцентрироваться на объекте восприятия. Одним из признаков индивида, без которой не мыслится его творчество, является наблюдательность. Для эффективной творческой деятельности необходимо обладать способностью оптимального восприятия предметов и явлений объективного мира. Творческий потенциал определяется также способностью оптимально целостно воспринимать объекты и явления окружающей действительности. Для творчества важно обладать способностью воспринимать предметы и явления объективного мира в как можно большей совокупности их свойств и представлять в ситуациях, в которых различные свойства выступают как существенные. Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения. Поскольку в продуцировании новых идей участвуют побочные продукты объектной действия, то творческий потенциал индивида необходимо должен быть представлен его хорошо развитой невольной памятью, кроме того, для продуктивного творчества важно, чтобы память была подвижной и точной. Среди структурных компонент творческого потенциала личности, пожалуй, центральное место принадлежит качествам мышления; особое значение имеют такие признаки мышления, как скорость, гибкость, оригинальность и точность; естественно, что для продуктивной творческой деятельности необходимо хорошо развито логическое мышление; не менее важным в структуре творческого потенциала индивида является хорошо развито интуитивное мышление. Одной из предпосылок творческого мышления является способность индивида мыслить самостоятельно. Чтобы индивид мог мыслить самостоятельно, он прежде всего должен обладать такой чертой характера, как смелость. Ценной чертой характера личности есть решимость. От индивида, который предлагает новые решения проблемы, требуется определенное мужество. Чтобы не растеряться в условиях неопределенной ситуации, индивид должен быть оптимистом. Не менее ценной чертой в структуре творческого потенциала является настойчивость в достижении поставленной цели. Ценным компонентом творческого потенциала индивида является предоставление им преимущества сложном перед простым, стремление познать смысл, а не ограничиться формой. Эффективность коллективного поиска решения проблемы зависит от многих факторов, ведущим среди которых принципиальность индивида в существенном и компромиссность в пустячному. На эффективности коллективной и индивидуальной творчества значительной степени сказывается беспристрастное отношение индивида к чужим взглядам, мыслей, идей и т.д.. В творческом потенциале личности находит себе место активная жизненная позиция индивида и его скромность в оценке результатов собственного труда. На результатах творческой деятельности сказывается целеустремленность индивида. Структурно творческий потенциал индивида представляется также сбалансированной требовательностью к результатам своего труда. Важной чертой характера личности есть страсть к упорядочению, систематизации имеющихся знаний и представлений; вместе с тем, эта черта характера не должна противоречить терпимости к временному беспорядка, хаоса, абсурда. К составляющим творческого потенциала личности относят и его духовность.

Список литературы

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. - 176с.

Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психолог очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещ., 1993. - 93 с.

Волощук И.С. Научно-педагогические основы формирования личности. - М.: Пед. мысль, 1998. - 160 с.

Киричук О. Духовно-катарсический активность личности: сущность, функции, генезис //Реабилитационная педагогика на рубеже XXI в Научно-методических. сборник. - Ч. И. - К., 1998.

Киричук О. Развитие и самореализация личности в условиях образовательного учреждения //Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 28 - 30.

Костюк Г.С. Способности и их развитие у детей. - М.: Т-во "Знание", 1963. -80 С.

Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. -К.: Т-во "Знание" УССР, 1989. - 48 с.

Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 192 с.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

ИИИумилинА.Т. Проблемы теории творчества: Монография. - Москва: Высш. шк., 1989. - 143 с.

Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии. -1996. - № 3. - С. 28-34.

Baker К. R. The nursery school fosters creativity //Education. - 1967. - Vol. 37. - No. 8, - P. 467-473.

Givens P.R. Creativity and the Gifted Child //Educational Theory. - 1963. - Vol. 13. - No. 2. - P. 128-131.

Guilford J.P. Creativity: yesterday, today, tomorrow //Journal of Creative Behavior. - 1967. - Vol. 1. - P. 3-14.

Knipner S. Characteristics of gifted child //Education. - 1967. - Vol. 88. - No. 1. - P. 22-24.

TorranceE.P. Uniqueness and Creativity //Educational Leadership. - 1967, - Vol. 24. - No. 6. - P. 493-496.

Woodman R. W. Creativity as construct in personality theory //Journal of Creative Behavior. - 1981. - Vol. 15. - P. 42-66.

The accent on the structural components of personality creative potential is made in the article. Various interpretations of the phenomenon of creation, its nature, basis, structure of creative process, methods of development of creative capabilities take place and others like that. The searches of ways and facilities of development of personality creative potential activated lately.

Key words: creation, creative activity, creative capabilities, creative potential of personality, structural components, psychological aspect.

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ педагогики более конкретны:

  • Развитие потребности в познании окружающего мира;
  • Формирование системного диалектического мышления;
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ);
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Как научное направление ТРИЗ педагогика сформировалась в конце 80-х гг. прошлого века, но методические поиски и разработка продолжаются и по сей день. Если же говорить о старте направления, то он был дан фантастическим рассказом Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором представлено, как будет проводиться обучение в недалеком будущем. Тезисное изложение принципов, вмещенных в этом произведении, мы приводили, когда говорили о сферах использования ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить 2 направления:

  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
  • Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я - писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

  • Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Прогностические функции научно-фантастической литературы;
  • Оператор РВС (параметрический оператор);
  • Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ);
  • Фантограммы;
  • Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • Ступенчатое конструирование;
  • Метод ассоциаций;
  • Метод тенденций;
  • Метод скрытых свойств объекта;
  • Взгляд со стороны;
  • Изменение системы ценностей;
  • Ситуационные задания;
  • Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
  • Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
  • Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект - на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС - инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел - теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой - подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. - ЖСТЛ-3 - уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру - человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками - внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на 6 качествах необходимых творческому человеку остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

  1. Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
  2. Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
  3. Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример - Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
  4. Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
  5. Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
  6. Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть - может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей - групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы - Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы - от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера.

Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура - лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития - положительная обратная связь; увеличение финансирования - увеличение количества людей - рост отдачи - увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей.

Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний - растущая потребность общества, а фактор торможения - исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это - объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны - ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны - он стремится затормозить опасное для себя развитие.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

  • Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
  • Стабилизация иерархии. Введение «стажных» почестей. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику члена коллектива. Введение ограничений на приток молодежи, на занятие определенных постов в иерархии молодыми.
  • Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с естественного уровня (той ступени, где возникла проблема) на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
  • Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата. Вырабатывается волюнтаристский стиль управления, пренебрежение экономикой, серьезным изучением вопросов, поиском альтернативных путей.
  • Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится. Методы «непринятия решений» известны: перепасовка в разные службы, волокита и т.д.

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

  1. Принятие решений на естественном уровне - там, где проблема возникла.
  2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
  3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
  4. Постановка перед коллективом единой большой общественно-полезной цели, с которой увязаны личные интересы каждого члена коллектива.
  5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить учащегося способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

4. Мотивация задания.

Уроки технологии и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:

– независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы;

– беспристрастность оценок и суждений;

– открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям;

– восприимчивость к новому и необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;

– конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.

Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить учащихся понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.

Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.

Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ученика.

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика. В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться творчеству, творческого мышления; однако опыт работы экспериментальных школ и НПО дает возможность утвердительно отвечать на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.



Поделиться: