Щелкунчик и мышиный король читать полностью главы. Книга щелкунчик и мышиный король читать онлайн

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН

ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ

Аннотация

«Щелкунчик и Мышиный Король» - одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.
Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцукрестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум - нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, - тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...
Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Это конец кануна Рождества, Клара ложится спать, а затем идет, чтобы проверить состояние своего щенка. Внезапно дерево растет, комната заполнена мышами; они дают битву с деревянными игрушками, которые оживлены. Войдите в чудовищного короля мышей; Щелкунчик выходит из своей кровати, чтобы сражаться с ним. Клара убивает короля и бегущих мышей, Клара спасла жизнь своей игрушке.

Он превращается в принца и приглашает Клару в свою страну, царство прелестей. Жилая комната исчезает, снег начинает падать, Клара и принц пересекают лес сосен. Клара и принц приезжают в королевство прелестей и встречаются феей Драже и всеми ее подданными.

Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. Фриц таинственным шепотом сообщил сестренке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чемто шуршали, шумели и тихонько постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький темный человечек с большим ящиком под мышкой; но Фриц наверное знает, что это их крестный, Дроссельмейер. Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула:
- Ах, чтото смастерил нам на этот раз крестный?
Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Крестный сам был великим искусником, он даже знал толк в часах и даже умел их делать. Поэтом, когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какиенибудь часы, всегда приходил крестный Дроссельмейер, снимал стеклянный парик, стаскивал желтенький сюртучок, повязывал голубой передник и тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко; но вреда часам он не причинял, наоборот - они снова оживали и сейчас же принимались весело тиктикать, звонить и петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крестного в кармане находилось чтонибудь занимательное для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает птичка, то еще какаянибудь штучка. А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же заботливо убирали его подарок.
- Ах, чтото смастерил нам на этот раз крестный! - воскликнула Мари.
Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и выкидывать артикулы прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, и поднимется шум и грохот.
- Нет, нет, - перебила Фрица Мари, - крестный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…
- Лебеди не едят марципана, - не очень вежливо перебил ее Фриц, - а целый сад крестному и не сделать. Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся.
И вот дети принялись гадать, что им подарят родители. Мари сказала, что мамзель Трудхен (ее большая кукла) совсем испортилась: она стала такой неуклюжей, то и дело падает на пол, так что у нее теперь все лицо в противных отметинах, а уж водить ее в чистом платье нечего и думать. Сколько ей ни выговаривай, ничего не помогает. И потом, мама улыбнулась, когда Мари так восхищалась Гретиным зонтичком. Фриц же уверял, что у него в придворной конюшне как раз не хватает гнедого коня, а в войсках маловато кавалерии. Папе это хорошо известно.
Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас расставляют их на столе; но в то же время они не сомневались, что добрый младенец Христос осиял все своими ласковыми и кроткими глазами и что рождественские подарки, словно тронутые его благостной рукой, доставляют больше радости, чем все другие. Про это напомнила детям, которые без конца шушукались об ожидаемых подарках, старшая сестра Луиза, прибавив, что младенец Христос всегда направляет руку родителей, и детям дарят то, что доставляет им истинную радость и удовольствие; а об этом он знает гораздо лучше самих детей, которые поэтому не должны ни о чем ни думать, ни гадать, а спокойно и послушно ждать, что им подарят. Сестрица Мари призадумалась, а Фриц пробормотал себе под нос: «А всетаки мне бы хотелось гнедого коня и гусаров».
Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Диньдиньдиньдинь! " Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: "Ax, ax! " - замерли на пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за руки и сказали:
- Идемте, идемте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!

Фея и ее подданные предлагают шоу двум детям: испанский танец, арабский танец, китайский танец и, наконец, вальс цветов. Фея Драже и принц Оргеат танцуют большой шаг в два. Сначала Чайковский был в восторге от проекта, но предлагаемый буклет его не удовлетворил, потому что у него были только короткие танцевальные эпизоды. Однако он приступил к работе, и счет был завершен в августе.

Он представил новые инструменты для оркестровки: тамбурины, трубы, детские барабаны, пение птиц и хор женских голосов в конце первого акта и селеста для танца сказочной феи во втором акте, который напоминает одну из музыкальных шкатулок. Петипа попросил его создать звуковое впечатление о водопаде в фонтане.

Я обращаюсь непосредственно к тебе, благосклонный читатель или слушатель, - Фриц, Теодор, Эрнст, все равно, как бы тебя ни звали, - и прошу как можно живее вообразить себе рождественский стол, весь заставленный чудными пестрыми подарками, которые ты получил в нынешнее рождество, тогда тебе нетрудно будет попять, что дети, обомлев от восторга, замерли на месте и смотрели на все сияющими глазами. Только минуту спустя Мари глубоко вздохнула и воскликнула:
- Ах, как чудно, ах, как чудно!
А Фриц несколько раз высоко подпрыгнул, на что был большой мастер. Уж, наверно, дети весь год были добрыми и послушными, потому что еще ни разу они не получали таких чудесных, красивых подарков, как сегодня.
Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать! .. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало се шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть, то и дело повторяя:
- Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят, наверное позволят, в самом деле позволят его надеть!
Фриц тем временем уже три или четыре раза галопом и рысью проскакал вокруг стола на новом гнедом коне, который, как он и предполагал, стоял на привязи у стола с подарками. Слезая, он сказал, что конь - лютый зверь, по ничего: уж он его вышколит. Потом он произвел смотр новому эскадрону гусар; они были одеты в великолепные красные мундиры, шитые золотом, размахивали серебряными саблями и сидели на таких белоснежных конях, что можно подумать, будто и кони тоже из чистого серебра.
Только что дети, немного угомонившись, хотели взяться за книжки с картинками, лежавшие раскрытыми на столе, чтобы можно было любоваться разными замечательными цветами, пестро раскрашенными людьми и хорошенькими играющими детками, так натурально изображенными, будто они и впрямь живые и вотвот заговорят, - так вот, только что дети хотели взяться за чудесные книжки, как опять прозвенел колокольчик. Дети знали, что теперь черед подаркам крестного Дроссельмсйера, и подбежали к столу, стоявшему у стены. Ширмы, за которыми до тех пор был скрыт стол, быстро убрали. Ах, что увидели дети! На зеленой, усеянной цветами лужайке стоял замечательный замок со множеством зеркальных окон и золотых башен. Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который так весь и сиял (столько свечек горело в серебряных люстрах!), под музыку плясали дети в коротких камзольчиках и юбочках. Господин в изумруднозеленом плаще выглядывал из окна, раскланивался и" снова прятался, а внизу, в дверях замка, появлялся и снова уходил крестный Дроссельмейер, только ростом он был с папин мизинец, не больше.
Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с танцующими и прохаживающимися человечками. Потом он попросил:
- Крестный, а крестный! Пусти меня к себе в замок!
Старший советник суда сказал, что этого никак нельзя. И он был прав: со стороны Фрица глупо было проситься в замок, который вместе со всеми своими золотыми башнями был меньше его. Фриц согласился. Прошла еще минутка, в замке все так же прохаживались кавалеры и дамы, танцевали дети, выглядывал все из того же окна изумрудный человечек, а крестный Дроссельмейер подходил все к той же двери.
Фриц в нетерпении воскликнул:
- Крестный, а теперь выйди из той, другой, двери!
- Никак этого нельзя, милый Фрицхен, - возразил старший советник суда.
- Ну, тогда, - продолжал Фриц, - вели зеленому человечку, что выглядывает из окна, погулять с другими по залам.
- Этого тоже никак нельзя, - снова возразил старший советник суда.
- Ну, тогда пусть спустятся вниз дети! - воскликнул Фриц. - Мне хочется получше их рассмотреть.
- Ничего этого нельзя, - сказал старший советник суда раздраженным тоном. - Механизм сделан раз навсегда, его не переделаешь.
- Ах, таак! - протянул Фриц. - Ничего этого нельзя… Послушай, крестный, раз нарядные человечки в замке только и знают что повторять одно и то же, так что в них толку? Мне они не нужны. Нет, мои гусары куда лучше! Они маршируют вперед, назад, как мне вздумается, и не заперты в доме.
И с этими словами он убежал к рождественскому столу, и по его команде эскадрон на серебряных копях начал скакать туда и сюда - по всем направлениям, рубить саблями и стрелять сколько душе угодно. Мари тоже потихоньку отошла: и ей тоже наскучили танцы и гулянье куколок в замке. Только она постаралась сделать это не заметно, не так, как братец Фриц, потому что она была доброй и послушной девочкой. Старший советник суда сказал недовольным тоном родителям:
- Такая замысловатая игрушка не для неразумных детей. Я заберу свой замок.
Но тут мать попросила показать ей внутреннее устройство и удивительный, очень искусный механизм, приводивший в движение человечков. Дроссельмейер разобрал и снова собрал всю игрушку. Теперь он опять повеселел и подарил детям несколько красивых коричневых человечков, у которых были золотые лица, руки и ноги; все они были из Торна и превкусно пахли пряниками. Фриц и Мари очень им обрадовались. Старшая сестра Луиза, по желанию матери, надела подаренное родителями нарядное платье, которое ей очень шло; а Мари попросила, чтоб ей позволили, раньше чем надевать новое платье, еще немножко полюбоваться на него, что ей охотно разрешили.

Несколько отрывков музыки Щелкунчика стали известными мелодиями. Балет также включает транскрипцию двух популярных песен из французского репертуара. Бон-рейс Месье Дюмолет и кадет Русселе. . Чайковский создал этот двадцатиминутный сюиту из нескольких выдержек, что способствовало популярности балета. Несмотря на свое название, он играл за несколько месяцев до выпуска балета, музыкального общества Санкт-Петербурга и был очень успешным.

Но Петипа заболела после первых репетиций Щелкунчика, и его помощник Лев Иванов взял на себя ответственность. Иванов был, к сожалению, застенчив и привык к месту второго. Он был очень талантливым музыкантом и компетентным хореографом, а его шедевр в этом балете - это вальс из хлопьев, в котором шестьдесят танцоров и танцоров, одетых в белый танец, формируя круги, квадраты, звезды и заканчивая тем, что впечатление потерянного в снежной буре.

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила чтото, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным». Кроме того, Мари пришла к заключению, что крестный, будь он даже таким же щеголем, как человечек, все же никогда не сравняется с ним по миловидности. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок, - ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.
- Ах! - воскликнула наконец Мари. - Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?
- Он, милая деточка, - ответил отец, - будет усердно трудиться для всех вас: его дело - аккуратно разгрызать твердые орехи, и куплен он и для Луизы, и для тебя с Фрицем.

Первая сцена происходит в доме состоятельной семьи в маленьком городке в Германии. Президент Городского совета, г-н Зильберхаус и его жена проводят вечеринку для своей семьи и друзей. Советник Дроссельмейер, эксцентричный, но добросердечный старик приходит и раздаёт подарки детям. Среди ее подарков Клара, дочь президента Сильбергауса, получает орешника в форме человека, который трескает орехи между его челюстями. Брат Клары вырывает из нее щипчик-крик и ломает его, оставляя Клару убитым горем.

После того как гости уходят, а Клара ложится спать, она не может забыть сломанный щипчик. Она ползет вниз, и когда часы ударяются в полночь, она поражена, увидев, что мыши появляются со всех уголков гостиной. Клара с изумлением смотрит, как солдаты и психушка оживают, чтобы сразиться с мышами. Бои достигают кульминации, когда Клара бросает Король Мышей на пол с ее тапочкой. Когда их лидер упал, мыши разошлись. Победа, которую принесла Клара, разрывает заклинание на Щелкунце, превращая его в доблестного принца.

Эрнст Гофман
Щелкунчик и Мышиный король

© Яхнин Л.Л., 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Шу-шу! Шур-шур! – таинственно доносилось из соседней комнаты. Фриц и Мари сидели в полутёмной спальне и прислушивались. Накануне Рождества их крёстный Дроссельмейер мастерил для них какой-то особый подарок.

Тук-тук! Бам-бам! – разносилось по дому.

Обращаясь к ней с благодарностью, принц приглашает Клару сопровождать его в Королевство сладостей, где царит сахара-слива-фея. Клара и Принц добрались до Королевства Сладостей и получили в большом зале замка Фестиваля Сахарной Плюсы. Клару сопровождают на миниатюрный трон, чтобы посмотреть презентацию, которая была подготовлена ​​в ее честь. Появляются деликатесы Королевства сладостей. Шоколад, кофе и чай представлены испанскими, арабскими и китайскими танцорами. В финале придворные королевства встали на колени в знак уважения к Кларе за спасение своего принца.

Ох уж этот крёстный Дроссельмейер! Странный он человек. Даже человечек. Маленького роста, сухонький, морщинки на лице сеточкой. На лысой, как блестящий шар, голове пудреный парик. А вместо правого глаза – чёрная, но совсем не страшная повязка. И этот некрасивый маленький человечек был большим искусником. Каждый раз дарил он детям необыкновенную игрушку. То крохотного кавалера-шаркуна с выпученными глазами, то коробочку-сюрприз, из которой со звоном выскакивает серебряная птичка. Интересно, что на этот раз мастерит, скинув жёлтый сюртучок и надев голубой передник, их затейник крёстный?

Балет заканчивается блестящим вальсом. Да, и я, и т.д. клара ден, да, да. Хранитель держится на торжестве для Клары, за то, что на хун-френсте прицен. В меморандуме и в прямом эфире ансамбля антиобщественного балетто. История истории Гофмана довольно сложна, но если вы впервые знали только историю балета, вы заметите, что между балетом и сказкой есть много различий. Многие называют Балет Щелкунчика шедевром Кайковского, возможно, его самым известным творением, но он не согласился бы с этим утверждением.

Фактически, в этом шоу все вращается вокруг танцевальных шагов. Сначала Мариус Петипа создал хореографию, а затем дал Кайковскому всю необходимую информацию для написания музыки, включая точные инструкции о продолжительности каждого отдельного шага. На практике он не оставлял много творческой свободы, поэтому Кайковскому не нравилась музыка, которую он написал для этого балета. В рассказе главный герой называется Мари и в балете, все это знают, берет имя Клара. Но это не единственная разница, но сюжет был очень упрощен, чтобы стать простым предлогом для танцевальных номеров, которых много.

Стемнело. Дети, прижавшись друг к другу, прислушивались к звукам из гостиной. А там! Там в этот момент родители расставляют на отдельном столике под ёлкой множество чудесных подарков. Сейчас, сейчас распахнутся двери, и…



Динь-динь-дилинь! – пролепетал серебряный колокольчик. Можно! Фриц и Мари сорвались с места и кинулись в гостиную. Ах! Посреди комнаты, окутанная сияющей музыкой света, высилась великолепная ёлка. Пушистые ветки увешаны золотыми и серебряными яблоками, гроздьями обсахаренных орешков, конфет, облитых разноцветной глазурью пряников. В зелёной тьме хвои, как звёздочки в ночном небе, мерцали и переливались, озаряя комнату, сотни маленьких свечек. Но самое главное – рождественские подарки!

Это маленькая девочка, хотя это взрослая балерина, чтобы играть в нее в канун Рождества. Это отличная вечеринка, и каждый танцевальный персонаж вместе или один. Затем приходит богиня Дроссельмейер, которая приносит странные странные куклы, каждый из которых выполняет «характерный» балет. Среди игр в Кларе она находит психушку, которая сразу привлекает ее внимание. В середине ночи мыши атакуют игрушки Клары, а игрушки, во главе с анимированными щипцами-орешниками, сражаются в свою очередь против мышей.

Клара побеждает короля Топи, бросая ему циабатту. Мыши побеждены и заклинание ломается. Щелкунчик становится принцем и приносит Клару в Очарованный лес, где мы можем увидеть многие другие характерные танцы, в том числе танец снежинки, который вы видите на фотографии слева, и знаменитый вальс из цветов, к грандиозному финалу, где танцуют Клара и Принц-Щелкунчик, и в конце всех танцев мы оказываемся в гостиной, которую мы оставили, где Клара просыпается: это был просто сон, короче говоря, различия между балетом и историей Многие из них распространены: они оба являются рождественскими историями от начала и до конца!

Нарядные куклы с фарфоровыми личиками и горка игрушечной посуды для восхищённой Мари. А праздничное шёлковое платье, в оборках и цветных лентах! И ей наверняка непременно позволят надеть его! Фриц тем временем верхом на гнедом деревянном коне галопом объезжал стол, на котором застыл в ожидании полководца эскадрон гусар в великолепных шитых золотом красных мундирах с серебряными сабельками наголо.

В канун Рождества Мари Штальбаум и ее семья ждут рождественский подарок. Дети играют со своими новыми игрушками и очень счастливы. После того, как дети легли спать, Мари пробуждается шумом в гостиной и идет посмотреть. Она смотрит в гостиной в битве между Щелкунчиком, который очарован, и Королем Мюзи. Марионеточное королевство, принц которого является психушкой, всегда оживает, когда часам запрещено избивать двенадцать. Она положила его между окончанием боя. Дом угрожает Мари, она возвращается и падает в стеклянный кабинет в гостиной.

Когда она вырезалась на стеклянном шкафу, ей пришлось оставаться в постели в течение следующих нескольких дней. Каждую ночь она получает визит из дома, который насильственно заставляет его возвращать грехи, которые он может есть со своим народом. Она рассказывает о том, что она видит своим родителям и ее крестной матери Дрогелмейер. Затем ее крестный отец говорит ей «Маленькая бабочка из жесткой гайки», которую Мария считает правдой. Разумеется, Мари хочет помочь конечномутре. В этот вечер появляется Щелкунчик с Мари и просит ее о помощи.

Дети не знали, за что хвататься, то ли играть с куклами и барабанщиками, то ли листать чудесные книжки с разноцветными, будто живыми картинками. Но тут снова зазвонил колокольчик. Настал черёд подарка крёстного Дроссельмейера. Раздвинулась маленькая ширма, и на покрытом зелёным сукном столике, как на лужайке, вырос перед детьми замок. Заиграла музыка. Распахнулись зеркальные окошки, зажёгся свет в золотых башенках. И тут все увидели, что по залам замка парами гуляют крошечные кавалеры в белых чулках и камзолах и дамы в шляпах с перьями и платьях со шлейфами.

Щелкунчик хочет, чтобы меч мог убить монстра. Мари дала ему меч из гусаров ее брата. Щелкунчик убивает кошмар следующей ночью, и в качестве доказательства он приносит Мари семь коронок царского дома. Чтобы поблагодарить Мари, он берет Мари в империю кукол, чтобы показать ей свой мир. Мари с энтузиазмом относится к империи кукол и чувствует себя как дома. Вернувшись из королевства кукол, она рассказывает все своим родителям, которые затем смеются над ней и не верят ей. Теперь она полностью автономна и мечтает о своем опыте в империи кукол, поскольку она не может никому рассказать.

В малюсеньких, с напёрсток, серебряных люстрах сияют спиченки свечек, и под музыку пляшут и прыгают дети в разноцветных курточках и панталончиках. А из окна выглядывает господин в изумрудно-зелёном плаще и приветливо кланяется Фрицу и Мари. Крёстный Дроссельмейер! Конечно же, он. Только с мизинец ростом.

– Крёстный, пусти нас к себе в замок! – вскричал Фриц.

Мари всегда разговаривает с Щелкунчиком. В одном из этих разговоров также слышался ее крестный отец Дроссельмейер. С кресла сильно ударилась и Мэри. Когда она пришла в себя, она была представлена ​​ее племяннику своего крестного отца. Он был Щелкунчиком, который снова мог взять свою прежнюю форму по желанию Мари. Он поблагодарил Мари, потому что она так сильно доверяла ему, и ей было все равно, как он выглядит. Он попросил Мари за ее руку, и отныне они правили куклой вместе. Цузский стимул Лушкачек уважает структуру оценки Чайковского, но дает другие подтексты.




Но изумрудно-зелёный человечек ничего не ответил, а спрятался в окне. Впрочем, тут же показался снова и приветливо поклонился. И опять исчез.

И вновь появился. И дамы с кавалерами прохаживались всё так же кругами.

И дети в замке топали ножками, как заведённые.

Изменение сценария отражает изменение жизненных привычек современного общества. Не так давно, главный сюрприз был канун Рождества Рождественская елка с подарками от Санта Клауса, как механические куклы, оловянные солдатики и деревянные игрушки ручной резьбой, в том числе инструменты для раскалывания орехов в виде рождественских Щелкунчик куклы. Семья, связанная с выпечкой рождественских конфет, напротив, боялась мысли о мышах, которые бегали по дому в ночной тишине и искали что-нибудь поесть.

Теперь у нас есть Рождество в универмагах уже в октябре, освещенная рождественская елка сияет на площадях между рыночными киосками с ноября. Подарки даются детям дважды - один раз на Николая и второй раз в канун Рождества. Боязнь мыши больше не существует, и оловянные солдаты детских игр заменили убийц компьютерных звездных войн.

– Ну, – протянул Фриц, – это скучно! – И он занялся своими солдатиками.

А Мари вдруг присела на корточки перед ёлкой. Она увидела странного человечка, скромно стоявшего под разлапистой пушистой веткой. Не очень-то складный был этот деревянный человечек. Чересчур громоздкое туловище на тонких ножках и великоватая голова с тяжёлой челюстью. Но зато одет человечек был вполне пристойно и даже щегольски. Фиолетовый гусарский мундир, весь в пуговичках, опушках и позументах, узкие рейтузы и сапоги со шпорами. Всё сидело на нём так ловко, будто было нарисовано. Из-под круглой плоской шапочки выпрастывались белые букли нитяного парика, а завитки шерстяных ниток – щеголеватые усики над алой губой – не скрывали добродушной улыбки, сверкавшей жемчужным рядом ровных, крепких зубов. Мари тут же полюбила человечка, который приветливо и дружелюбно поглядывал на неё.

Театральная эксклюзивность Щелкунчик как балетная ярмарка, сказочный театр с фантастическими явлениями и персонажами, приобрел новые возможности в разных странах. В мире танца, а не только в стиле классического балета, современного танца и пантомимы, но и фразеология индийский танец Бхарата Натьям и современный хип-хоп.

Некоторые хореографы возродить рождественскую идиллию оригинальных творцами, кто тогда постановка агенты свидетельствовавших о жизни и чувстве времени, другие принимают их художественные работы в качестве трамплина для собственного Рождества уведомления. Балерины, для которых основной предпосылки художественной интерпретации сегодня, подойдите к постановке Щелкунчика призмы моей чувственности религиозных символов и оценки Чайковского для них становится источник вдохновения, чтобы выразить свою философию жизни и личные отношения с детством.

– А этот милый человечек для кого? – воскликнула Мари.

– Для всех, – ответил отец. – Это Щелкунчик. Он, как и все его предки, отлично умеет разгрызать орехи.

Мари тут же схватила горсть орешков, и Щелкунчик, продолжая приветливо улыбаться, колол их своими крепкими зубами. Фриц на минуту оставил свой оловянный эскадрон и тоже сунул в рот Щелкунчику орех. Но выбрал при этом самый большой и твёрдый. Крак!.. – обломились три зуба у бедного Щелкунчика, а тяжёлая челюсть беспомощно отвисла.




– Фу, глупый Щелкунчик! – вскричал Фриц. – То ли дело мои драгуны! Им никакое самое крепкое ядро не страшно!

И он снова вернулся к своим солдатикам. А Мари, вся в слезах, прижала к груди раненого Щелкунчика, подвязала ему больную челюсть белой ленточкой и заботливо укутала платком.

– Щелкунчик, миленький, – шептала она, – не сердись на Фрица. Он добрый. Просто немного огрубел со своими оловянными солдатиками. А я буду тебя беречь и лечить. – И Мари нежно баюкала Щелкунчика.

А ночь, таинственная Рождественская ночь, уже подкрадывалась к дому, затягивала окна синим сумраком. Пора было складывать игрушки. В гостиной налево от двери стоял высокий стеклянный шкаф. На верхней полке, до которой детям было не дотянуться, расположились чудесные изделия крёстного Дроссельмейера. Ниже рядком теснились книжки в лаковых переплётах. На самой нижней полке Мари устраивала кукольную комнату, где жила любимая кукла Трудхен, а теперь и новая нарядная Клерхен. Фриц занял полку повыше и расставил строем своих конных и пеших солдат с барабанщиками, трубачами и знаменосцами.

Мари и не заметила, как осталась одна в комнате. Она поставила Щелкунчика на полку и уже собиралась идти в спальню, как вдруг отовсюду – из-за шкафа и стульев, из-под стола и из-за кафельной печи, из каждого тёмного угла – о-ох! – стали разлетаться, подкрадываться тихие-тихие шорохи, шёпоты, шуршание и шебуршение. А настенные часы с маятником захрипели, засипели, готовясь пробить полночь.

Ти-ик! Та-ак! – медленно, с трудом, словно полусонный, качался маятник.


Тише! Тише! Слышишь? Слышишь?
Из угла ночной гостиной
К нам ползёт король мышиный…
И часов старинных бой
Нас зовёт на смертный бой…

Бом-м! Бом-м!.. – двенадцать раз ударили в тишину часы. И тут же за стеной, по углам, под полом послышались писк, возня и дробный топоток тысячи крохотных лапок. Острыми огоньками засветились тысячи глазок-буравчиков. И отовсюду стали сбегаться несметные полчища мышей. Они выстроились в боевом порядке прямо перед Мари и замерли. И треснул, приподнялся пол посреди гостиной, разбрызгивая звонкие янтарные половицы. Из-под пола с отвратительным шипением вылезли семь мышиных голов в сверкающих коронах, а следом и толстое тельце, на котором и покачивались все семь гадких мышиных головок. Под предводительством своего семиголового предводителя всё мышиное войско стало надвигаться на Мари, прижавшуюся к шкафу.




Что-то будет?

Но тут – дзынь! – разбилась стеклянная дверца шкафа, и зазвенел храбрый голосок:

– Вперёд! За мной! На бой! На бой! Вперёд на горе мышиной своре!

Тут Мари увидела, что внутренность шкафа осветилась. Во весь свой рост поднялся раненый Щелкунчик и взмахнул серебряной саблей. И встали с ним плечо к плечу три храбрых паяца, четыре трубочиста, два трубача, барабанщик и Панталоне со знаменем. Безрассудно-смелым прыжком перелетел Щелкунчик на пол. Мягко шлёпнулись следом за ним бархатные паяцы и туго набитые опилками музыканты с трубочистами. Спорхнул с развевающимся, как крылья бабочки, знаменем Панталоне.

– Эй, барабанщик! Бей тревогу! Зови подмогу! – звонко скомандовал Щелкунчик.

Грянула барабанная дробь. Разом распахнулись обе дверцы шкафа. Загремели сапоги, забряцали сабли, заржали лошадки, и ровными шеренгами выступили солдатики Фрица. Кирасиры сверкали своими доспехами. Драгуны гарцевали, сидя в высоких сёдлах. Блестящие гусары лихо пришпоривали коней. А за кавалерией катили пушки усачи пушкари. Один за другим промаршировали полки перед Щелкунчиком с развевающимися знамёнами и барабанным боем.

– Труби атаку, трубачи! За мной, солдаты-силачи! – прогремел Щелкунчик.

И – бух-бах-тарарах! – грохнули пушки. Полетела в мышей россыпь сахарного драже. Бум-бум-турум-бум! – ухнули тяжёлые орудия, посылая на мышиные полчища круглые пряничные бомбочки. Немало мышей полегло под градом снарядов. Сахарная пыль, словно белый дым, заслонила сражающихся, и Мари с трудом различала, что происходит. Но видела она, как всё новые и новые толпы мышей выползают изо всех щелей и норок. А в ушах у неё стоял непрерывный грохот боя. Др-дрр! – скакали по полу сахарные шарики драже. Плямс! – шлёпались, рассыпаясь на кусочки, глазуревые пряники. Цвинь-цвинь! – звенели сабли.



Поделиться: