Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам. Анкета, выявляющая уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в доу Каковы Ваши жилищные условия

Цель : Осознание необходимости изменения отношения к ученику с учётом его потребностей, склонностей, возрастных особенностей, помочь учителю в организации такого учебного процесса, в котором повысится интерес ученика к учёбе через предоставление возможности вступать в процессе урока в диалог с учениками.

Задачи :

Учителя осознают:

Ожидаемые результаты:

чувства уверенности и интереса к учёбе

Содержание работы : Совместное обсуждение .

Ресурсы :

ХОД КОУЧИНГ- ЗАНЯТИЯ

Вид работы

Деятельность коуча

Деятельность учителей

время

Приветствие

Приветствие.

Приветствие.

1 мин

Презентация

«Правила ведения диалога»

Самоопределе ние цели

1 мин

Разминка

«Друзья по часам»

Деление на группы

3. Улыбнуться (Smile )

4. Помахать (Wave hands )

5. Подмигнуть (Wink )

3 мин

Показ видеоролика

Смотрят, анализируют

2 мин 40 сек

2 мин

Обратная связь

3 мин

Показывается презентация.

2 мин

Теоретический материал. Презентация.

5 мин

Работа в группах

Проблемные ситуации

«Ролевая игра»

Предлагают свои варианты.

20 мин

Презентация.

Слушают, делают предварительные выводы

5 мин

Работа в группах

Показ выступления КВНщиков

5 мин 20 сек

Проведение анкетирования

3 мин

Рефлексия

3 мин

Заключительное слово учителя

1 мин

57 мин

Коучинг- занятие подготовила и провела: Дюсенова А.А

Тема коучинга: Как повысить мотивацию ученика?

Цель : Осознание необходимости изменения отношения к ученику с учётом его потребностей, склонностей, возрастных особенностей, помочь учителю в организации такого учебного процесса, в котором повысится интерес ученика к учёбе через предоставление возможности вступать в процессе урока в диалог с учениками.

Помочь организовать учебный процесс так, чтобы была создана обстановка взаимодействия учителя и ученика, а ребенку поручалось бы какое-либо ответственное дело, при выполнении которого он становился бы лидером для других.

Задачи :

Создать доброжелательную атмосферу в коллективе;

Узнать о знании учителями методик повышения мотивации ученика к обучению;

Помочь в приобретении навыков и стратегий для работы;

Учителя осознают:

Эффективность данного процесса;

Роль учителя в процессе проведения беседы;

В чём заключается профессиональная задача учителя: определить, какие чувства наиболее продуктивны для его учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной. Знание этих трех видов чувств и умение мобилизовать каждое из них при необходимости, - вот что отличает учителя, активно стремящегося создать мотивацию у своих учеников, от учителя, который лишь реагирует на ее отсутствие.

Ожидаемые результаты:

Осознают значимость лидерства учителя в формировании мотивированностии обучения, необходимость пересмотра своих взглядов на возможности проявления чувства уверенности и интереса к учёбе при подборе педагогических стратегий, способствующих совместной работе и установлению диалога. Учителя должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Содержание работы : Совместное обсуждение преимуществ мотивированного обучения школьников и факторов, снижающих мотивацию ребенка, позволит учителям понять роль учителя в полном проявлении ребёнком своих способностей и возможностей, укреплении на этой основе веры в свои успехи. .

Ресурсы :

процессор, видеоролики, фрагмент из выступлений КВНщиков, раздаточный материал, анкеты, постеры, маркеры, стикеры, презентации.

Перед проведением коучинг- сессии было проведено анкетирование «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»

ХОД КОУЧИНГ- ЗАНЯТИЯ

Вид работы

Деятельность коуча

Деятельность учителей

время

Приветствие

Приветствие.

Коуч приветствует участников коучинг занятия, объявляет его тему

Приветствие.

1 мин

Презентация

«Правила ведения диалога»

Самоопределе ние цели

Знакомит с правилами ведения диалога.

Какое отношение диалог имеет к теме коучинг- занятия?

Коуч говорит о целях данного коучинг –занятия (либо дополняет участников)

Внимательно слушают. Самостоятельно определяют цель коучинг- занятия.

Диалогическое обучение- это способ решения проблемы.

То есть постараемся понять, что посредством диалога в обучении можно решить проблему повышения учебной мотивации ученика.

1 мин

Разминка

«Друзья по часам»

Деление на группы

Предлагает всем встать в круг.

На экране записаны действия, которые должны повторять участники коучинга

Предлагает назвать номера1,2,3,4 и распределяет участников по группам

Участники встают попарно и выполняют следующие действия:

1.Пожать руки (Shake hands )

2. Похлопать по спине (Tap the back )

3. Улыбнуться (Smile )

4. Помахать (Wave hands )

5. Подмигнуть (Wink )

6. Сделать комплимент (Give a compliment )

7. Пожелать что-нибудь (Wish anything )

8. Послать воздушный поцелуй (Send a kiss )

9. Сделать массаж (Give massage )

10. Потереться спинами (Rub the back )

11. Рассмешить (Make him smile)

12. Получитькомплимент (receive a compliment)

По нумерации 1-4 участники усаживаются за общим столом групп соответственно своему номеру.

3 мин

Показ видеоролика

Предлагает посмотреть видеоролик «Притча о важности учителя»

Смотрят, анализируют

2 мин 40 сек

2 мин

Обратная связь

В чём заключалась роль учителя?

Как вы считаете, все ли учителя указывают пути применения в жизни переданных ими знаний?

Уверенны ли вы в том, что каждый ученик нашей школы может воспользоваться ими?

Он показывает дорогу, по которой надо идти

Учителя предлагают свои варианты.

Нужно указывать на значимость знаний в жизни и научить детей практическим навыкам.

Типичные эпизоды из жизни школы: проблемные ситуации.

Предлагаются устные ситуации. Как вы поступите?

1.Ученик не участвует в уроке. Встанете ли Вы рядом с ним или отойдёте от него.

2.Изучается трудная тема. Как Вы сообщите о необходимости её изучения.?

3.. За контрольную, определяющую итоговую отметку, ученик получил среднюю оценку. Что Вы сделаете: выведите по контрольной четвертную оценку или же предложите множество минитестов?

1.Если стоять рядом с учеником, который не участвует в уроке, то Вы тем самым повышаете его беспокойство. Если отойти от слишком озабоченного ученика, то снижаете уровень его тревоги.

2. Грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" – степень негатива повышается.. Подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".- появляется вера в свои силы.

3. Когда устраиваете тест и тут же даете правильные ответы, чтобы учащиеся могли сами проверить свои знания., даёте возможность выполнить несколько раз., значит вы позволяете ему пересмотреть свои знания.

Момент, когда низкая оценка за контрольную не сказывается на итоговом результате, мотивирует его на дальнейшую учёбу.

3 мин

Притча «Бабочка» (презентация)

Показывается презентация.

К каким ученикам применительна эта притча?

Ко всем. Когда позволяется прилагать усилия, стремиться к чему- то(к цели), то они-ученики- могут самостоятельно выполнить все действия.

2 мин

Теоретический материал. Презентация.

«Повышение мотивации ученика»

Слушают, делают предварительные выводы

5 мин

Работа в группах

Проблемные ситуации

«Ролевая игра»

Предлагает три разные ситуации трём группам на карточках, то есть не озвучивает для того, чтобы группы могли отгадать, какого ученика они показывают

Узнали ли Вы ученика каждой группы?

Совместно обсуждают, ищут пути выхода из предложенных ситуаций, проявляют свои артистические способности.

Ситуация между учителем и учениками. (для других учеников могут выбрать профиль беспомощного или осторожного ученика. Как можно мотивировать такого ученика?

1.Инсценируйте ситуацию, в котором проявляется профиль защищающегося ученика.

1.Инсценируйте ситуацию, в котором проявляется профиль довольного ученика.

1.Инсценируйте ситуацию, в котором проявляется профиль беспокойного ученика.

Предлагают свои варианты.

20 мин

Презентация.

« Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Слушают, делают предварительные выводы

5 мин

Работа в группах

Предлагаются вопросы трём группам, следует изобразить ответы на вопросы:

1.Насколька важна роль учителя в повышении мотивации учащихся?

2.Какова роль родителей в вопросе мотивированности детей?

3.Каким Вы видите мотивированного ученика?

На постерах делают рисунки, защищают свои проекты.(предлагаются и стикеры)

Показ выступления КВНщиков

Телевыступление «Самый лучший учитель»

Смотрят, делают предварительные выводы.

5 мин 20 сек

Проведение анкетирования

Анкета « Владение учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.»

Учителя отмечают и подсчитывают свои баллы, производят оценку уровня своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке

(максимальное 16,14баллов: по каким видам использования методов оценивание производилось в 2 баллов, те методы больше всего превалируют в работе учителя.

3 мин

Рефлексия

Метод «Одна звезда и одно пожелание». Предлагает указать на один положительный момент в коучинге и на один момент, который требует доработки

Учатся оценивать работу. Подводят итоги коучинга.

3 мин

Заключительное слово учителя

Профессиональная задача учителя: определить, какие чувства наиболее продуктивны для его учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу

1 мин

57 мин

Коучинг- занятие подготовила и провела: Дуйсенова А.А

Директор школы обладает рядом инструментов по успешному мотивированию своих сотрудников, однако, немаловажную роль играют особенности мотивационной сферы конкретных сотрудников.

Директор может простроить сложную и грамотную систему нематериального поощрения персонала (конкурсы педагогического мастерства, рейтинги, участие в управлении школой и т.д.), но если сотрудники его школы мотивированы преимущественно материальными стимулами, то вся эта система окажется малоэффективной.

Общей задачей диагностики мотивации персонала в современной организации является выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на изменение качества и результативности труда специалистов. Иначе говоря, руководитель в ходе диагностики получает мотивационный портрет своего персонала в целом и отдельных (ключевых) сотрудников.

Таким образом, существенно помочь может понимание типа мотивации сотрудников. Исходя из результатов диагностики, директор получает возможность построить гибкую систему мотивации своих сотрудников.

Самая простая модель такой диагностики – рациональная. Она предполагает, что сотрудники сами знают те пути, которые позволят повысить их эффективность труда. Представляется, что относительно педагогов эта модель может быть вполне адекватной, ведь ее основное ограничение – незнание самими людьми собственных мотивов, но именно педагоги – люди обычно умные и рефлексирующие.

Но стоит иметь в виду еще одно ограничение этой модели – она может быть применима, когда есть определенный уровень доверия сотрудников к руководителю, как минимум в коллективе не должно быть конфликтной ситуации.

Такая диагностика проводится обычно с помощью анкетирования, где задаются вполне прямые вопросы и ожидаются прямые ответы. Интерпретировать анкеты тоже довольно просто.

Вот такая анкета может быть использована для персонала общеобразовательной школы.

Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения

Отметьте, пожалуйста, по десятибалльной шкале по каждому из ниже перечисленных факторов, насколько он важен с точки зрения повышения производительности вашего труда (обведите в кружок одну из цифр, учитывая, что 1 – низкая значимость фактора, 2 – более высокая и т.д., 10 – очень высокая)

1. Стабильность заработка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Возможность получать более высокую зарплату в зависимости от результатов труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Возможность карьерного роста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Признание и одобрение со стороны руководства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Признание и любовь учеников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Признание со стороны родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Возможность самореализации, полного использования способностей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Возможность самостоятельности и инициативы в работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Высокая степень ответственности в работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Интересная, творческая деятельность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Хорошие отношения в коллективе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Возможность по результатам работы получить признание в организации, в городе, стране 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Социальные гарантии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Сложная и трудная работа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Возможность развития, самосовершенствования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Хорошие условия на работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Разумность требований руководства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Авторитет руководителя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Разделение ценностей и принципов работы, принятых в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Другое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вы можете изменять формулировки анкеты или добавлять пункты, если это представится нужным. При проведении анкеты желательно устно пояснить процедуру заполнения и сказать, для каких целей будет использован результат.

Главным результатом может стать, например, ранжирование показателей, способствующих повышению мотивации персонала, а также влияющих на демотивацию специалистов. Например, в результате суммирования оценок персонала и делению результата суммирования на количество диагностируемых сотрудников мы можем наглядно увидеть, что является наиболее важным для повышения эффективности работы персонала, а что менее важно. Соответственно результат может быть представлен в виде диаграммы, позволяющей наглядно сопоставить значение факторов из предложенного списка для мотивации персонала.

Этот простой в использовании метод может дать интересные и неожиданные для руководителя результаты. Анализ анкет позволит судить и о мотивации конкретного сотрудника, и об общей ситуации в организации. Такую анкету можно провести и анонимно. В таком случае можно гарантировать большую достоверность результатов, но использовать результаты можно будет лишь обобщенно (например, результат может быть такого типа «75% сотрудников заинтересованы в признании и поощрении»).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

1. Как вы относитесь к своей профессии. Анкета для педагогов

2. Анализ мотивации деятельности педагогов

Изучаются мотивы, значимые для педагога, ведущие в коллективе ОУ и те, на которые ориентируется администрация .

3. Самооценка профессиональных качеств педагога

4. Определение удовлетворенности личности своим трудом

5. Стили педагогического общения .

6. Анкета - перечень педагогических воздействий педагога на воспитанников.

7. Анкета - выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога

Цель - анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.

10. Способность педагога к эмпатии.

Способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях рассматривается как профессионально важное качество педагога.

11. Тест на определение конфликтности – основан на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга человека

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

12. . Какая я больше: миролюбивая или агрессивная? – тест для родителей и педагогов

3. . Опросник для измерения уровня личностной тревожности

14. Способность к саморегуляции

Цель: поразмышлять над тем, в какой мере Вам присуще умение управлять собой в различных ситуациях общения.

15. Насколько Вы благоразумны?

Умение контролировать себя в процессе общения проявляется в благоразумии и терпимости по отношению к партнеру по общению, позиция которого или высказанная мысль Вас почему-то не устраивает.

16. Оптимист ли Вы?

Этот тест тоже направлен на выявление отношения к жизни, к обстоятельствам. Он представляет целую шкалу проявлений от болезненного пессимизма до безграничного оптимизма. Вопросы его просты, а результаты достаточно достоверны.

17. Уверены ли Вы в себе.

Для успеха в коммуникативной деятельности довольно значима уверенность в себе. Она позволяет чувствовать себя свободно и обоснованно выбирать тактику общения.

18. Способны ли Вы влиять на других?

С помощью этого теста Вы можете с некоторой степенью достаточности проверить свою склонность к лидерству, способность оказывать влияние на окружающих.

19. Волевой ли Вы человек?

Как вы относитесь к своей профессии?

(анкета педагога)


  1. В начале пути
Эта группа вопросов обращена к первым годам Вашей самостоятельной деятельности

Какие обстоятельства и в какой степени повлияли на Ваш выбор профессии педагога? (Отметьте знаком «+» соответствующую оценку в каждой строке.)


^ В большей степени

Средне

Совсем не влияли

1. Традиции семьи

2. Советы друзей и знакомых

3. Рекомендации родителей

4. Хотелось изучать любимый предмет

5. Возможность общаться с детьми

6. Случайно сложившиеся обстоятельства

7. Хотелось заниматься педагогикой

8. Привлекала общественная значимость и важность профессии

9. Что еще, укажите сами ___

10. Некоторые педагоги считают, что подлинной профессиональной школой являются первые годы самостоятельной работы. Согласны ли Вы с подобным мнением? (Обведите кружком Ваш вариант ответа.)

^ 11. Подтвердили первые годы работы правильность Вашего выбора? (Обведите кружком Ваш вариант.)

Ниже предлагается несколько суждений о начале деятельности. Оцените их, пожалуйста. (Ставьте знак «+» в правой части каждой строки.)


Да, это так

Не уверен, что это так

Это не так

12. Я успешно справлялась с повседневными обязанностями

13. Я, в общем, хорошо проводила занятия

14. Установились нормальные отношения с воспитанниками

15. Не ощущала заметных трудностей при проведении совместной деятельности с детьми

16. Встретила внимание и поддержку коллег

17. Администрация отнеслась ко мне с пониманием

18. Нашла общий язык с родителями

19. Наладила свой режим

^ Трудности, с которыми Вы столкнулись, зависели от:

^ 23. Не возникало ли у Вас в первые годы работы желание сменить профессию?

1. Да, возникало 2. Нет, не возникало

24. Не припомните ли, когда у Вас впервые возникло желание стать педагогом? (Укажите сами.) _______________________________________________________________

^ II. Ваша творческая лаборатория

Следующая группа вопросов обращена к сегодняшним дням Вашей деятельности.

Что определяло направленность Вашей деятельности? (Поставьте крестик в каждой строке.)


^ В первую очередь

Во вторую

В третью

25. Инструкции и рекомендации вышестоящих организаций и руководителей

26. Распоряжения администрации

27. Интересы и запросы детей

28. Советы коллег

29. Собственный опыт

30. Опыт других педагогов

31. Методические пособия

32. ___

^ Каким формам и методам работы Вы склонны доверять более всего? (Отметьте крестиком степень Вашего согласия в каждой строке.)


^ Прежде всего

Частично

Совсем не склонен

33. Проверенным на собственном опыте

34. Оправдавшим себя в практике работы Ваших коллег

35. Изложенным в методических пособиях

36. Рекомендованным на лекциях и консультациях

37. Соответствующих запросам и возможностям детей

38. Каким еще, укажите сами: ___________________________________________________

^ В какой степени Вы согласны со следующими суждениями? (Выскажите Ваше мнение в каждой строке.)


^ Вполне согласна

Частично согласна

Не могу сказать ничего определенного

Скорее не согласна

^ Совсем не согласна

39. Наилучшие результаты дает требовательность и контроль

40. Умение педагога использовать в работе с детьми убеждение и разъяснение может дать решающий эффект

41. Наилучшие результаты в работе с детьми дает похвала и одобрение

42. С детьми надо поддерживать самые непосредственные и дружелюбные отношения

В профессиональной деятельности педагога часто возникают ситуации, которые заранее невозможно предугадать.… Несколько вопросов по этому поводу.

^ 43. Как часто возникают у Вас при общении с воспитанниками сложные ситуации

1. Часто. 2. Иногда. 3. Почти не возникают.

^ 44. Вы считаете сложные ситуации…

1. Нормальным явлением. 2. Отступлением от нормы.

45. Непредвиденные события…


  1. Как правило, выбивают Вас из колеи.

  2. Чаще всего Вам удается взять себя в руки.
^ 46. Если сложилась сложная ситуация, Вы склонны чаще всего объяснять её … (Вы можете отметить любое количество пунктов.)

  1. Поведением воспитанников.

  2. Влиянием семьи.

  3. Своими ошибками.

  4. Непредвиденными обстоятельствами.

  5. Чем еще, укажите сами ___________________________________________________
^ 47. Вы полагаете, что в сложной ситуации чаще всего реагировать нужно…

  1. Немедленно.

  2. Лучше воздержаться и отложить решение.

  3. Как получится.
^ 48. К каким способам Вы чаще всего прибегаете, чтобы «разрядить» ситуацию? (Поставьте «+» в одной из граф в каждой строке.)

^ Прежде всего

От случая к случаю

Крайне редко

1. К дисциплинарным мерам

2. К чувству юмора


3. К помощи администрации

4. К помощи коллег

5. К поддержке со стороны родителей

^ 49. Всегда ли Вы чувствуете себя уверенно, принимая решение, как поступить в трудной ситуации? (Обведите кружком номер Вашего ответа.)


  1. Почти всегда чувствую себя уверенно.

  2. Иногда да, иногда нет.

  3. Почти никогда не чувствую себя уверенно

^ 50. Если допущена педагогическая ошибка, то она…


  1. Вполне исправима. 2. Трудно исправима.

51. В чем Вы видите для себя смысл повышения квалификации? (Выберите не более пяти вариантов ответа.)


  1. Не отставать от времени.

  2. Лучше разобраться в проблемах модернизации образования.

  3. Получить информацию об обновленном содержании программ.

  4. Ознакомиться с передовыми технологиями.

  5. Освоить основы опытно-экспериментальной работы.

  6. Подготовиться к аттестации.

  7. Расширить свой кругозор.

  8. На время выйти из рабочей текучки.

  9. Что еще, укажите сами: ___________________________________________________

^ 52. Какие варианты повышения квалификации были бы для Вас наиболее удобными? (Выберите, пожалуйста, не более трех вариантов.)


  1. Семинары в образовательном учреждении.

  2. В кустовом методическом объединении.

  3. В Городском методическом центре.

  4. В школе передового опыта.

  5. В институте повышения квалификации.

  6. На базе высшего учебного заведения.

  7. Другие (укажите, какие именно): ___________________________________________

^ 53. Что стимулирует повышение Вашей квалификации?


  1. Заинтересованность администрации.

  2. Творческая атмосфера в учреждении.

  3. Интересы воспитанников.

  4. Возможность продвижения по службе.

  5. Возможность повысить разряд.

  6. Запросы родителей.

  7. Другое (что именно): _____________________________________________________

^ 54. Что в системе повышения квалификации, на Ваш взгляд, является наиболее удачным? (Выберите не более трех вариантов ответов.)


  1. Ликвидация пробелов в базовом образовании.

  2. Возможность освоить новые технологии.

  3. Развитие собственных творческих возможностей.

  4. Осмысление собственного профессионального опыта.

  5. Что еще, укажите сами: ___________________________________________________

^ 55. В последнее время появилось много инноваций в образовании. Оцените, пожалуйста, в какой мере Вы с ними знакомы? (Отметьте «+» Ваше мнение в каждой (!) строке таблицы.)


^ Инновационные технологии

Не слышал о ней

Знаю только о существовании

Имею представление о ней

^ Владею этой инновацией

1. Личностно-ориентированное обучение

2. Метод проектов

3. Мастерские

4. Информационные технологии

5. Проблемное обучение

6. Игровые технологии

И пр.

Какие еще, укажите сами: _______________________________________________________

^ 56. Если бы Вам предложили составить программу самообразования, что бы Вы в неё включили? (Отметьте один (!) пункт.)


  1. Я бы предпочла вопросы, относящиеся к моей профессии.

  2. Я бы, главным образом, включил профессиональные вопросы, но также и из других областей знания.

  3. В равной степени и профессиональные и непрофессиональные вопросы.

  4. Отдала бы предпочтение непрофессиональным вопросам, но включила бы частично и профессиональные.

  5. Включила бы в программу только то, что не связано с профессией.

^ 57. За последние три-пять лет Вы… (Отметьте соответствующие пункты.)


  1. …участвовали в экспериментальной работе.

  2. …выступали с докладами из опыта работы.

  3. …опубликовали статью, книгу.

  4. …читали лекции в КГУ, КОИПКРО и т.п.

  5. В чем еще проявилась Ваша творческая деятельность? ________________________

^ 58. Что, по-вашему, может стать толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности? (В каждой строке отметьте свою позицию знаком «+».)


^ В большей степени

В меньшей степени

Совсем не повлияли

1. Знакомство с работой воспитателя-мастера

2. Ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе»

3. Появление среди воспитанников детей, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта

4. Участие в работе методического объединения

5. Участие в опытно-экспериментальной работе

6. Чтение психолого-педагогической и методической литературы

7. Что еще, укажите сами: _______________________________________________________

III. Слагаемые удовлетворенности

С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны? (Выберите для ответа одно суждение.)

Профессия педагога…

59. …скорее нравится, чем не нравится.

60. …совершенно не нравится.

61. …трудно сказать, нравится или нет.

62. …очень нравится.

63. …скорее нравится, чем не нравится

^ 64. Хотели бы Вы перейти на другую работу? (Отметьте один ответ.)

1. Да, хотел бы. 2. Трудно сказать. 3. Нет, не хотел бы

Что в настоящее время привлекает Вас в работе педагога? (В каждой строке отметьте свое мнение знаком «+».)


^ В высшей степени

Средне

Совсем не привлекает

65. Возможность проявить творчество инициативу

66. Возможность интеллектуального и общекультурного развития

67. Возможность проявить свои способности

68. Должностное продвижение

69. Характер взаимоотношений с коллегами

70. Стиль взаимоотношений с администрацией

71. Уважение окружающих

72. Возможность общаться с воспитанниками

73. Длительный отпуск летом

^ 74. Что еще, укажите сами: ____________________________________________________

IY. Ваше свободное время.

75. Как Вы проводите свое свободное время? (Выберите, пожалуйста, один вариант ответа.)


  1. Обычно я провожу свой досуг полезно и интересно.

  2. Часто мучаюсь вопросом, чем занять себя в свободные часы.

  3. Мне трудно организовать свой досуг, так как я много работаю.

  4. Досуг практически отсутствует.
Чем Вы занимаетесь в свободные от работы часы? (Расставьте указанные виды деятельности по степени значимости.)

^ Виды деятельности

Распределение мест: 1 и т.д.

76. Чтение газет, журналов, книг

77. Просмотр телепередач

78. прослушивание музыки

78. Посещение театров, музеев, выставок

80. Посещение кинотеатров

81. Самодеятельное творчество (танцы, игра на муз. инструментах и т.п.)

82. Занятия спортом

83. Занятия домашними делами, работа на садовом участке

84. Общение с друзьями

^ 85. Что еще, укажите сами: ____________________________________________________

86. Удовлетворены ли Вы тем, как проводите свободное время?

^ 87. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? (Выберите один ответ.)


  1. ОТЛИЧНОЕ – длительное время отсутствуют заболевания.

  2. ХОРОШЕЕ – изредка испытываю отдельные недомогания.

  3. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения.

  4. СЛАБОЕ – болею достаточно часто.

Y. Несколько слов о себе.

88. Сколько вам лет? __________________________________________________________

89. Ваше семейное положение


  1. Не замужем.

  2. Замужем

  3. Разведена

  4. Вдова

90. Живут ли с Вами дети? _____________________________________________________

91. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?


  1. Практически ни в чем себе не отказываем.

  2. Среднее.

  3. Ниже среднего (приходится на многом экономить).

  4. Очень трудное (едва сводим концы с концами).

92. Каковы дополнительные источники заработка? ______________________________

93. Каковы Ваши жилищные условия?


  1. Живу в отдельной квартире.

  2. Живу в коммунальной квартире.

  3. Снимаю квартиру.

  4. Живу с родителями в их квартире и т.п.

Анализ мотивации деятельности педагогов

Данный опросник желательно использовать не чаще одного раза в год. Важно, чтобы подобный опрос не вызывал напряженности в коллективе.

При оценке мотивов «значимые для меня самого» проводится ранжирование мотивов от наиболее до наименее значимого. При оценке мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована администрация» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости от 1 до 3).


^ Мотивы деятельности.

Значимые для меня самого.

Ведущие в нашем коллективе.

Мотивы, на которые ориентируется администрация

Стремление к достижению профессиональных успехов.

Осознание социальной значимости педагогического труда.

Стремление проявить и утвердить себя в профессии.

Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег.

Желание проявить творчество в работе.

Возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

Уважение и поддержка со стороны администрации.

Стремление к получению большого материального вознаграждения.

Самооценка профессиональных качеств педагога

Инструкция:

Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует Вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале:

Всегда проявляется.

Очень часто.

Не часто.

Никогда не проявляется.

На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные Вами отметки.


  1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.

  2. В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.

  3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.

  4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.

  5. Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.

  6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.

  7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.

  8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.

  9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.

  10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.

  11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.

  12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.

  13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.

  14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

Ф.И.О. (шифр)

Группа Возраст Стаж

Образование: Дата исследования: « »


Всегда

Очень часто

Часто

Не часто

Иногда

Редко

Никогда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:


  1. Ординарность - увлеченность.

  2. Зависимость – самостоятельность.

  3. Самоуверенность – самокритичность.

  4. Профессиональная ригидность – профессиональная гибкость.

  5. Экстрапунитивность – рефлексивность.

  6. Импровизация – стереотипность.

  7. Профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание.

  8. Заниженная самооценка – высокая самооценка.

  9. Упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей.

  10. Односторонний подход – целостный подход к детям.

  11. Самообладание – невыдержанность.

  12. Недостаточная коммуникативность – контактность.

  13. Удовлетворение знаниями – познавательные потребности.

  14. Стандартный подход – творческая направленность.

Определение удовлетворенности личности своим трудом

Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности и т.д.

Инструкция: внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)


  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а) да, б) отчасти, в) нет

  1. За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а) да, б) отчасти, в) нет

  1. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а) да, б) не со всеми, в) нет

  1. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а) да, б) не всегда, в) нет

  1. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да, б) отчасти, в) нет

  1. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да, б) отчасти, в) нет

  1. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да, б) не уверен, в) нет

  1. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да, б) что-то среднее, в) нет

  1. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:
а) да, б) среднее, в) нет

  1. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да, б) редко, в) нет

  1. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да, б) среднее, в) нет

12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:

А) да, б) время от времени, в) нет

13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

А) да, б) не совсем, в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:

А) да, б) иногда, в) нет

15.Меня редко поощряют за работу:

А) да, б) иногда, в) нет

16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил бы место работы:

А) да, б) может быть, в) нет

17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет

понять меня:

А) да, б) иногда, в) нет

18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

А) да, б) не совсем, в) нет

^ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:


Утверждения

Варианты ответов

а

б

в

1

2

1

0

2

2

1

0

3

2

1

0

4

2

1

0

5

2

1

0

6

2

1

0

7

2

1

0

8

2

1

0

9

0

1

2

10

2

1

0

11

2

1

0

12

0

1

2

13

0

1

2

14

0

1

2

15

0

1

2

16

2

1

0

17

0

1

2

18

2

1

0

АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.


Составляющие удовлетворенности

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами

3, 8, 14

6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

4

Предпочтение выполняемой работы заработку

4, 16

4

Удовлетворенность условиями труда

13, 18

4

Профессиональная ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1 – 18

36

Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.

Стили педагогического общения

Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.


  1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.


  1. Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:
А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.


  1. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?
А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»


  1. Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?
А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.


  1. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?
А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)


  1. Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:
А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.


  1. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.


  1. Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.


  1. Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?
А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.


  1. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

^ БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Группа Возраст Стаж

Образование Дата исследования «____»_______________________


Варианты ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Анализ стиля педагогического общения


  1. Восприятие отношения ребенка к учителю.

  2. Выбор профессионального воздействия.

  3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

  4. Реакция на ошибку.

  5. Включенность в деятельность детей.

  6. Отношение к чувствам детей.

  7. Отношение к сотрудничеству с детьми.

  8. Восприятие активности детей.

  9. Учет потребностей детей.

  10. Отношение к детям в целом.

^ КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.


Варианты ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы педагога

Ирина Череданова
Анкета, выявляющая уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе в ДОУ

Анкета ,

выявляющая уровень мотивации у педагогов

для участия в методической работе в ДОУ

Цель проведения данного анкетирования– выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов , позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность .

Инструкция проведения :

Для педагогов составлена анкета , которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях : 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично. Вопросы составлены сплошным текстом.

Вопросы анкеты отражают компетентность педагога :

1. Личностные качества.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности .

3. Мотивация образовательной деятельности.

4. Информационная компетентность.

6. Компетенции в организации образовательной деятельности.

Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да, критический (частично, низкий (нет) сформированности базовых компетентностей по всем направлениям, что позволит оказать практическую помощь в мотивации педагога к познавательной деятельности воспитанников.

Анкета

Ф. И. О--- Дата заполнения---

1. Верите ли вы в свои силы, как человека, занимающегося педагогической деятельностью ?

1) да 2) нет 3) верю частично

2. Умеете ли Вы находить положительные стороны у каждого ребенка, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития?

1) да 2) нет 3) умею частично

3. Знакомы ли Вы с индивидуальными и возрастными особенностями своих воспитанников?

4. Умеете ли Вы «остужать» эмоционально напряженную ситуацию?

1) да 2) нет 3) могу частично

5. Способны ли Вы анализировать свою педагогическую деятельность ?

1) да 2) нет 3) могу частично

6. Умеете ли Вы ставить цель занятия, определять методические задачи ?

1) да 2) нет 3) могу частично

7. Владеете ли Вы различными методами рефлексии и грамотно их применяете?

8. Формируете ли Вы банк своих методических находок и методов ?

1) да 2) нет 3) формирую частично

9. Владеете ли Вы знаниями о методах мотивации детей дошкольного возраста?

1) да 2) нет 3) владею частично

10. Знаете ли Вы о методе «сквозного игрового персонажа» ?

1) да 2) нет 3) частично

11. Владеете ли Вы принципами мотивации ?

1) да 2) нет 3) владею частично

12. Учитываете ли Вы мотивацию при составлении конспекта занятия?

1) да 2) нет 3) учитываю частично

13. Знакомы ли Вы с УМК, используемые в вашем образовательном учреждении?

1) да 2) нет 3) знакома частично

14. Осознанно ли Вы включаете новый материал в систему освоенных детьми знаний?

1) да 2) нет 3) осознаю частично

15. Соблюдаете ли Вы требования к профессиональной деятельности педагогов ДОУ ?

1) да 2) нет 3) соблюдаю частично

16. Знакомы ли родители воспитанников с проблемами мотивации в педагогической деятельности ?

1) да 2) нет 3) знакомы частично

Интерпретация результатов :

Высокий уровень , средний уровень , низкий уровень .

Уровень компетентности является выражением гуманистической позиции педагога . Она отражает основную задачу педагога - раскрывать потенциальные возможности воспитанников. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Можно сказать, что любить ребнка - значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности детей. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности . Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

знание образовательных стандартов;

осознание цели и задач занятия;

владение конкретными методами мотивации ;

умение создавать ситуацию успеха для детей;

умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание , мобилизующее активность ребенка к познанию;

умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Анкета для родителей «Уровень здоровья и физического развития ребенка» Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут нам определить уровень здоровья и физического.

Использование методической недели в повышении профессионального мастерства педагогов ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Ласточка» Использование методической недели.

Консультация для педагогов «Как оформить папку по методической теме» Консультация для педагогов Как оформить папку по методической теме Система работы педагогов по методической теме: В начале учебного.

Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию «Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию» В современных условиях перехода к.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Мы провели анкетирование среди учителей, в котором приняли участие 15 преподавателей-предметников.

Опрос для учителей состоял из выбора следующих положений:

Что Вы используете для повышения положительной мотивации к обучению у своих учеников?

Современный наглядный материал;

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

Интерактивные методы обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.);

Использую сочетание классических, инновационных, интерактивных методов обучения, совместно с имеющейся материально-технической оснащенностью кабинета;

Провожу классические уроки;

Ваш вариант.

Результаты анкетирования получились следующими:

1. Лишь 60% педагогов используют в своей работе современный наглядный материал.

2. Чуть меньше половины учителей (46,7%) применяют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии.

3. Уроки с использованием интерактивных методов обучения (деловые и ролевые игры, «мозговой штурм» и т.д.) проводят 53,3% преподавателей.

4. Сочетают классические, инновационные, интерактивные методы обучения 53,3% учителей.

5. 46,7% педагогов проводят классические уроки.

Один из учителей поделился опытом своей работы. На уроках ОБЖ преподавателем применяется синквейн - это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учётом ряда требований.

Правила написания синквейна.

В синквейне 5 строк:

1) понятие (одно слово)

2) прилагательные (два слова)

3) глаголы (три слова)

4) предложение (из четырёх слов)

5) существительное (одно слово)

Пример синквейна по теме: «Актуальные вопросы ВИЧ инфекции»:

2. Опасный, смертельный

3. Калечит, уродует, разрушает

4. Распространяется из-за невежества.

5. Болезнь.

Другой учитель рассказал, что для укрепления и развития мотивации на уроке применяет следующие активные методы: средства ИКТ, метод проектов, парацентрическая технология (в парах разного вида с обязательной встречей в центре), анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ», многие учителя встречают определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, можно убедиться в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают работоспособность учеников на уроках.

Преподавателям было предложено следующее задание: «Определите уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - применяю регулярно; 1 - применяю иногда; 0 - не применяю».

Эмоциональные методы мотивации (I):

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуации успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение потребности быть успешным учеником.

Познавательные методы мотивации (II):

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - «дебаты».

Волевые методы мотивации (III):

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекция,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV):

1 - развитие желания быть полезным Отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуаций взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 - оппонирование друг другу.

Методика обработки результатов анкеты:

2. Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше - оптимальный уровень, 65-84% - достаточный уровень, 40-64% - недостаточный уровень.

Мы подсчитали данные, в результате чего получилось, что:

1. Регулярно применяют различные методы стимулирования учебной деятельности всего лишь 46,7% учителей.

2. 26,7% педагогов имеют оптимальный уровень степени владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности школьников, у 60% учителей - достаточный уровень, у 13,3% преподавателей - недостаточный уровень.

Проанализировав результаты анкетирования, как учащихся, так и учителей, мы попытались сформулировать рекомендации по формированию положительной мотивации к обучению ОБЖ для практикантов - будущих преподавателей-организаторов курса ОБЖ.

Для того, чтобы поддерживать необходимую увлеченность процессом обучения, нужно изменять форму общения на уроке.

Формы общения могут быть представлены различными видами и способами объединения школьников на занятиях. Необходимо практиковать работу:

Со всей группой (защита реферата, беседа с преподавателем, обсуждение или презентация);

С малой подгруппой (3-7 обучаемых работают над одним заданием, решение которого затем обсуждается всей группой);

В парах (двое учащихся обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всей группой);

Индивидуальную (каждый обучаемый индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных).

Школьники рассматривают разнообразие как что-то приятное. Вот как описывали учащиеся занятия, которые были наполнены разнообразием: «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность учителя своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать».

Во время однообразной деятельности быстро падает внимание, и, наоборот, оно повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые проблемы. Поэтому учителю необходимо регулярно изменять учебную ситуацию.

В современном процессе обучения необходимо осуществить радикальные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время школа ориентирована преимущественно на поддерживание внешней мотивации в виде контроля. Тем самым личность ученика вместо того, чтобы развиваться, постоянно оказывается в ситуациях подавления. Вполне естественно, что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные реформы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики .

Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие.

Дети отличаются любопытством. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда школьникам преподносятся уже известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» .

Подобное происходит и в том случае, когда ученикам не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания.

Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило» .

Необходимо использовать эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если учителю удастся вплести в канву урока этот эффект, то у него получится пробудить у учащихся желание решать поставленные перед ними задачи.

К поиску объяснений подталкивают противоречия. Учащиеся стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда они сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Учителю необходимо поставить под сомнение доступную обучаемым логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречия, тогда он пробудит в них интерес к познанию истины .

Для всех людей естественным остается стремление к постоянному развитию своих способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызов». Но, принимая его, они рискуют не справиться с ним (риск провала). Если на занятиях по ОБЖ школьники сталкиваются с проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. «Эффект риска» следует использовать осторожно, соизмеряя возможности обучаемых с их желаниями. Частое применение сводит этот эффект к нулю .

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных норм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах. Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использовать «самосравнение» т.е. оценку «неиспользованного резерва» - реальных результатов и тех результатов, которые школьник мог бы иметь при должном отношении к учебе .

Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его.

Эффективность обучения повысится, если, прежде чем появилась усталость, будет сделан короткий перерыв (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала. Практика показала, что перерывы в занятиях способствуют тому, что учащиеся лучше усваивают и запоминают материал .

Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддержания у школьников положительного отношения к обучению. Созданию такого отношения могут способствовать такие методические приемы для мотивации обучаемых, как:

Обсуждение в группе волнующих учащихся вопросов, в том числе и отдаленно связанных с темой урока. Например, при изучении темы «Ядовитые растения» на уроке биологии учащиеся с удовольствием втягиваются в обсуждение мер безопасности при автономном выживании в природе. После посещения такого занятия, как правило, среди учащихся остается эффект заинтересованности в изучении данной дисциплины;

Предоставление возможности обучаемым высказаться, обратить на себя внимание. Если учащийся готов высказать свое мнение по поводу обсуждаемого на занятии вопроса, либо даже поспорить с учителем, будь он прав или не прав, всегда нужно дать ему такую возможность. Это поможет положительно влиять на мотивацию ученика в дальнейшем. Также школьник может послужить отличным примером для своих товарищей - другие учащиеся в будущем уже будут чувствовать себя более уверенными, если захотят отстоять свою точку зрения;

Применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ помогает выработать у учащихся ответственность, объективность и заинтересованность в предмете .

Постоянно актуальными остаются советы:

Проверенным способом мотивации является планирование целей и задач обучения самим школьником. Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее «чувство успешности» усиливает мотивацию.

Чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, составить план ее достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания .

Исходя из анализа опыта учителей по формированию положительной мотивации к обучению у школьников, необходимо подчеркнуть, что педагогическое мастерство, связанное с выбором наиболее сильных методов и приемов работы с классом, с собственным отношением к делу и педагогической эрудицией, всегда дает наилучший результат. Ученики начинают «тянуться к знаниям», любить предмет и понимать смысл словосочетания «учиться всю жизнь».

1. Констатирующее исследование выявило, что ведущим фактором формирования мотивации к обучению является личность учителя, подача им учебного материала: интересного, актуализированного, жизненно важного.

2. Анализ применения учителями различных методов и форм обучения показал, что большинство педагогов владеют инновационными и интерактивными способами подачи учебного материала, умело сочетая их с классическими.

Приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

Поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

Учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;

Формировать чувство долга, ответственности;

Учить предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.

4. Изучение опыта учителей по формированию положительной мотивации к обучению у школьников показало, что выбор действенных методов и приемов работы с классом, профессиональное отношение к делу и педагогическое мастерство дают лучшие показатели: учащиеся «тянутся к знаниям», любят предмет и способны к самообучению и саморазвитию.



Поделиться: