Как сделать детский двухсторонний мольберт для рисования своими руками. Мольберт своими руками и его чертежи с размерами Чертеж мольберта для рисования детская

Основная работа на дачном участке происходит с марта, когда начинает таять снег, и до первых заморозков. Приблизительно 9 месяцев в году загородные жители находятся большую часть времени на улице – они обрабатывают огород, выращивают овощи и фрукты, занимаются строительством и обслуживанием подсобных помещений, заборов, дорожек. А зимними месяцами кроме очистки снега на участке и делать то особо нечего. Остаётся только смотреть телевизор или делиться своими огородными достижениями в соцсетях.

Но у многих людей есть потребность к самовыражению, проявлению своих творческих способностей. Не всё же время выращивать , или . Некоторым дачникам в радость картины писать. Но, как оказалось, с картинами не всё так просто. Мало того, что нужно огромное количество красок, холстов и специальных инструментов приобретать, так, оказывается, ещё и мольберт нужен. Для людей, у которых есть немного досок и деревообрабатывающий инструмент, неправильно тратить деньги на готовые столярные изделия. Поэтому в этой статье мы расскажем, как можно сделать мольберт своими руками.

Изучая вопрос с мольбертами, поняли, что существуют две их разновидности: настольные и напольные. Настольные для работы дома, напольные, соответственно, на натуре (так художники называют выход на природу). В нашем случае, как уже говорилось выше, мольберт нужен для рисования зимними месяцами, настольный. Сразу скажем, что в интернете практически нет пособий для изготовления мольбертов, только фотографии готовых образцов. Поэтому размеры делали произвольные, исходя из здравого смысла.

Итак, разложив фотографию готового изделия на столе, приступим к изготовлению мольберта своими руками. В нашем распоряжении оказались сухие сосновые доски толщиной 2,5 см. Поэтому почти все детали будут именно такой толщины. Сразу сообщим, что все элементы обработаны рубанком и тщательно отшлифованы шлифовальной машинкой, а вместе с болтами используются шайбы, чтобы соединённые между собой детали легко двигались.

Начнём с изготовления опор или ножек. Вырежем 2 бруска длиной 40 см и шириной 3 см. Электролобзиком спилим углы с двух сторон, сделав их округлыми.

Затем отрежем 3 планки длиной 50 см, шириной 3 см. На них будет располагаться холст.

Следом отрежем 2 боковины, длиной 40 см, шириной 3 см. С одной стороны закруглим углы лобзиком.

Возьмём 2 боковины, разметим их на 3 равные части, поставим на ребро, закруглённой стороной вниз и к себе, и прикрутим к ним саморезами в верхней части и посередине 2 планки опор холста.

Сделаем тонкую планку длиной 50 см, шириной 3,5 см и толщиной 1 см. Саморезами прикрутим её к третьей опоре таким образом, чтобы холст в неё смог упираться.

Теперь нужно через мебельный болт соединить боковины с опорами мольберта. Для этого, отступив от их края 1,5 см, надо просверлить отверстие.

Под это отверстие подберём болт, с самоконрящейся гайкой. Отверстие надо просверлить на таком расстоянии от поверхности стола, чтобы при поднятии холста край планки за него не задевал.

На некоторых деталях шляпка болта будет мешаться их нормальной работе. В этом случае под шляпку надо сделать углубление, например, фрезером, чтобы она была заподлицо с деталью.

Соединим переднюю часть мольберта с опорами мебельными болтами.

Прикрутим к боковинам третью, нижнюю планку, в которую будет упираться холст.

Дальше сделаем центральную планку, на которой будет крепиться ограничитель верхней части холста. Отрежем от доски брусок длиной 52 см, шириной 4 см, верхнюю часть закруглим лобзиком.

Струбцинами прикрепим её к столу. Дальше нам понадобится ручной фрезерный станок. Подберём пазовую фрезу шириной от 1 до 2 см и посередине рейки сделаем сквозной паз, отступив от верхней и нижней части 4 см.

Сразу же вырежем ограничитель, небольшой брусок, размером 3,5 на 10 см. Просверлим по центру отверстие и подберём мебельный болт с барашковой гайкой, чтобы её можно было откручивать рукой. Диаметр болта должен быть меньше ширины сделанного паза на центральной рейке.

Тщательно отшлифуем паз в планке шлифовальной бумагой. Соединим с помощью болта ограничитель и рейку.

Теперь эту рейки нужно приспособить к двум верхним поперечным планкам, на которых будет держаться холст, чтобы они были в одной плоскости. Разместим рейку посередине и карандашом сделаем метки на верхней планке. Открутим её от боковин и вырежем из середины брусок, длиной 4 см. У нас получится 2 бруска длиной по 23 см.

Выглядеть центральная рейка будет вот так.

Примерим среднюю поперечную планку к центральной рейке, посередине сделаем разметку. Просверлим в её грани сквозное отверстие под саморез, чтобы деталь не лопнула.

Теперь возьмём два отрезка по 23 см и в их торцах просверлим по одному неглубокому отверстию под мебельные шканты. В центральной рейке тоже просверлим отверстия. Их нужно делать очень аккуратно, не просверлив тонкие стенки насквозь. Капнем в них столярного клея, вставим шканты.

Вторую часть шкантов вставим в бруски. Прикрутим среднюю планку к торцу центральной рейки. У нас должна получиться такая конструкция.

Прикручиваем её к боковинам.

Отрезаем брусок длиной 40 см и шириной 2,5 см и прикручиваем его к задней части опор. Это будет их распорка, чтобы мольберт устойчиво стоял на столе.

Вырезаем 2 планки длиной 25 см, шириной 3 см, толщиной 1 см и закругляем их края. Соединяем их с боковинами на их середине через мебельный болт. Это будет упор мольберта, которым можно регулировать угол его наклона.

Сделаем из бруска что-то типа круглой палочки диаметром 1 см, длиной 50 см и прикрутим её между упорами. Чтобы деталь не треснула под саморезом, просверлим в её торцах отверстия.

Теперь на ножках мольберта сделаем разметку трёх пазов, через 2 см друг от друга. Размер паза должен быть такой, чтобы в нём помещался диаметр круглой палочки.

Снова открутим ножки и фрезером выберем в них 6 пазов, по 3 на каждой опоре.

Соберём мольберт, проверим, что всё работает. Плоскость, на которой будет располагаться холст, должна менять угол наклона в трёх положениях. Круглая палочка должна прочно держаться в пазах.

Разбираем мольберт целиком и красим все детали бесцветным лаком.

Когда лак высохнет, собираем мольберт и пользуемся.

Данная модель позволяет разместить на нём холст с максимальной высотой 62 см. Чтобы рисовать картины большего размера, соответственно, центральная рейка должна быть длиннее.

Мольберт, сделанный своими руками, оказался достаточно прочным и удобным изделием для рисования картин. На нём уже написано больше 10 холстов. Оказалось, что рисование – очень увлекательное занятие.

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога


Лира

Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Видео: мольберт-тренога своими руками


Настольный (для акварели)

Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.

Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).

Еще один трансформер

В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.

Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.

Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.

Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:

Видео: переносной самодельный мольберт

Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.

Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:

Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.

Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.

Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.

Как сделать мольберт своими руками, где взять чертежи или как грамотно составить эскиз этюдника – это важные вопросы, без решения которых художник не сможет творить. Ведь от правильно подготовленного рабочего места зависит комфорт во время создания уникальных шедевров. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов и поделится инструкциями, благодаря которым справиться с изготовлением мольберта сможет даже девушка.

Под общим названием мольберт кроется большое разнообразие моделей, различающихся по типу установки, мобильности и внешнему виду. Конечно, его можно купить в отделах для художников, но его стоимость будет довольно высока. Сделать же его своими руками совсем несложно, кроме того, вы сэкономите внушительную сумму, которую можно потрать на более качественные кисти и бумагу. Да ещё и будете долгое время гордиться и хвастаться своей работой.

Настольный мольберт используют начинающие художники. Также он удобен для работы дома. По внешнему виду устройство напоминает хлопушку. На изготовление простой конструкции вы потратите не более 60 минут.


Какие материалы и инструменты нужно подготовить для работы

Мольберт в переводе с немецкого означает подставку для рисования. Он может быть изготовлен практически из любых материалов. Для этого подойдёт старая столешница от стола, рама, фанера, доска или даже металл. Сегодня мы сделаем простую конструкцию, для которой нам понадобятся:

  • брус 18×47 мм длиной 4,5 м;
  • петля;
  • немного кожи;

Особенности выбора чертежа

Для настольного мольберта можно выбрать подходящий чертёж с размерами в интернете либо нарисовать его самостоятельно. Предлагаем на ваш суд несколько интересных эскизов, сделать которые не составит особого труда.



Пошаговая инструкция изготовления своими руками настольного мольберта

Рассмотрим подробно весь процесс изготовления настольного мольберта.

Иллюстрация Описание действия
Распилить брус на отрезки, скосы на ножках сделать под углом 15º.

Собрать конструкцию и закрепить её прищепками.
Запилить угол под 15º на центральных планках и убрать следы от пилы при помощи торцовочного рубанка.

Запилить несколько брусочков потоньше.

Сложить механизм упора, центральная стойка должна свободно перемещаться между планок.
Перед склейкой элементы необходимо отшлифовать и сгладить место среза.

Просверлить отверстие в центральной планке и сделать выемку для шляпки.
Выпилить паз для латунной накладки и прикрутить её на саморез.

Приклеить планочки со скосами и прикрутить шурупами.
Отшлифовать все брусочки и закрепить их с помощью саморезов. Ножки можно обтянуть кожей, чтобы они не скользили по столешнице.

Готовый мольберт покрыть лаком.

Напольные мольберты: подробные мастер-классы по изготовлению своими руками

Пользоваться мольбертами начали более 6 веков назад. В те времена они служили не только подставкой для бумаги, но и часто выступали в качестве декоративного элемента в домах художников, которые выставляли на всеобщее обозрение на них готовые произведения искусства.

Существует несколько типов конструкций мольбертов:

  • «Лира» или А-образная конструкция на трёх стойках;
  • Н-образный мольберт представляет собой более прочную конструкцию для применения в помещении. Чаще всего его используют в художественных школах или профессиональных мастерских;
  • гибридный или трансформируемый мольберт очень поход на Н-образный, но с большим количеством регулировок;
  • станковый мольберт рассчитан на профессиональную работу настоящих художников с полотнами большой величины. Чаще всего его можно встретить в реставрационных мастерских;
  • мачтовый – это самая простая конструкция. Сегодня её чаще всего используют в экспозиционном качестве.

Раскладной мольберт «Лира»

Более простая конструкция мольберта – раскладная «Лира», на её изготовление потребуется всего 1-2 часа. Вот с неё мы и начнём наши мастер-классы.

мольберт для рисования лира

Какие материалы и инструменты понадобятся для работы

Для того, чтобы процесс спорился, и ничто не отвлекало от творческой работы, нужно заранее подготовить все инструменты и материалы. Нам понадобятся:

  • дрель и свёрла разного диаметра;
  • 5 реек размером 20×45 мм длиной 2 м;
  • саморезы;
  • петля – 1 шт.;
  • шлифмашинка;
  • болты с гайками-барашками – 2 шт.;
  • доска длиной 63 см и шириной около 80-10 см.

Распилить рейки на следующие размеры:

  • 2 шт. – по 168 см;
  • 1 шт. – 154 см;
  • 1 шт. – 146 см;
  • 1 шт. – 53 см;
  • 1 шт. – 39 см;
  • 3 шт. – по 60 см.

Обязательно все рейки зашкурить или обработать шлифмашинкой.


Подготовка чертежа

Любая работа начинается с создания чертежа, все размеры мольберта подбираются индивидуально. При составлении эскиза следует учитывать:

  • высота двух передних стоек равна росту человека, в среднем – это 170 см;
  • ширина мольберта у основания обычно равна 60-70 см;
  • задняя подпорка немного ниже стоек и равна 155 см;
  • длина перемычек, которые связывают стойки, 40 и 55 см.

Совет! Перед началом работы нужно положить стойки, подпорку и перемычки на пол и скорректировать все длины и расстояния на своё усмотрение.




Пошаговая инструкция изготовления своими руками мольберта «Лира»

После того, как определились с размерами, составили чертёж и подготовили весь материал, можно приступать к работе. Наша пошаговая инструкция поможет справиться с трудностями.

Иллюстрация Описание действия

Рейка 146 см – основа мольберта, относительно неё уложить горизонтальные планки 39 см и 53 см.

Расстояние от верхней точки до горизонтальной планки – 55 см, от нижней точки до рейки – 3 см.

В центре поперечных реек дрелью проделать отверстия для крепления к стойке.

Закрепить горизонтальные рейки к центральной стойке при помощи саморезов.

Выложить симметрично боковые рейки длиной 168 см.

Проделать отверстия и закрепить рейки между собой при помощи саморезов.

Прикрепить на саморезы петлю сначала к центральной стойке мольберта, затем к ножке длиной 154 см.

Для полочки в двух рейках длиной 60 см просверлить ближе к краю по 2 отверстия.

Одну рейку с отверстиями гвоздями прибить перпендикулярно к другой без выемок.

Вставить болты в отверстия, установить полочку на мольберт и соединить с третьей рейкой при помощи винтов-барашков.

Вот такой мольберт получится меньше, чем за час.

Совет! Обязательно нужно покрыть мольберт лаком или покрасить. Так вы защитите его от вредных воздействий и продлите срок его службы.

Более подробно весь ход работы смотрите на видео:

Двусторонний детский мольберт

Для детских художественных школ и кружков выпускают специальные двусторонние мольберты. Ребятишки могут с двух противоположных сторон рисовать свои пейзажи. Если в семье растёт несколько малышей, обязательно сделайте для них удобную подставку своими руками.

мольберт детский двухсторонний

Что нужно для работы

Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • деревянные рейки длиной чуть выше роста ребёнка – 4 шт.;
  • 2 деревянные рейки по 50 см для крепления под картинами;
  • 2 деревянные рейки по 40 см для бокового крепления;
  • рейка круглого сечения длиной 60 см для бумаги;
  • фанера толщиной 3 мм;
  • саморезы и 2 петли;
  • наждачка;

Нюансы подготовки чертежа

Любая работа должна начинаться с подготовки шаблона. Важно заранее решить, каким образом взрослые или дети будут за мольбертом творить: сидя или стоя, и, уже исходя этого, определять высоту конструкции. Для детской подставки основная величина – рост ребёнка. Необходимо продумать высоту таким образом, чтобы верхняя граница бумаги не была выше головы.

Высота мольбертов для взрослых колеблется в пределах 140-170 см. Также важно предусмотреть место крепления бумаги, можно установить дополнительную подставку для рулона. Наш мольберт представляет собой простейшую конструкцию, состоящую из четырёх брусков и двух листов фанеры.

Предлагаем посмотреть интересные варианты готовых подставок.

Пошаговая инструкция изготовления детского двустороннего мольберта

Подробный мастер-класс по изготовлению двустороннего макета.

  1. Распилить рейки по указанным размерам, длинные соединить между собой петлями в верхней части.
  2. На длинных стойках определить центр, на переднем и заднем плане закрепить поперёк на саморезы рейки длиной 50 см.
  3. Просверлить отверстия на боковых рейках чуть ниже середины и закрепить между ними горизонтальные планки длиной 40 см.
  4. С обеих сторон посередине боковых реек просверлить отверстия крепления круглой планки для бумаги.
  5. Закрепить фанеру с двух сторон.
  6. На передние опорные планки под фанерой прикрепить полочки для карандашей.

Совет! Конструкцию можно сделать разборной. Для этого, боковые планки следует закрепить только с одной стороны, а во второй прорезать выемку под саморез или установить вместо деревянной рейки крючок.

Переносной этюдник

Ещё один вид мольберта – этюдник, можно сделать своими руками. Он предназначен для работы вне дома. Основное его преимущество в том, что внутри хранится весь инструментарий художника.

переносной этюдник

Что нужно подготовить для работы

Для работы нам понадобятся:

  • пила и лобзик;
  • шлифмашинка или наждачка;
  • рейки;
  • фанера;
  • рояльная петля;
  • саморезы 10 и 21 мм;
  • густой ПВА;
  • 2 кронштейна мебельных откидных, они будут держать крышку в поднятом состоянии;
  • замочек или защёлка крышки;
  • лак мебельный.

Размер нашего этюдника необходимо спроектировать таким образом, чтобы в него спокойно помещались листы формата А4.

Подготовка чертежа

Для нашего этюдника потребуется создать чертёж, в котором нужно учесть следующие параметры:

  • для корпуса потребуется сделать коробку из фанеры Д×Ш×В – 50×35×6 см;
  • крышка будет аналогичных размеров, только толщина немного меньше;
  • для боковин подойдут рейки толщиной 10-12 мм или фанера;
  • чтобы сделать внутренние перемычки, предварительно на чертеже следует запланировать кармашки.

Пошаговая инструкция изготовления этюдника

Рассмотрим весь процесс более подробно.

  1. Собрать рамы крышки и корпуса этюдника при помощи шурупов.
  2. Из тонкой фанеры толщиной до 4 мм пилой вырезать заднюю и переднюю стенки
  3. Отшлифовать все детали сначала более крупной наждачкой, затем мелкой.
  4. Закрепить фанеру на корпусе и крышке.
  5. Вырезать из тонкой фанеры перегородки и закрепить их при помощи клея и саморезов на корпусе.
  6. Рояльной петлёй зафиксировать крышку и корпус.
  7. Установить мебельный шарнир с внутренней стороны крышки и на бортике корпуса. Он будет фиксировать крышку в открытом состоянии.
  8. С наружной стороны ящика закрепить крючок, чтобы во время переноски этюдник не раскрывался.
  9. Закрепить ручки для переноски этюдника. Это могут быть полоски кожи, брезента или иного прочного материала.
  10. В крышке закрепить поворотные держатели для бумаги.
  11. Покрыть этюдник лаком в 2-3 слоя.

Заключение

Все мольберты, рассмотренные в нашем обзоре, имеют простую конструкцию. Их легко можно сделать своими руками, даже не имея столярных навыков. При желании, модели дорабатываются разборными ножками, подставками для стаканов с водой и кисточек, более удобной переноской. Главное, не бояться экспериментировать.

Расскажите в комментариях: вы покупали мольберт или делали его своими руками. Также мы ждём фото ваших работ. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. У нас вы узнаете ещё много интересного.

Напоследок предлагаем мастер-класс по изготовлению ещё одного простого настольного мольберта.

Сегодня я расскажу как сделать мольберт своими руками, так как в магазине мольберты стоят в районе 4000 рублей, этот же мольберт обойдется вам всего лишь в 400 рублей.
Сделать такой мольберт просто.

Нам понадобятся рейки размером 20х45 по 2 метра - 5 штук. Распиливаем их по следующим размерам:
168 см — 2 шт.,
154 см — 1 шт.,
146 см — 1 шт.,
53 см — 1 шт.,
39 см — 1 шт.,
60 см — 3 шт.


Теперь кладем рейку 146 см — это основа нашего мольберта.


Относительно неё выкладываем горизонтальные рейки размерами 39 и 53 см.


Отступаем 55 см и выкладываем горизонтальную рейку размером 39 см. Для нижней рейки отступаем снизу 3 сантиметра. Боковые рейки можно пока убрать, они нам нужны.


Теперь в центре поперечных реек мы проделываем отверстие с помощью дрели.


Далее нам нужно выложить их ровно по центру реки 146 см. И так вот что у нас получается:


Теперь нам нужно выложить боковые рейки по 168 см. Рейки должны располагаться симметрично


Теперь при помощи дрели проделываем отверстия под саморезы и прикручиваем наши боковые рейки с помощью саморезов.


Теперь переделываем ножку нашего мольберта. Для этого мы берем обычную дверную петлю. Крепим сначала к мольберту затем к рейке. Сделаем её как бы в развернутом виде. Вот что должно получиться:


Теперь осталось сделать только полочку для мольберта.
Для этого понадобится:

  • 3 рейки по 60 см
  • Гвозди
  • Сверло
  • 2 болта с гайками "барашек"


Просверливаем чуть выше середины два отверстия в двух рейках по 60 см.


Дальше делаем полочку для мольберта. Для этого соединяем две рейки по 60 сантиметров и скрепляем гвоздями.


Теперь берем нашу третью рейку и с помощью болтов и гаек "барашек" устанавливаем нашу полочку на мольберт.


Мольберт готов.


Я надеюсь, что эта инструкция была вам полезна. Если вас вдруг возникли какие-то вопросы, задавайте в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.

Начинающие художники часто задаются вопросами: «Как сделать мольберт своими руками? Или как выбрать подходящую модель из заводских изделий?» Для ответа на эти вопросы нужно понять конструкцию того или иного вида мольберта. Для тех, кому интересны треноги, будет полезно ознакомиться со следующими фотографиями, на которых подробно изображены отдельные элементы и вся конструкция мольберта «Лира».

1. В основе формы мольберта-треноги лежит треугольник. Его образуют две передние ножки. Третья задняя ножка является откидной, что позволяет складывать мольберт, который не займёт много места. Поэтому им удобно пользоваться дома.

2. По середине мольберта расположена стрела, к которой крепятся полочка для подрамника снизу и фиксатор холста сверху.

3. Полочка и фиксатор являются подвижными элементами мольберта. Они перемещаются вдоль по стреле. Это позволяет художнику регулировать высоту расположения холста. Как полочка, так и верхний фиксатор прижимаются к стреле болтами. Данный вид крепежа достаточно надёжно фиксирует эти элементы в неподвижном состоянии. Главное — хорошо затянуть гайки и помнить о максимально допустимом весе холста или планшета.

4. Положение откидной ножки этого мольберта регулируется с помощью специальных направляющих. Фиксация ножки в неподвижном состоянии обеспечивается прижимными болтами. Благодаря этому нехитрому, но эффективному механизму можно не только фиксировать ножку, но и регулировать наклон всего мольберта.

5. Откидная ножка крепится к поперечной планке мольберта при помощи обычной петли.

6. Верхняя и нижняя поперечные планки, соединяющие ножки и центральную стрелу мольберта крепятся обычными шурупами-саморезами.

Существуют разные вариации этого мольберта, однако, их всех объединяет одна суть. Как видим, конструкция классического мольберта-треноги «Лира» достаточно проста и практична в работе.



Поделиться: