Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект нод "познавательное развитие" с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе доу. по стихотворениям Г. Шалаевой

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Увлекательное путешествие

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья, организма человека и обладает лечебными свойствами.

Задачи:

    Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями.

    Дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма.

    Учить приемам обследования растительных объектов, включая различные анализаторы – обоняние, осязание, вкусовые и тактильные ощущения.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение словаря: пихта, пихтовое масло, ингаляция, мята перечная.

Активизация словаря: душистая, пахучая, хвойные.

Билингвальный компонент: орман – лес, ағаш – дерево.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте)

А теперь возьмемся за руки, сделаем круг, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение:

Мы сначала будем топать

Топ-топ-топ

А затем мы будем хлопать

Хлоп-хлоп-хлоп

А теперь, мы повернемся

И друг другу улыбнемся

(Дети делают круг и повторяют за воспитателем).

Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие. Хотите попутешествовать вместе со мной?

(Да, хотим)

Но путешествие будет необычным. Во время путешествия, я научу вас с помощью лекарственных трав укреплять свой организм. Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? (Да, готовы)

Но, прежде чем мы отправимся в лес, вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя шуметь, рвать цветы)

Художественное слово:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай:

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

А чтобы наше путешествие было более интересным, нам помогут помощники. Что это? (Ключи, у каждого ключика свой цвет).

Интересно, а что могут открывать эти ключи? (Дверь, замок)

Я вам открою секрет. Эти ключики открывают волшебные сундучки. Но нам нужно их найти. Ну, что друзья, в путь.

Ходьба по ребристой дорожке:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают –

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Звучит музыка: пение птиц

А вот и первый сундучок. Интересно, что может там лежать, давайте пофантазируем. Я вам подскажу: там лежат ягоды. А какая вы узнаете сами, если отгадаете мою загадку:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи.

Давайте откроем сундучок и посмотрим, правильно ли вы, отгадали? Каким ключиком мы будем открывать?

(Красным потому, что сундучок красный и ключик красный).

В сундучке лежит картинка с ягодами малины.

Это ягода - малина, она не только вкусная, но и очень полезная. В ней много витаминов, помогает оправиться с повышенной температурой. Его лучше пить с чаем. А что ещё можно приготовить из ягод?

(Сок, варенье, пироги).

Правильно. У нас в сундучке варенье из малины. Мы его заберем с собой и попьем чаю с вареньем.

Поляна с цветами

Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками. Вокруг себя мы покружились и в бабочек превратились.

А вот и следующий сундучок. Каким ключиком его открываем?

(Синим, так как сундучок синего цвета).

Там картинка мяты перечной

Ребята, это – лекарственное растение, называется – мята перечная. Давайте, я вам каждому дам в руки веточку этого растения, а вы, разотрите её в ладошках. Чем пахнут ладошки?

У мяты очень душистый запах, она тоже полезная. Если заварить мяту в кипятке и пить на ночь – у вас будет хороший, крепкий сон, и вам приснятся приятные сны. В мяте очень много витамина С, чтобы вы были здоровы и сильны. Я для вас заварила этот чай, давайте попробуем. (Дети пробуют чай).

Ой! Что это за избушка? Кто в ней живёт? Давайте постучим.

Пальчиковая гимнастика

Громче пальчики стучите –

(сжать руки в кулачки, стучать указательными пальцами)

Тук- тук-тук

Кулачки им помогите (стучать сжатыми кулачками) тук-тук-тук

В домике находим зелёный сундучок, открываем зелёным ключиком.

Давайте, на ощупь определим, что лежит в сундучке?

Ребята, это веточка пихты. Как называются деревья, на которых растут иголочки? (Хвойные).

Какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна).

Понюхайте веточку, чем она пахнет? Какой у нее запах? (Лесом, смолой).

Ребята, из пихты делают пихтовое масло. Если вы заболели, можно нагреть воду, капнуть капельку масла и дышать носом. Это называется – ингаляция. Можно и полоскать горло.

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, кто же это?

(Медведь).

Мне кажется, ребята, что он очень расстроен. Как вы думаете, почему? (У него закончился мёд).

А где он берёт мёд?

Давайте представим, что мы – пчёлки.

Дыхательная гимнастика.

Ноги слегка расставлены:

1 – развести руки в стороны (вдох)

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Медвежонок дарит жёлтый сундучок

Каким ключиком мы откроем сундучок? (Жёлтым ключиком).

Там киндеры с ленточками. Делаем кулончики. Они наполнены душистыми травами. Понюхаем наши аромакулончики.

Поблагодарим медвежонка.

Ну что, ребята, понравилось вам путешествие? (Да)

Назовите мне лекарственные растения, с которыми мы сегодня познакомились. (Мята, пихта)

А где могут расти лекарственные растения и ягоды? (В лесу)

Ребята, а что нужно ещё делать, чтобы не болеть? (Заниматься спортом, делать зарядку, гулять на свежем воздухе.)

Ожидаемый результат:

Знать: Названия лекарственных растений и ягод, их назначение и применение.

Иметь: Представление о соблюдении правил безопасности на природе.

Уметь: Отвечать на вопросы, анализировать, участвовать в беседе.

УДК 373 ББК 74.100.5

Р е ц е н з е н т ы:

Антипова Н.С. - методист кабинета дошкольного воспитания ООИУУ; Бочарова Н.И. - канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой здоровья ребенка ОГУ;

Воронина Н.Г. - главный врач орловского врачебно-физкультурного диспансера; Гольдринг И.И. - методист отдела охраны здоровья, труда и физи­

ческого воспитания ООИУУ.

Гаврючина Л.В.

Г12 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с. (Здоровый ма­ лыш).

ISBN 978-5-89144-798-1

В пособии раскрываются механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. На примере комплексной программы «Подари здоро­ вье детям» решается проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей.

Приложение содержит конспекты занятий для всех возрастных групп с использованием здоровьесберегающих технологий, приводятся формы организации детской деятельности, анкета для выявления особенностей нервно-психического здоровья и развития детей.

Пособие адресовано педагогам, методистам, логопедам дошкольных образовательных и медицинских учреждений.

УДК 373 ББК 74.100.5

Введение

От состояния здоровья детей во многом зависит благополу­ чие общества. В последнее десятилетие во всем мире намети­ лась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некаче­ ственная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положе­ нием, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействую­ щие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтерна­ тивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и прак­ тической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма валеологического воспитания детей ранне­ го и дошкольного возраста - разные виды интегрированных занятий (приложения 1-2). Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные мето­ ды: музыкальные, изобразительные, хореографические, физ­ культурные, художественные, литературные и др.

Организация занятий по воспитанию и формированию, со­ хранению и укреплению здоровья детей предусматривает ак­ тивную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя (приложение 3).

Результатом обучения и воспитания дошкольников явля­ ются новые знания, которые сразу можно использовать в прак­ тике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

- формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- воспитание бережного и заботливого отношения к свое­ му здоровью и здоровью окружающих;

- развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервнопсихического здоровья и развития детей;

- совершенствование практических навыков здорового об­ раза жизни.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное разви­ тие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здо­ ровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укреп-

ление психического здоровья детей и обеспечение их психо­ логической безопасности.

- культивировать и воспитывать у детей осмысленное от­ ношение к физическому и духовному здоровью как еди­ ному целому; расширить на этой основе адаптивные воз­ можности детского организма (повышение его жизнен­ ной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде кон­ стантных Психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;

- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития твор­ ческого воображения;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в прием­ лемых для него формах;

- помочь детям овладеть доступными навыками самовра­ чевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремаль­ ных ситуациях;

- способствовать развитию познавательного интереса к сво­ ему и чужому телу, его возможностям.

Программа включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленность об­ разовательного процесса:

Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);

Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).

2. Физическое развитие и оздоровление детей:

Закаливание;

- точечный массаж;

- игры, которые лечат;

- дыхательная гимнастика;

- организация двигательного режима.

3. Лечебно-профилактическая работа:

- лечебная физкультура;

- лечебный массаж;,

Физиотерапия;

- витаминотерапия и фитолечение.

4. Работа с родителями.

5. Обеспечение психологического благополучия:

- занятия «Здравствуйте, дети»;

- коррекционно-развивающая работа для детей с наруше­ ниями речи;

Музыкотерапия.

Программа имеет четкую структуру, каждое направление подробно описано, определены задачи, направленные на со­ хранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодо­ левать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к вос­ питательной и оздоровительной работе. В нашем Центре раз­ вития ребенка «Айболит» детского сада № 68 это нашло выражение в следующем:

- составление адаптивных образовательных и воспитатель­ ных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

Организация предметно-пространственной среды, разви­ вающей ребенка;

- освоение технологий личностно-ориентированного взаи­ модействия с детьми;

Создание учебно-воспитательного комплекса, оборудован­ ного для занятий с детьми раннего возраста;

Введение в образовательно-воспитательную программу валеологических аспектов;

- создание условий для самореализации ребенка и обеспе­ чение его психологической безопасности.

Оздоровительная и воспитательная направленность обра­ зовательного процесса в нашем дошкольном учреждении вклю­ чает следующие мероприятия:

- лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, спе­ циальные оздоровительные игры;

- арома- и фитотерапию путем подбора специальных рас­ тений и цветового решения интерьера;

- работу с природными материалами (глиной, песком, крас­ ками);

- музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкаль­ ные паузы, игры на музыкальных инструментах, исполь­ зование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).

При разработке здоровьесберегающих технологий мы ори­ ентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспита­ тельную и оздоровительную работу в детском саду, а также комплексную программу «Подари здоровье детям».

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Работа с детьми раннего возраста

Второй год жизни

Я пришел в детский сад

Какое настроение преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное.

Какой аппетит у малыша, что любит есть, от какой пищи отказывается.

Как засыпает: быстро, медленно, спокойно, беспокойно.

Владеет ли навыками опрятности: просится на горшок, тя­ нет руки к воде при умывании, умеет пользоваться полотенцем, не сосет пустышку, вытирает нос платком, пьет из чашки.

Интересуется ли игрушками, предметами.

Проявляет ли интерес к действиям взрослых.

Охотно ли вступает в контакт с детьми и взрослыми.

Я расту. Вот уж два годочка

Учить ребенка игровым действиям или же самому ре­ шать игровую ситуацию (кормить куклу, если рядом посуда; строить гараж, если под рукой кубики).

По просьбе взрослого или из подражания приучать к уча­ стию в сюжетной игре, например, баюкать куклу, укладывая

ее спать.

Играть с кубиками, сооружая знакомые постройки: до­

рожку, забор, диван.

Учить ориентироваться в трех-четырех цветах, распозна­ вать вес, фактуру предметов (тяжелый, легкий, твердый, мягкий).

Учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

Побуждать малыша самому раздеваться и одеваться, знать место одежды и обуви.

Приучать мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, вытирать руки и лицо.

Формировать навыки поведения за столом: есть аккурат­ но, не обливаясь.

Развивать умение ориентироваться в пространстве: ме­ нять ходьбу на бег, подпрыгивать, подниматься и спускаться по лестнице.

Мои первые слова

Учить использовать в речи законченные предложения.

Побуждать к употреблению предлогов, прилагательных, местоимений.

Учить отвечать на вопросы.

Приучать договаривать четверостишия, подпевать потешки.

Формировать у ребенка представление о человеке.

Учить показывать и называть детали лица (губы, зубы, язык, лоб, щеки, уши и др.) и тела (руки, ноги, спина, живот).

Побуждать давать оценку себе: «я - хороший», «я - большой».

Приучать говорить вежливые слова: «до свидания», «спа­ сибо», « здравствуйте ».

Я и мои чувства

Учить выражать чувства мимикой, взглядом, жестами, тоном, позами.

Приучать обозначать словом свои эмоциональные состоя­ ния (смеюсь, боюсь, замерз).

Учить проявлять сдержанность: не кричать в обществен­ ных местах, спокойно переходить улицу со взрослым, не бе­ гать по тротуару, не драться, не ломать, не отнимать и др.

Побуждать играть рядом со сверстниками одними игруш­ ками.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

Занятия, игры

Адаптационный период

Сентябрь

«На нашем дво­

«Листопад», «Найди свой домик», «Дождик»,

«Большие и маленькие ноги», «Оденем Бура-

«Прогулка в

«Цветные дорожки к домикам кукол», «Поймай

водичку», «Наша Таня», «Игры с зонтиком»

«У нас гости»

«Кукла Лена обедает», «Веселые гномы», «Кук­

ла Маша пьет чай», «Зайка серый умывается»

«Новый год»

«Снег, снежок», «У нас в гостях Снегурочка»,

«Поймай снежинку», «Елочка, зажгись»

«Зимние забавы»

«Оденем куклу на прогулку», «Попади в кор­

«Птицы и звери

«У кормушки», «К зайке в гости», «Где спит

медведь?»

«Весна-красна»

«Кап-кап-капель», «Тонет - не тонет», «Зай­

ка серый умывается»

«Транспорт»

«М ы едем, едем, едем...», «Самолет», «Уга­

дай, что урчит?», «Нам на улице не страшно»

«Овощи и фрук­

«Кто что ест?», «Огуречный хоровод», «Тру­

долюбивые муравьи», «Есть у нас огород»

Третий год жизни

Я познаю мир

Учить ориентироваться в семи цветах спектра, рисовать

и объяснять, что рисует (солнышко, дождик, дорожку и др.).

Учить лепить несложные формы, раскатывая комочки глины, пластилина в ладонях.

Упражнять в составлении картинки из двух частей, в определении на ощупь знакомых геометрических фигур, под­ боре мозаики к несложному рисунку, подражая действиям взрослых.

Учить произносить сложные предложения, рассказывать сказку по картинке.

Учить задавать вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?» и др.

Побуждать отвечать на вопросы, называя животных и их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, растения и т.д.

Упражнять в разучивании стихов, песенок, сказок.

Развивать наблюдательность, внимание, любознатель­ ность.

Учить отличать и называть людей по принадлежности к определенному полу, возрасту (мальчик, девочка, дядя, де­ душка, тетя, бабушка).

Учить называть части тела человека: голова, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы.

Знать назначение этих частей: глаза смотрят, уши слу­ шают, ноги ходят и др.

Малыш должен быстро отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», знать свою фамилию, называть имена своих родителей.

Я учусь играть

Учить осознавать свою роль в игре (мама, врач, зайчик

и т.п.).

Побуждать играть вместе с другими детьми, проявлять инициативу, сопровождать свои действия словами.

Учить фантазировать, передавать словами, жестами, ин­ тонацией содержание сказки, песенки.

Формировать умение пользоваться ролевой речью: гово­ рить за себя и за куклу.

Воспитывать правила культурного поведения: играть вместе, дружно, не драться, не ссориться, делиться друг с другом игрушками.

Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать тому, кто плачет, пожилому человеку, учить бережно относиться к животным, растениям, подражая действиям взрослых.

Заинтересовать малыша музыкой, пением, подвижными играми.

Развивать способность двигаться под музыку: кружить­ ся, хлопать, топать.

Учить настороженно относиться к незнакомым живот­ ным и растениям, отдельным людям, быть внимательным на улице и дома, понимать значение слов: «можно», «нельзя», «опасно».

Я уже большой

Учить малыша самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать свою одежду.

Совершенствовать способность выполнять два-три пору­ чения: отнеси, поставь, закрой и др.

Учить правилам поведения за столом.

Упражнять в выполнении гигиенических навыков: мыть руки с мылом, умываться, пользоваться полотенцем, приче­ сываться.

Воспитывать правила хорошего тона, быть вежливым.

Развивать умение прыгать, бегать, бросать и ловить мяч.

Развивать координационные способности, чувство равно­ весия.

Формировать положительное отношение к труду.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Заняпие, игры

Сентябрь

«Здравствуй,

«Веселые капли», «М ы идем на прогулку»,

«Песочек в ладошках»

«Осень в лесу»

«Зайка делает зарядку», «Носовой платочек

Мишки-топтыжки», «Лесной доктор», «Уга­

дай, на чем играю?», «Волшебные очки»

«Унылая пора»

«Есть ли у дождика ножки?», «Поймай водич­

ку», «Научим Василька не болеть», «Моя се­

«Зима во дво­

«Снеговик», «Палка, палка - огуречик, полу­

чился человечек», «Кукла Ляля хочет спать,

положи ее в кровать», «Нарядим елку!»

«У нас гости»

«Аккуратные зайчата», «Кукла Оля обедает»,

«Здравствуй, Карлсон!», «Наши подарки»,

«Оденем Машу после сна», «Сундучок со

сказкой»

«Зимние заба­

«Ледовая лужица», «Игрушки заболели», «На

дворе мороз и ветер», «Найди свой домик»,

«Крепкие ручки»

«Звенит ка­

«К бабушке в деревню», «Постираем кукле

платье», «Куклы вышли погулять», «Комната

для Кати»

«Доброе утро!», «Совочек-дружочек», «Язык,

язычок», «Чаще мойся, воды не бойся!»,

«Солнце и дождик»

«Животные

«Кто что делает?», «Огонек-уголек», «Раз -

шажок, два - прыжок», «Добрый доктор Ай­

болит», «Раздувайся, пузырь»

В наш социально-реабилитационный центр поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, дети, оставшиеся без попечения родителей. У большинства детей имеются неадекватные проявления эмоционального развития, проблемы общения со сверстниками, ослабленное здоровье, задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие, а также большие пробелы в знаниях. Иногда эти дети склонны к агрессии, упрямству, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются своего рода психологической защитой в новой социальной среде.

Одним из основных направлений в реабилитационной работе педагога-психолога в СРЦН является сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних, с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующие интегрированному воздействию, направленное на сохранение, формирование и укрепление здоровья несовершеннолетних, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Главными задачами здоровьесберегающих технологий в СРЦН, являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация реабилитационного процесса, который не навредит здоровью детей;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития несовершеннолетних.
Такие технологии, как личностно-ориентированные, технология сотрудничества эффективно сказываются на эмоциональном состоянии неcовершеннолетних, формируя у них позитивное отношение к реабилитационному процессу, усвоение задач индивидуальной реабилитационной программы.

Открытое занятие "Все в твоих руках" для подростков с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Все в твоих руках»

Педагог-психолог Балабанова Мария Константиновна

Цель: дать представление о том, что такое психологическое здоровье, знакомство с методами укрепления и сохранения здоровья с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:
- закреплять понятие о психологическом здоровье;
- ориентировать несовершеннолетних на здоровый образ жизни;
- сохранение и развитие интереса к собственному здоровью, через использование несовершеннолетними здоровьесберегающих технологий.

Формы работы : тренинговые упражнения, элементы арт – терапии (музыка-терапия, звукотерапия, изотерапия), мини-лекция, дискуссия, рефлексия, групповое обсуждение.


Потенциальные участники: подростки.


Количество участников: 5 – 8 человек.

Материалы : высказывания о здоровье, признаки психического здоровья напечатаны на большом формате листа; лист бумаги со схематичным изображением дерева, карандаши; старые газеты; солевая лампа; сенсорная дорожка; ноутбук, запись спокойной музыки; две пластиковые банки, теннисные мячи, цветные камешки, песок.

На доске: тема занятия, цель занятия, схематическое изображение яблони.

Ориентировочное время работы : 45-60 минут.

План занятия :

1. Приветствие.

2. Основное содержание занятия.

3. Рефлексия.

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Упражнение «Познакомимся?!»

Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
Время: 5 минут.
Инструкция : «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».
Начинает психолог: «Здравствуй! Я Марина - мирная. Здравствуй, Марина - мирная. Я Даша – добрая». Здравствуй! Я Даша – добрая. Здравствуй, Даша – добрая, я Ангелина- артистичная
Психолог: девочки, сегодня нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение нам необходимо вспомнить общие правила работы в группе.

Правила работы в группе:

1) внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3) не обязательно принимать активное участие в занятии , если не хочется;

4) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

II. Основная часть.

2. Беседа на тему «Что такое здоровье?»

Цель: активизация знания несовершеннолетних о важности здоровья, определение понятия здоровья.

Время: 5 минут.

На прошлом занятие мы говорили о здоровье. Давайте вспомним, что такое здоровье.

Высказывания :

Здоровье – это красота и сила

Здоровье – это когда не болеешь

Здоровье – это жизнь

Здоровье – это хорошее настроение

Здоровье – это когда ты добрый и бодрый

Здоровье – это когда человек не болеет

Психолог: по определению ВОЗ, здоровье-состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Наше прошлое занятие мы завершили притчей «Все в твоих руках».

Тема сегодняшнего занятия называется, так же как и притча «Все в твоих руках» и мы будем говорить о психологическом здоровье.

3. Беседа-диалог: «Что такое психологическое здоровье?»
Цель: сформировать понятие о психологическом здоровье
Время: 7 минут.
Техника проведения:
Как вы понимаете, что такое психологическое здоровье?
Девочки предполагают, что такое здоровье.
Признаки психического здоровья:

1. уважение к себе;

2. умение переживать неудачи;

3. независимость;

4. эффективная борьба со стрессом;

5. забота о других людях;

6. качество взаимоотношений с другими людьми.


Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.
Признаками психического здоровья считают : оптимизм, владение негативными эмоциями, уверенность в себе, самоуважение, сохранность привычного самочувствия, способность к творчеству.
Признаки здорового человека:
- устойчивость организма к действию повреждающих факторов (болезням, плохой экологии и т.д.);
- показатели роста и развития, соответствующего возрасту человека;
- резервные возможности организма;
- отсутствие какого-либо заболевания;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
От чего может зависеть ваше здоровье? (от питания, настроения, соблюдение гигиены)
Назовите наиболее частые ситуации, приводящие к потере здоровья человека.
А для чего человеку необходимо здоровье?
Девочки предлагают свои варианты.
Здоровье нам необходимо для:
- самосохранения . Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает;
-
возможности самосовершенствования . «Если я буду здоров, я смогу занять определенное место среди людей, смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы»;
-
достижения максимально возможной комфортности. «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство»;
-
получения удовольствия от сохранения собственного здоровья. «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
Специалисты определяют психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и при котором поведение в деятельности личности адекватны окружающей действительности.

Вопросы для обсуждения:
- назовите то, что губит наше здоровье;
- зачем нам быть психологически здоровыми людьми?
4. Игра-упражнение «Три качества».

Цель: развитие группового взаимодействия, усвоение полученных знаний.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Все участники на листочках перечисляют качества здоровой личности (каждое качество на отдельном листочке). Затем все листочки складываются в одну емкость. Первый водящий достает один листочек, называет качество, написанное на этом листочке, и отдает его тому, по его мнению, кому это качество присуще. Игра продолжается пока не закончатся все листочки. В конце подводится итог, у кого больше листочков-качеств – тот обладатель здоровой психики.
- Но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества, но люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.

5. Игра «Карикатура».

Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут.

Затем каждый из желающих подростков представляет свой рисунок.

Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?

Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?

Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?

6.Мини-лекция :

Время: 5 минут.

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить.

Один из этих способов я предлагаю вам выполнить сейчас. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас напряжение, тревогу, раздражение. Надо взять газету и скомкать ее до самого маленького состояния, мысленно проговаривая о ситуации. Теперь забросьте комок как можно дальше. Стряхните руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Теперь самое время зарядиться положительным ресурсом.

7. Звукодвигательная гимнастика, звукотерапия.
Цель: создание благоприятной атмосферы, минутка звуков здоровья.
Время: 2 минуты.
Психолог: звукотерапия - это призыв к органам, тканям, клеткам слышать сердце, слышать себя, призыв к взаимопониманию и единению.
Каждому органу можно подобрать свой звук, на который он будет откликаться усилением своей энергии. Это персональная задача каждого индивидуума – уметь слышать свой организм и находить с ним общий язык.
Тем не менее, существуют звуки, энергия которых легко воспринимается всеми людьми.
Например:
Ы-Ы-Ы – этот звук заставляет резонировать черепную коробку и головной мозг, снимая сосудистые спазмы, регулируя внутричерепное давление и избавляя от напряжения и головной боли.
И-И-И – этот звук призывает клетки и ткани горла действовать в едином ритме. Улучшаются голосовые данные, лечится воспаление горла, заболевания щитовидной железы.
АО – звук между “А” и “О”, типа округлого “А” – оздоравливает органы грудной полости. Очень полезен при кашле, особенно для людей, страдающих бронхоспазмами и заболеваниями сердца.
УЭ – воздействует на органы брюшной полости.
МММ – улучшает функции костной системы.
АОУМ – универсальный оздоравливающе звук, гармонизирует психику.
Существует множество других звуков и их сочетаний, которые благотворно влияют на организм. Поищите их для себя.
Также нужно уметь дозировать звуки, используя их умеренно. Не стоит петь более пяти минут кряду. Начинать можно с 1 минуты 2-3 раза в день, постепенно увеличивая время. Петь звуки нужно после неглубокого вдоха, который осуществляется животом и спиной, ощущая появляющиеся вибрации в том месте, на которое настроено ваше внимание.
Начнем…
Все чего бы вы хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую силу и справедливость.

8. Упражнение «Моя яблонька»

Цель : Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; поднятие самооценки.

Инструкция : «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Я предлагаю вам «вырастить» свою яблоньку. Это будет волшебная яблоня, которая поможет вам выделить в себе главное, рассказать о себе, узнать о другом, а если вы ее сохраните, то она может стать вашим талисманом или вашей опорой в трудную минуту.

Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:

1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?

3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?

Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.

В заключение . Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вам вдруг покажется, что имя у вас «дурацкое» , и вы однотипный, то взгляните на дерево и поназывайте себя по всякому – вы разный, интересный с красивым многогранным именем.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно, и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на доске - посмотреть, кто как себя позиционирует.

9.Притча "Сосуд жизни"

Цель : формирование умения анализировать, соотнеся содержание притч с жизнью.

Время: 10 минут.(Психолог наглядно демонстрирует содержание притчи).

Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон.

Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова - да, сосуд полон.

И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде.

«А теперь обратился Учитель к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь!

Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети - все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь.

Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина.

Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.

Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать внимание только на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за собственным здоровьем.

И у нас остается еще предостаточно времени для дома, работы, празднований и многого остального.

Давайте следить за своими крупными камнями - ведь только они ценны, а все остальное - только лишь песок»…

Вопросы для обсуждения:

Чему, на ваш взгляд, учит эта притча?

Как вы заполняете свой «сосуд жизни»?

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. И как сказал мудрец: «Все в твоих руках».

III. Рефлексия :

11. Ритуал окончания занятия «Салют»
Цель: завершить занятие на положительной ноте.


Тема:"Страна волшебная - здоровье"

Программное содержание:

  1. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Учить выделять признаки здорового человека.

2. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности. Получить положительные эмоции от деятельности, понимание важности хорошего настроения для здоровья человека. Развивать память, логическое мышление, делать умозаключения.

3. Закрепить элементарный вид массажа, элементы дыхательной гимнастики.

4. Формировать умения рассуждать, логически излагать свои мысли, суждения. Упражнять детей в умении употреблять простые и сложные предложения.

5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Материал: Картинки с изображением 2 гномов: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, неаккуратный; волшебный сундучок, перечень вопросов к словесной игре на картинках, яблочко-пазл с пословицами, зеркало, музыка.

Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка

Предшествующая работа: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Словарная работа: здоровье, здоровяк, редко болеющий, Растяпа, витамины, режим дня

Индивидуальная работа: С Оксаной Г, Матвеем М.. – помочь правильно брать дыхание во время дыхательной гимнастики; с Мариной Г., Егором П. – упражнять в умении складывать из частей целое.

Ход занятия: Здравствуйте дорогие гости!

Желаю Вам здоровья и вам ребята!

А здоровы ли вы, дорогие друзья? Да.

Я очень рада, что у вас все отлично!!

Приглашаю Вас отправиться в путешествие в волшебную страну Здоровья, в которой живет знакомый вам всем герой.

«Всех излечит, исцелит

…….Кто это? (Айболит)

Но попасть в волшебную страну Здоровья не просто

Давайте сначала поговорим на очень важную тему.

Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей)

Здоровье - это счастье!

Это когда ты весел и все у тебя получается.

Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Нужно соблюдать режим дня.

Да, дети, вы понимаете что же такое здоровье.

А что бы лучше узнать: « Что же такое здоровье? Ответить на этот вопрос помогут два моих друга. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого – Растяпа. Они помогут нам попасть в волшебную страну «Здоровья».

Ребята, как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? (ответы детей).

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей) Докажите своими примерами.

Да, я согласна с вашим мнением.

Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками.

Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка.

Ответы детей: У него румяные щеки,

Крепкая стройная фигура,

я думаю, что он занимается спортом,

Много гуляет на свежем воздухе,

он соблюдает правила поведения на улице,

Не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку.

И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Ребята я согласна с вами,вы многое рассказали о Здоровяке.

А как вы думаете, Растяпа ведет такой - же образ жизни или нет?

А почему? (ответы детей)

Правильно, по нему видно, что он Растяпа.

Ребята, Растяпа не может с нами идти в волшебную страну Здоровья, ведь там живут сильные, крепкие, здоровые люди. Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. Итак начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример и тогда он тоже сможет отправиться с нами в путешествие.

А для начала надо сделать

Массаж волшебных точек ушек. (звучит музыка)

Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

«Поиграем с ушками»

· «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

· «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

· «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

· «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Воспитатель: Молодцы ребята, я думаю что мы укрепили свои ушки и Растяпа тоже захочет выполнять эти упражнения.

Воспитатель: Давайте дети еще раз выясним, какого же человека мы называем здоровым?

Ответы детей: занимается спортом, закаляется, принимает здоровую пищу

Если человек болен. Ему нездоровится, то как он выглядит?

Ответы детей: он вялый, бледный, ничем не интересуется

Какие вы молодцы ребята!

Я думаю, что Растяпа запомнил, что надо делать чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым.

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум. Что здоровье - это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Да. Тогда ответьте

Словесная игра «Я начну, а ты продолжи!»

1. Здоровый человек – это…(кто занимается спортом)

2. Мое здоровье…(мне помогает быть сильным)

3. Иногда я болею, потому что…(у меня слабый иммунитет,

4. Когда я болею, мне помогают… витамины

5. Когда у человека что – то болит, то он… (идет к врачу)

6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется… (Делать зарядку!

Воспитатель:

Давайте научим Растяпу дыхательной гимнастике, ведь она так полезна для здоровья.

2 Комплекс дыхательной гимнастики.
  1. "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
  2. "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
  3. "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).
  4. "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
  5. Воспитатель: Я думаю, что Растяпе непременно будет выполнять ее.

Веселые движения Полезные движения Кто ими занимается, Достоин уважения Кто ими занимается, Здоровья набирается А, кто не занимается- С болезнями намается.

Развивающая игра: «Яблочко-пазл для здоровья!»

Дети помогите Растяпе собрать из пазлов картинку, пояснив пословицы.

«Здоровье дороже богатства». Растраченное здоровье не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил

. «Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.

«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.

«Здоров будешь - все добудешь» Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится.

«Здоровому все здорово» Здоровый человек всему рад, видит вокруг себя только хорошее.

« Вот и яблочко спелое для здоровья советами полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

Воспитатель: Дети давайте покажем Растяпе что полезно для человека, а что вредно. Если полезно – хлопаем, если вредно – топаем. Будьте внимательны!

Игра «Здоровый образ жизни»

Нужно трудиться

Мало двигаться

Соблюдать чистоту

Закаляться

Лениться

Делать зарядку

Есть много сладкого

Радоваться жизни

Улыбаться

Болеть

Заниматься физкультурой

Грустить

Много гулять

Слушаться родителей

Редко умываться

Одеваться тепло

Дружить

Воспитатель: Вот мы и в волшебной стране Здоровья, а встречает нас Зеркало души.

Ребята зеркало может помочь здоровью.

Игра «Зеркало души»

Ты не грусти, а улыбайся, Смотри на вещи веселей, И от меня ты не скрывайся, Со мной ведь и смешней, и здоровей…

Воспитатель: Подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе и друг другу и поделитесь здоровой улыбкой с окружающими, чтоб все были здоровы. (звучит песня «От улыбки)

Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.

Воспитатель: Кто –то в гости к нам спешит

Добрый…Доктор Айболит!

Айболит: Здравствуйте ребятки!

Рад встречи с вами в волшебной стране Здоровья!

А вы рады? Да.

Чтоб здоровым крепким быть

Витамины надо пить

Витаминная еда

Очень кальцием полна

Фосфор есть, железо есть

Овощей не перечесть

Вспоминайте и меня

Дам совет полезный я

Утром рано спозаранку

Дружно ешьте вы овсянку

Умывайтесь, закаляйтесь

Дружно спортом занимайтесь

Я желаю вам друзья

Быть здоровыми всегда.

Айболит: Вот волшебный сундучок

Витаминов много в нем

Угощу вас всех друзья

За хорошие дела!!

Воспитатель: Чтобы пожелать всем здоровья и счастья, давайте поиграем в игру, которая называется «Руки любви». (звучит музыка)

Дидактическое упражнение «Руки любви»

Айболит:

Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания.
Затем посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит (мама, папа, дедушка, бабушка). Этими любящими руками снова погладьте себя, обнимите.
А теперь, вспомните если вас кто - то обидел или причинил боль, «Руками любви» ласково и нежно снимите эту боль, обиду, уберите в сторону.
Подойдите к нашим гостям и «Руками любви», дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья.

Воспитатель: Ребята, давайте и до Растяпы дотронимся, и ему пожелаем здоровья.

Воспитатель: Ребята вот и закончилось наше путешествие, но нам надо возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и «руки любви « перенесут нас в детский сад. Открывайте глаза вот мы и в детском саду.

Дети, где вы были?

Что было интересно? Чем необычно?

Молодцы ребята, вы были хорошими помощниками.

Конспект занятия

по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой

в старшей группе

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Машенька»

г.Ершова Саратовской области

Тема: «Волшебная страна – Здоровье»

Логач Р.А.

Соответствует действительности: Заведующая детского сада-------- / И.В.Требунская/


Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья»

Воспитатель: Ильенко Е.В

п.Чертково 2012г.

Цели занятия:

Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни.

Задачи:

- формирование неречевого дыхания;
- совершенствование артикуляционной моторики;
- расширение активного словаря;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие общей и мелкой моторики.

Формируемые умения:

- отвечать на вопрос;
- отгадывать загадки;
- закрепление основных видов движений: ходьба, удержание равновесия , координация движений.

Материалы и оборудование:
Компьютерная презентация «Угадай – ка»,
Магнитная доска, макет дерева, зубные щетки, мыло, расчески, зубная паста, полотенца, домик Куталки, снежные комочки, «ручей», мостик – массажная дорожка, обручи, муляжи фруктов и овощей, следочки красного и белого цвета.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильмов:

«Митя и микробус» к/студии «Союзмультфильм» автор сценария Е. Агранович, режиссер М. Каменецкий.
Мультсериал «Смешарики»: «Руки», «ОРЗ», «Ёжик и здоровье».
Мультсериал «Лунтик»: «Невидимая грязь».

Беседы:

Откуда берутся болезни.
Как победить простуду.
Зачем делать зарядку.
Как стать сильным.
Для чего чистить зубы.
Почему щиплет мыло.
О пользе витаминов.

Ход занятия:

Дети входят в зал и здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее, радостное настроение. Они все бодрые и здоровые. А вот наш Валера попал в плен к королеве Простуде и ему очень плохо и грустно.

Ребенок читает стихотворение «Грипп» С. Михалкова.

У меня печальный вид, -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

А поганый грипп в носу!

В пять минут меня раздели,

Стали все вокруг жалеть.

Я лежу в своей постели -

Мне положено болеть.

Поднялась температура,

Я лежу и не ропщу.

Пью соленую микстуру,

Кислой горло полощу.

День лежу, второй лежу,

Третий – в школу не хожу.

И друзей не подпускают,

Говорят, что заражу!

Воспитатель: Вы хотите помочь Валере и спасти его из плена королевы Простуды?

Дети: Да.

Воспитатель: Хотите быть смелыми, здоровыми, крепкими и не болеть?

Дети: Да. Хотим.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие в Страну Здоровья.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями

В загадочное путешествие

Пойдемте вместе с нами!

Воспитатель и дети подходят к дорожке. На ней белые и красные следы.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Следы. Белые. Красные.

Воспитатель: Как вы думаете, чьи это красные, горячие следы?

Дети: Это оставила Простуда. Это высокая температура.

Воспитатель: А когда бывает высокая температура?

Дети: Когда болит голова. Когда человек болеет. Заразился, простыл. Когда не закаляются.

Воспитатель: Все верно. И когда человек болеет , то у него плохое настроение и нет сил. Вы хотите быть бодрыми и веселыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку.

Физкультминутка

Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)

И все дружно по порядку упражнения начнем.

Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)

Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)

Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (Наклоны головы)

На четыре – руки шире. (Руки в стороны)

Пять – руками помахать. (Взмахи руками)

Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)

Воспитатель: А эти белые следы – следы здоровья. По каким следам мы с вами отправимся в путь? Конечно, по белым!

Дети переменным шагом идут по белым следам.

Воспитатель: Ой! Куда это мы с вами попали? Что это за избушка? Кто в ней живет? Давайте постучим.

Пальчиковая гимнастика

Громче пальчики стучите (Сжать руки в кулачки)

Тук-тук-тук. (Стучать указательными пальцами)

Кулачки им помогите (Стучать крепко сжатыми кулачками)

Ту-тук-тук.

Выходит Куталка.

Куталка: Здравствуйте, ребята! Ой! Как у вас тут холодно. Я – Куталка! Всегда одеваюсь тепло, но почему-то все время болею, мерзну. Как вы думаете: почему?

Дети: Ты очень тепло одет. Тебе жарко. Тебе неудобно ходить. Надо одеваться по погоде. Куталка: Научите меня, пожалуйста, как нужно одевать правильно.

Воспитатель нацеливает детей на то, что одеваться надо по погоде. Дети раздевают Куталку, снимают с нее теплые зимние вещи.

Куталка: Спасибо ребята. Теперь я знаю, как надо одеваться, чтобы не болеть. Воспитатель: Да, Куталка, одевайся по погоде и не болей. А мы с вами пойдем дальше. Не забудьте: можно наступать только на белые следы!

Воспитатель и дети подходят к «волшебному» дереву. На дереве висят зубные щетки, мыло, расчески, зубная паста, полотенце.

Воспитатель: Ребята, что это за дерево? Что это на нем растет?

Дети: Зубные щетки. Мыло. Расчески. Полотенце.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Чтобы мыть руки.

Воспитатель: Когда нужно мыть руки?

Дети: Перед едой. После прогулки. После туалета. После рисования и лепки. Воспитатель: Для чего нужно полотенце?

Дети: Чтобы вытирать руки после мытья.

Воспитатель: Для чего нужна расческа?

Дети: Чтобы расчесывать волосы. Быть красивыми. Быть аккуратными.

Воспитатель: Для чего нужна зубная паста и зубные щетки?

Дети: Чтобы чистить зубы. Чтобы зубы были чистыми и здоровыми. Чтобы хорошо жевать.

Воспитатель: Смотрите, куда мы пришли!Это же – лес! Тут свежий и чистый воздух. Кто это бежит к нам навстречу? Звучит бодрая музыка. Появляется Здоровячок.

Здоровячок: Здравствуйте ребята! Я – Здоровячок! Я сильный, ловкий, здоровый. Я умею правильно делать зарядку для языка. Хотите вместе сделаем?

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Наши детки рано встали (улыбка),

Чистить зубки побежали («почистить» языком верхние и нижние зубы 4-5 раз),

Вправо – влево, вправо – влево.

Чистим зубки мы умело!

Пополощем с вами ротик. (Имитация полоскания рта)

Владик наш расческу взял (Закусить язык зубами)

И причесываться стал. (Движения языком вперед-назад)

Мы за ним не отстаем: Все покажем язычком.

Начинай футбольный матч! (Рот закрыт. Язык с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку)

Вот и завтракать пора:

Повар нам испек блинок,

Оближи скорее роток. (Облизывать нижнюю губу и верхнюю губу по очереди)

Здоровячок:

Тридцать два веселых зуба

Уцепились друг за друга.

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Спасибо! Посмотри, какие у наших деток крепкие зубы. Улыбнитесь друг другу. Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель : А еще, дети! Чтобы быть крепкими, сильными, не болеть, нужно правильно дышать. Давайте я вас научу.

Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики

Греем наши ручки (Соединить ладони, потереть ими до нагрева)

Греем кончик носа. (Слегка подергать кончик носа)

Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос)

Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз)

Лебединая шейка. (Поглаживаем шею рука от грудного отдела до подбородка)

Носик, дыши! (Вдох через правую ноздрю выдох – через левую, а затем наоборот)

Сдуем снежинку. (Вдох через нос, выдох через рот (2-3 раза))

Воспитатель и дети благодарят Здоровячка и приглашают его с собой в путешествие. Навстречу идет принц Апчхи и громко чихает.

Воспитатель: Смотрите дети, принц Апчхи хочет нас заразить. Он послал на нас целую тучу микробов.

Подвижная игра «Микробы»

Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (комочки). В кого попадет, тот должен начать чихать и выбыть из игры.

Воспитатель : Ой. Какие вы молодцы, какие вы ловкие, смелые. Ребята, а что нам надо делать, чтобы не заразиться?

Дети

Спортивная игра «Препятствие»

1) «Переступи через ручей» Дети переступают приставным шагом с кочки на кочку. 2) «Не промочи ножки» Ходьба по массажной дорожке (профилактика плоскостопия). Воспитатель: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята, смотрите, на пути у нас волшебный сундучок, он хочет с нами поиграть.

Просмотр презентации «Угадай-ка» (загадки про фрукты-овощи)

Воспитатель: Молодцы! Все фрукты и овощи содержат много витаминов.



Поделиться: