Красный и темно синий. Цвет в интерьере. Цветовой круг

Цвет в интерьере. Цветовой круг.

Цветовой (хроматический) круг.

Все многообразие цветов называется «спектр», который обычно изображают в виде цветового круга, развивающегося от красного цвета через желтый — к синему и замыкающегося через глубокий фиолетовый на темно-пурпурный и вновь на красный. В спектре солнечного света различается около 130 цветов с оттенками. В цветовом круге — около 150 за счет добавления 20 пурпурных. Количество делений в цветовом круге может быть от 8 до 160 и более, но обычно пользуются 32-цветным кругом .Цветовой круг признается всеми исследователями как первооснова и символ гармонии. Им удобно пользоваться при выборе различных цветовых сочетаний, его можно брать с собой, когда нужно подобрать краски для помещения, шторы, напольные покрытия и т.п.

Главные (первичные) цвета красный , желтый и синий . Вторичные цвета оранжевый , зеленый , фиолетовый , образуются путём сочетания главных. Главные и вторичные цвета образуют группу основных цветов, таким образом, основными цветами являются: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Третичные цвета . Если соединить любой вторичный цвет с одним из главных цветов, то получается группа третичных цветов: оранжево- красный (шафранный); зелено-желтый (цитрусовый); сине-фиолетовый (сиреневый); красно -фиолетовы й (пурпурный); желто-оранжевый (янтарный); сине-зелены й (бирюзовый).
Коричневый тоже третичный цвет, который получится, если соединить все три главных цвета, обязательно соблюдая равное количество трех составляющих: красный + желтый + синий = коричневый. Оранжевый +зеленый = желто-коричневый. Оранжевый + фиолетовый = красно-коричневый. Зеленый + фиолетовый = сине-коричневый.
Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, называются сложными цветами. Ахроматические цвета — черный, белый, серый, они не представлены на цветовом круге, тем не менее, играют очень важную роль в декоре. Черный и белый цветами по сути не являются и следует помнить два правила: белый цвет всегда дает рождение новому оттенку; черный цвет «убивает» любой оттенок. Черный цвет при добавлении нескольких капель к основной группе цветов позволяет создать «грязный» цветовой ряд. Белый же цвет, соединяясь с основными цветами, дает начало пастельному цветовому ряду, который широко распространен при оформлении интерьеров. Они мягкие, светлые, чистые и успокаивающие. Пастельный цветовой ряд : красный + белый = розовый ; желтый + белый = бледно-желтый ; синий + белый = голубо й ; зеленый + белый = салатный ; оранжевый + белый = персиковый ; фиолетовый + белый = сиреневый; коричневый + белый = бежевый ; малиновый + белый = коралловый .
Группы цветов . . Теплые — холодные . . Легкие — тяжелые . . Глухие — звонкие . . Активные пассивные . . Выступающие — отступающие .
Применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами. В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую жизнеутверждающую пару, символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. Сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер и, с точки зрения древней магии, символизирует злые силы. Это — любимый цвет правителей, символизирующий серьезность и величие. Этот цвет возбуждает, вдохновляет, дает энергию. Но и то же время это очень требовательный цвет, вызывающий агрессию, гнев и при необдуманном применении — хаос, разрушение уюта. Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе. Физиология и цвет: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение. Не рекомендуется: при повышенном кровяном давлении, кровотечениях. Не применять вспыльчивым и склонным к агрессии людям. Оптический эффект. Создает эффект приближения предметов и ускорения времени, динамичности и активности. Наиболее ярко это проявляется с оранжевыми оттенками. Оттенки красного цвета . Широкий диапазон красных цветов простирается от терракотового и розового до темно-оранжевого. Холодные оттенки красного . Ярко-красный с синим подгоном, более приглушенные рубиново-красный и флоксовый. Теплые оттенки красного . Маково-красный, алый. Приглушенный тон — томатно-красный, оранжево-красный.









Синий . Украсив дом оттенками синего, можно создать пространство, наполненное воздухом, свежестью. А можно превратить его во дворец снежной королевы. Это любимый цвет интерьеров ар деко и ампир. Считается, что в синем интерьере лучше работается, так как синий цвет снижает давление и концентрирует внимание. Это спокойный, созерцательный и умиротворяющий цвет, обостряющий интуицию. Оттенки . Это — насыщенный бирюзовый, и зеленовато-синий, темно-синий. Синий цвет варьируется от темно-синего до льдисто-голубого и относится к холодному цвету. Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. Переизбыток голубого может привести к манипулированию людьми, скандалам и разногласиям. Пастельные тона синего цвета вписываются в любой стиль. Королевский синий. Глубокие тона синего — атрибут роскошных интерьеров. Уместен в больших элегантных помещениях. Аквамарин. Этот цвет меняет свои оттенки в зависимости от окружения. При дневном освещении аквамарин кажется более синим, при электрическом приобретает зеленоватый оттенок.









Развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания. Не рекомендуется: склонным к сезонным депрессиям. Предупреждение! Цветом пользоваться очень осторожно, так как он воздействует на эндокринную систему ( ).




Желтый — цвет солнца, дающего всему жизненную энергию. В различных культурах часто обозначает богатство. Это веселый, яркий, стимулирующий цвет, способный оживить самые мрачные помещения. Считается, что он активизирует деятельность мозга, поэтому его связывают с обретением мудрости. Психологическое воздействие. Желтый цвет — цвет радости, веселья, счастья, легкости, открытости, общения. Оптический эффект. Он придает блеск и визуально увеличивает поверхности. Создает эффект приближения, движения. Желтый цвет в интерьере хорошо сочетается с оттенками теплого зеленого, с оранжевым, с белым. Оттенки желтого цвета . На цветовом круге желтый распадается на три основные группы: мягкие светлые нюансы (топленое молоко), которые приятны, легки, создают уют и спокойствие. Лимонно-желтые же тона довольно агрессивны, могут вызывать беспокойство и тревогу. Солнечно-золотистые охристые — яркие, звонкие, жизнерадостные. Желтым можно украсить практически любое помещение, или, по крайней мере, различными нюансами желтого. Восприятие оттенков желтого зависит от освещения и от сочетаемых цветов. В солнечной комнате бледно-желтые стены смотрятся ярко и свежо, но в темном помещении выглядят серо и непривлекательно. Классические сочетан ия — пастельно-желтые обои и светло-серая обивка мебели, серо-желтый узор на занавесках и диванных подушках, кремово-желтые стены с трафаретным узором терракотового цвета. Лимонно-желтый (цитрусовый) — желтый цвет с синеватым оттенком, имеющий налет зеленого. Это самый холодный из всех оттенков желтого. Прекрасно смотрится на белом, сером и нейтральном фоне. Бледный цвет служит хорошим фоном для всех оттенков пурпурно-красного цвета, от бледно-фиолетового до розово-малинового. Резкий лимонно-желтый цвет оживляет самые затемненные уголки дома. Насыщенный желтый. Медовый, мягкий горчичный, охристый, цвет подсолнуха — теплые оттенки . Свойство теплых и темных тонов оптически уменьшать пространство используется декораторами для создания интимной обстановки в больших комнатах. Для холодных северных комнат подбирают гамму теплых желтых и красных тонов. Желтый с белым или с холодным синим создает ощущение прохлады. Более приглушенное сочетание желтого с прохладными оттенками лавандового.











Это — цвет Природы, гармонии, жизни, весны. Зеленый является «земным» цветом, означающим жизнь, весну, цветение природы, юность. Вместе с этим зеленый имеет и негативные значения — коварство, искушение, дьявольский соблазн. Психологическое воздействие. Зеленый оказывает успокаивающее воздействие, не утомляет зрение, расслабляет. Считается, что он способствует концентрации внимания. Этот цвет способствует повышению тонуса и даже оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. Самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра. Но с зеленым тоже нельзя переусердствовать, чтобы не получилась пресловутая «зеленая тоска». Оптический эффект. Воспринимается как свежий и влажный. Оттенки зеленого цвета . Нежные тона зеленого весьма разнообразны и часто встречаются в гостиных. Серовато-зеленые оттенки характерны для скандинавов. Холодные тона . Зеленая краска становится холодней, если добавить синий пигмент. Так получают голубовато-зеленый, бирюзово-зеленый, хвойно-зеленый, изумрудно-зеленый, льдисто-зеленый тона. Приглушенные мятный и лесная зелень — результат добавления серо-голубого и серо-розового цветов. Теплые тона . Майская зелень, липово-зеленый, желто-оливковый, мшисто-зеленый получаются путем прибавления небольшого количества желтого. Насыщенный приглушенный тон получается при добавлении красного или золотистого. Это — оливково-зеленый, лайм.





Психология и цвет: содержит в себе два цвета - зеленый и голубой. Как первый гармонизирует, как второй создает ощущение чистоты. Если вы нервничаете в присутствие других людей, вам поможет цвет. Бирюзовый цвет содержит в себе два цвета: и . Физиология и цвет: Как голубой цвет, бирюзовый обладает антисептическими свойствами, как зеленый гармонизирует. Не рекомендуется: тщеславным людям. Переизбыток бирюзового может вызвать смущение или хвастовство.









Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Не рекомендуется: людям с тяжелыми психическими заболеваниями и страдающим алкоголизмом. Фиолетовый считался мистическим цветом. Этот цвет подавляет рациональное мышление, пробуждая вместо него интуицию. Повышает трудоспособность, улучшает сон, стимулирует потребность в духовном развитии. Способен вызвать утомление, тоску и депрессию, если применять его в больших количествах. Холодные оттенки цвета . Сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, лавандовый, королевский пурпурный, фиалковый. Приглушенные тона — серо-фиолетовый, сливовый, фуксия, флоксовый, сиреневый. Лиловый и сиреневый - цвета, которые в интерьере используют редко и с опаской. Теплые оттенки цвета . Аметистово-фиолетовый, серо-фиолетовый, голубовато-фиолетовый. Приглушенные тона — ежевичный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий.



Повторяет свойства Психология и цвет: в психиатрии считается гипнотическим цветом.

Находится между красным и фиолетовым цветами. Сила этого цвета - в мощи красного и духовности фиолетового. Это цвет перемен. Если у вас появляется желание внести этот цвет в свою жизнь, значит, вы готовы изменить свой привычный образ жизни и начать что-то новое. Если вы хотите изменить что-то в обстановке вашей комнаты, то вам достаточно поставить цветок фуксии. Этот цвет умиротворяет, помогает справиться с капризами, избавляет от агрессии и злости. Соотносится с интимными отношениями.

Снижает агрессию, расслабляет. Вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности. Хорош для спальни.















Теплый, пылкий и блестящий цвет огня и солнца. Согревает, стимулирует и возбуждает. Но, в отличие от красного, это — не внешнее возбуждение, а внутреннее, мягкое и приятное. Оранжевый создает ощущение веселья, радости, благополучия, усиливает жизнерадостность, чувство полноты жизни, укрепляет волю, делает человека терпимым по отношению к другим. Психологическое воздействие. Вызывает ощущение тепла, чувство легкости и радости. Оптический эффект. Дает эффект приближения предметов к наблюдателю. У оранжевого нет холодных оттенков. Добавление чистого желтого цвета дает абрикосовый, светло-оранжевый, розовый лосось, коралловый, светло-ржавый. Добавление красного или золотистого — персиковый, цвет ржавчины, терракота, апельсин, шафран. Контрастные цвета: зеленый — малиновый; красный — голубой; оранжевый — синий; желтый — фиолетовый. Сочетание контрастных цветов создает вибрацию, живой драматический эффект, будоражит, повышает жизненный тонус, но пользоваться ими нужно очень осторожно. Зато приглушенные оттенки этих цветов дают очень красивые созвучия. Выигрышно смотрятся сочетания пастельных цветов. Лучше использовать контрастные цвета в разных объемах, то есть одного цвета должно быть гораздо больше, чем другого.



Это не цвет, являясь противоположностью белого цвета, играет огромную роль в нашей жизни. Уравновешивает белый цвет, но может мешать изменениям. Черный одаривает чувством собственного достоинства и власти, однако, может послужить преградой в отношениях между людьми. Его всегда лучше дополнять другими цветами. Черный с другими цветами может создавать сильные энергетические сочетания, например, красный-черный: физическая, сексуальная сила; розовый-черный: высокое социальное положение; желтый-черный: умственное превосходство. Черный обладает и защитными свойствами. Когда мы чувствуем свою уязвимость и нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета.





Белый цвет соотносится с духовностью. Белый заряжает энергией и очищает. Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности.































Серый цвет не депрессивен, но и радости с ним мы тоже не испытываем. Серый - это цвет "серого вещества", то есть мозга. Это цвет интеллекта. Физиология и цвет: расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Способствует сну. Не рекомендуется: нерешительным людям.




Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла. Помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели. Если вы зависите от чужого мнения и вам это мешает, воспользуйтесь коричневым цветом. Ассоциируется с ностальгией и меланхолией. Но в жизни не бывает вечной весны. Поэтому эти чувства уравновешивают радость и веселье, делая последние более желанными.



Гармоничные композиции - цвета одной тональности, т.е. цвета, соседние в цветовом круге. Не следует использовать слишком много цветов. Можно ограничится двумя-тремя, и получится элегантная, спокойная композиция:
Красный — оранжевый
Оранжевый — желтый
Желтый — зеленый
Зеленый — голубой
Голубой — синий
Синий — фиолетовый
Фиолетовый — малиновый
Малиновый — красный.

С т и л ь му ль ти ко л о р . Современные интерьеры квартир в стиле мультиколор могут быть спокойными и вызывающе яркими, респектабельными и эпатирующими. Лучше пользоваться проверенными схемами, которые основаны на давно проверенных принципах сочетания цветов. Если вы для своего интерьера выберете любые три рядом расположенных цвета, вы получите спокойный, респектабельный, уравновешенный,современный интерьер квартиры в стиле мультиколор.Один из этих цветов должен быть основным, доминирующим, а другие два - дополнять его.

Границы между цветами в спектре сформированы не столько нашим восприятием, сколько нашим мышлением. Инструментом же мышления служит язык. Поэтому количество и названия цветов зависят от особенностей языка.

В англоязычной литературе можно встретить другой вариант - цветов в спектре не семь, а шесть:

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Синий Пурпурный

В английском языке нет отдельных слов для обозначения Голубого и Синего; и то, и другое обозначается словом blue. И это не предел влияния языка и мышления на восприятие цвета.

В Африке живут народы, которые делят солнечный спектр только на четыре и даже на два цвета (народ Басса в Либерии) .

Спектр содержит не все цвета, которые встречаются в жизни. Так, например, мы не найдем в нем коричневого цвета. Об этом мы поговорим позднее.

И в русском, и в англоязычном спектре «с краю» стоят цвета, которые легко получить смешением синей и красной красок. Если синей краски чуть больше, мы назовем этот цвет фиолетовым, а если чуть больше красной краски – то пурпурным. Получается, что и тот, и другой цвет – как бы нечто среднее между красным и синим.

Одного этого уже было достаточно для составления так называемого цветового круга. Линейный спектр свернули в кольцо, и фиолетовый цвет замкнул промежуток между красным и синим, например, так (Рис. 1):

Красный

Оранжевый Фиолетовый

Желтый Синий

Рис. 1. Цветовой круг Гете.

Получается, что цвета переходят друг в друга, и смешением двух красок можно получить: из красного и желтого – оранжевый, из красного и синего – фиолетовый, из желтого и синего – зеленый.

Первые попытки составить цветовой круг, как, мы увидим ниже, относятся еще к античности. Что касается более близких нам времен, то отчасти предпосылки для создания цветового круга можно видеть у Декарта, в его «Правилах для руководства ума»(1628) встречается идея о том, что есть несколько основных цветов, а остальные – «смешанные» и «промежуточные» - составляют из основных; причем, считал Декарт, составить их сможет даже и тот человек, который за свою жизнь видел одни только основные цвета . Например, фиолетовый - это типичный «смешанный» цвет. Пурпурный - тоже.

При отсутствии данных о природе цветовосприятия, такой цветовой круг невольно обрастал различными эмоциональными подробностями. Такая история произошла с цветовым кругом Гете.

Вот как выглядят цветовые представления Гете в популяризации известного отечественного искусствоведа Николая Николаевича Волкова: «Свет для Гете неразложим. Это основное явление. Свету противостоит тень (тьма). Цвет занимает середину между этими двумя явлениями (стихиями), он всегда несет в себе нечто теневое (полусвет-полутень). Если побеждает свет, мы видим желтый цвет. Это цвет солнца, видимого через воздушную среду. Если побеждает тьма, мы видим синий цвет. Синий цвет - это цвет неба, возникающий благодаря тому, что мы видим тьму через среду воздуха.

Таким образом, основных цветов два: желтый (для ньютоновской цветовой системы он даже не основной) и синий.

Все в природе создается противоречиями: желтое - синее, активность свойства - лишение свойства, свет - тень, сила - слабость; теплота - холод, близь - даль.

Равновесное смешение синего и желтого порождает зеленый цвет. Уплотнение желтого (его сгущение), когда среда, через которую мы смотрим, сгущается, порождает сначала оранжевый, затемкрасный цвет. Синий цвет сгущается в фиолетовый. Равновесное соединение красного и фиолетового создает пурпурный цвет, самый совершенный из всех. Зеленый и пурпурный образуют новый контраст, глубокую гармонию, завершая цветовой круг».

Но если мы будем рассматривать цветовой круг Гете в его окончательной форме, которая теперь стала общепризнанной, то выглядеть он будет так, как это показано выше, на Рис.1. Основных цветов окажется все-таки не два, а три: желтый, красный и синий. Они располагаются на равном друг от друга расстоянии по периметру цветового круга. Между ними размещены дополнительные цвета: между желтым и красным оранжевый, между красным и синим - фиолетовый, между синим и желтым - зеленый. Этим подразумевается, что дополнительные цвета образуются от смешения основных; мы впоследствии увидим, что это не так и что зеленый цвет, например, вовсе не есть результат смешения синего и желтого. Каждому основному цвету в цветовом круге Гете противолежит цвет дополнительный: основному красному соответствует дополнительный зеленый; основному синему - дополнительный оранжевый; основному желтому - дополнительный фиолетовый. Система эта,очевидно, не есть детище одного только Гете; так всегда бывает, когда нужная идея носится в воздухе, надо только уловить ее. Так, видный немецкий художник Филипп Отто Рунге (1777-1810) в своем письме к Гете изложил ее чрезвычайно подробно - теоретически и практически . Там, к слову сказать, дан точно такой же набор основных и дополнительных цветов.

Примечательно, что проекционное смешение каждого основного цвета с соответствующим ему дополнительным цветом дает всякий раз белый цвет. Если мы возьмем два проектора, вставим в один из них слайд чисто оранжевого цвета, а в другой проектор – слайд синего цвета, то в отдельности они покажут на экране, конечно, оранжевый и синий цвет; а если спроецировать их изображения на один и тот же экран – мы увидим белый цвет. Забегая вперед, заметим: это явление объясняется тем, что эти сопоставленные парами оппонентные цвета в каждом случае отстоят достаточно далеко друг от друга в спектре, чтобы, воздействуя вместе, вызвать равномерное возбуждение всех трех типов цветовоспринимающих рецепторов (колбочек), имеющихся в человеческой сетчатке. Потому получается такое же ощущение, которое вызывает обычный белый цвет. Если же возбуждать каким-либо одним цветовым стимулом преимущественно колбочки только одного типа, то они на некоторое время становятся невосприимчивы (рефрактерны) к каким-либо новым раздражениям - так сказать, устают, израсходовав весь зрительный пигмент. Этим объясняются некоторые эффекты, которые каждый может воспроизвести на собственном опыте. Если долго смотреть на подсвеченную, например, синюю точку, а потом повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, например), то там можно ясно увидеть цвет-антагонист (оппонентный цвет), т.е. оранжевую точку. И так по всем парам, т.е. таким образом можно получить цветовой образ точки, но дополнительного цвета . Это - последовательный образ, который может вызвать у себя любой человек (Рис. II). Таким последовательным образом является, например, тот световой «зайчик», который наверняка наблюдали все наши читатели, когда им доводилось фотографироваться с фотовспышкой.

Известны положительные и отрицательные последовательные образы. Еще раз напомним: после прекращения действия раздражителя в глазу как бы остается «след», или, как иногда говорят, последействие раздражения, что и есть последовательный образ. Если этот след соответствует по своим качествам (по светлоте, цветовому тону) качествам ощущения, которое и дало этот след, то он называется положительным последовательным образом. Для примера достаточно в темной комнате на незначительное время зажечь электрическую лампочку и в течение этого времени смотреть на нее: после выключения электрического света некоторое время можно видеть яркий след лампы, который затем постепенно ослабевает. То есть последовательный образ изменяется во времени. И если мы продолжим наблюдение светового следа лампочки, то вскоре заметим вместо яркого следа на темном фоне черное пятно на светлом фоне. Это и есть отрицательный последовательный образ. Последовательный образ называется отрицательным, когда след зрительного раздражения изменяется в обратных отношениях.Если внимательно смотреть на негативное изображение (в черно-белых цветовых отношениях) в течение 30-40 секунд, а затем перевести свой взгляд на незаполненный изображением участок листа бумаги и смотреть в одну точку или закрыть глаза, то можно увидеть позитивное изображение этого же портрета, другими словами, отрицательный последовательный образ. Особенно ярко наблюдается явление отрицательного последовательного образа при воздействии на глаз раздражителями, окрашенными в какой-либо хроматический цвет. Например, при фиксации взором в течение 30-40 секунд синего треугольника на белом фоне и при дальнейшем перенесении взгляда на белую бумагу или при закрытии глаз замечается последовательный образ в виде желтого треугольника. Продолжая данный опыт с треугольниками, окрашенными в разные цвета, легко заметить, что последовательный отрицательный образ приобретает цвет, контрастный зрительно воспринимаемому цвету треугольников.

Физиологической основой последовательного образа является не только реакция самой сетчатки глаза, но и результат последействия раздражителя на центральную нервную систему. Дело в том, что процессы раздражения в рецепторе и возбуждения в центральных (головных) частях анализаторов не прекращаются одновременно с прекращением действия раздражителя. Согласно закону последовательной индукции, в нейронах, находящихся в состоянии возбуждения, затем возникает процесс торможения. Но прежде чем анализатор примет свое первоначальное положение (состояние чувствительности), в коре головного мозга произойдет индукционная смена возбуждения и торможения, причем произойдет несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При этом можно заметить смену положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

В повседневной жизни последовательные образы чаще всего не замечаются. Это объясняется непрерывным движением глаз, в результате чего не происходит сильного утомления каких-либо участков сетчатки.

Зато подобные эффекты используются живописцами, и весьма широко. Эрнст Шено пишет: «Пример сочетания тонов у Делакруа: если в фигуре с теневой стороны преобладает зеленый, то в освещенной господствует красный; если освещенная часть фигуры желтая, то теневая фиолетовая; если же теневая сторона синяя, то ей противопоставляется оранжевый цвет, и так во всех частях картины. Чтобы пользоваться этой системой, Делакруа сделал из картона что-то вроде циферблата… В каждом делении находился, как на палитре, комочек краски, в соседстве с которой были краски, близкие к ней, а краски, противоположные ей, находились на другой стороне диска… Чтобы понять эту систему, посмотрите на циферблат часов и представьте себе, что 12 часов – красный цвет, 6 часов – зеленый, 8 часов – фиолетовый. Промежуточные тона соответствуют получасу, четверти часа, минуте и т.д. .

Дополнительные цвета – строго говоря, давнее открытие; А.Ф. Лосев полагал, что «родственные», а может быть и дополнительные цвета были известны в античные времена еще Эмпедоклу, древнегреческому философу-материалисту (около 490-430 г. до н.э.) . Потому если мы и ссылаемся на определенных авторов, то это вовсе не означает, что подобных попыток теоретического обобщения не было и прежде них.

Демокрит, первооткрыватель атомов, считал, что цвет тела зависит от того, какие атомы это тело содержит. Он знал ЧЕТЫРЕ основных цвета:

1) белое (состоит из гладких атомов),

2) черное (состоит из шероховатых, неровных и неодинаковых атомов);

3) красное (состоит из таких же фигур, что и теплое, но только больших (по размеру и по плотности) - гениальная догадка, предвосхищающая открытие инфракрасного излучения;

4) желто-зеленое (состоит из смеси двух начал – плотного и пустого).

А все прочие цвета – производное от этих четырех; так, золотистый состоит из белого и красного, лазоревый – из сильно-черного и желто-зеленого, а зеленый - из пурпурного и лазоревого и т.п. . Можно заметить, что эта классификация – чисто умозрительная, без малейшей оглядки на опыт; впрочем, это общая особенность всего античного мышления. Если реальный опыт противоречит умозрению – тем хуже для опыта. В античности не принято было ставить эксперименты и делать практические наблюдения; все постигалось одним только «чистым» разумом, и это породило множество красивых, но неверных теорий. К тому же, как отмечает А.Ф. Лосев, у античных греков каждый цвет мыслился в виде некоторого цветного физического тела ; и часто неизвестно, что это было за тело. Потому переводить греческую цветовую терминологию трудно; каждое название цвета обозначает целую группу цветов.

Платон смешивал цвета не менее причудливо и тоже только умозрительно: солнечно-желтое + серое давало у него огненно-красное; огненно-красное + черное почему-то давало зеленое (как порей) и т.д. . Подобных классификаций за всю историю накопилось множество. Но вернемся к цветовому кругу Гете.

Как мы уже видели, Гете начинал строить свою цветовую систему из двух основных цветов (желтого и синего), играя на их противоречии; но в последующем основных цветов оказалось три, и именно в этом виде цветовой круг Гете стал использоваться в дальнейшем. В последующие годы развитие цветовых теорий породило еще одно противоречие – на этот раз между трехкомпонентной и трехоппонентной цветовыми системами, которые получили развитие в работах Юнга и Гельмгольца, с одной стороны, и Эвальда Геринга – с другой. Речь идет уже не о рассуждениях, как делить и противопоставлять цвета умозрительно, а как они делятся и противопоставляются на самом деле – как это реально делает человеческий глаз и человеческий мозг. Об этом мы будем говорить в следующей главе.

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит количество цветов, которые мы находим в спектре?

2. Что будет, если проекционно смешать желтый и фиолетовый цвет?

3. Что такое последовательный образ? От чего зависит его цвет?

4. Каким способом формировались цветовые системы в античности?

5. Из каких цветов состоит цветовой круг Гете?

Глава 2. ЦВЕТ, ГЛАЗ И МОЗГ

Трехкомпонентная теория цвета была впервые высказана великим русским ученым Ломоносовым в его «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 г. говоренном» и затем развита Юнгом, Гельмгольцем, Лазаревым. В историю, впрочем, эта система взглядов вошла как теория Юнга-Гельмгольца.

Томас Юнг в 1802 году предположил, что для восприятия всего богатства цветов и оттенков необходимо и достаточно иметь три типа цветовоспринимающих рецепторов . Тем самым был выдвинут постулат: всю цветовую гамму можно составить из трех цветов, достаточно далеко отстоящих друг от друга в спектре. Такой же теории придерживался и Гельмгольц. При этом ни Юнг, ни Гельмгольц, ни тем более Ломоносов не могли подтвердить это положение на практике, поскольку изучение сетчатки стало возможным только много лет спустя. Это их чисто логическое умозаключение было блестяще подтверждено уже в ХХ столетии. В 1959 году Джордж Уолт и Пол Браун в Гарварде и Эдвард Мак-Никол и Уильям Маркс в Университете Джона Гопкинса обнаружили в сетчатке глаза три и только три типа колбочек – то есть рецепторов, способных воспринимать цвет .

Но концепция Юнга-Гельмгольца объясняла далеко не все факты. Так, она совершенно не освещала такой важный момент, как восприятие цветов различной насыщенности. Для восприятия ахроматических цветов (черный, белый, серый) требовалась некоторая отдельная система. Это и вызвало к жизни трехоппонентную систему цветовосприятия Эвальда Геринга. Согласно взглядам этого ученого, зрительный анализатор содержит три совместно функционирующие и в то же время независимые оппонентные системы: одна для восприятия красного и зеленого, другая - для восприятия желтого и синего, и третья, отдельная - для восприятия белого и черного.

Кстати сказать, эта теория объясняет, почему в солнечном спектре нет коричневого цвета. В действительности он там есть; просто это – затемненный оранжевый цвет (Рис. III).

Получилось, что возник спор между двумя теориями, и обе они были построены умозрительно. Мы уже знаем, что теория Юнга-Гельмгольца была подтверждена. Но и три оппонентные системы, о существовании которых говорил Эвальд Геринг, тоже существуют. Эти системы, через много лет, были действительно обнаружены - но только не на уровне сетчатки глаза, а на следующем уровне. Из сетчатки глаза информация по зрительному нерву (а дальше – по зрительному тракту) передается в наружное коленчатое тело головного мозга, а уже оттуда – и в первичную зрительную кору (Рис. 2):

Сетчатка Зрительный Зрительный Зрительный Наружное Первичная

глаз нерв перекрест тракт коленчатое зрительная

Тело кора


Рис. 2. Путь информации в зрительном анализаторе.

Таким образом, после сетчатки глаза, следующий пункт обработки информации находится в клетках наружного коленчатого тела головного мозга. В 1958 году Рассел де Валуа обнаружил в наружном коленчатом теле три типа клеток; один реагировал на изменения в зелено-красном диапазоне, причем на освещение сетчатки одновременно зеленым к красным цветом эти клетки не давали никакой реакции; другие подобным же образом отзывались на освещение сетчатки синим и желтым светом (точнее сказать - не сетчатки вообще, а только того ее небольшого участка, который поставляет для данной клетки информацию и называется ее рецептивным полем). Третья разновидность клеток оказалась широкополосной; эти клетки реагировали на освещение сетчатки светом с любой длиной волны, отзываясь только на его большую или меньшую интенсивность. Все три типа колбочек оказывали на них одинаковое воздействие. На эту третью разновидность клеток оказывают влияние и ахроматические цвета – белый, серый и т.п. Поэтому мы можем сказать, что теория Геринга, так же как и теория Юнга-Гельмгольца, полностью подтвердилась. Более того, эта две долгое время конкурировавшие между собою теории стали прекрасным дополнением друг для друга.

Читатель может поинтересоваться, каким образом эти теории связаны с эмоциональным воздействием произведений искусства, и зачем автор вообще упоминает о них, раз эта связь неясна. Но не будем торопиться с выводами.

Прежде всего примем положение, согласно которому эмоциональное воздействие изображения связано с восприятием некоторой содержащейся в этом изображении информации. В связи с этим возникает вопрос, какой именно фактор изображения является основным поставщиком этой информации. Выяснить же это возможно только в том случае, если мы будем отчетливо представлять себе, каким именно образом в процессе восприятия передается и расшифровывается информация от зрительных рецепторов.

По первому впечатлению от изложенных здесь теорий может показаться, что таким основным поставщиком информации является цвет. Действительно, дело как будто выглядит так, что «красно-зеленые» и «сине-желтые» клетки наружного коленчатого тела передают в кору головного мозга львиную долю информации, и эта информация всецело посвящена цвету. О наличии же тех или иных изменений насыщенности цвета, то есть о характере форм, контуров и т.д. «сообщают» одни только широкополосные клетки, которых только около 15% от всего числа. Но на самом деле это не так. А почему это не так, будет ясно из дальнейших рассуждений.

Мы вполне осмысленно воспринимаем черно-белые фотографии и черно-белые фильмы, что говорит как будто в пользу того, что форма адекватно воспринимается и без посредства цвета. Есть к тому же сведения и о том, что те эволюционные механизмы, которые привели к появлению у человека цветовосприятия, в значительной мере актуальность свою утратили. Дэвид Хьюбел, нобелевский лауреат, посвятивший многие годы изучению цветовых реакций, в своей книге замечает: «У людей давление отбора, направленное на сохранение или улучшение цветового зрения, видимо, ослабевает, судя по тому, что 7 или 8 процентов мужчин частично или полностью лишены цветового зрения, но отлично без него обходятся, причем этот дефект часто долгие годы остается незамеченным и выявляется лишь после того, как за рулем они проедут на красный свет... При слабом освещении мы все в цветовом отношении слепы» .

Например, химик Дальтон, по имени которого цветовая слепота была названа дальтонизмом , не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. Обычно объясняется это тем, что страдающие недостатком цветового зрения с детства учатся называть цвета реальных предметов обозначениями, применяемыми всеми окружающими (в подавляющем большинстве с нормальным цветовым зрением) в разговорной речи. Кроме того, у цветнослепых сохраняется способность различать цвета по их яркости и насыщенности.

Следует также сказать, что ненормальность цветового зрения, являясь непреодолимым препятствием на пути творчества художника-живописца, не влияет заметным образом на работу художника-графика или скульптора. Подтверждением этого является деятельность профессионалов художников-цветнослепых, работающих в графике. Широко известны работы цветнослепого художника Вильгельма Каульбаха. В работе художника-графика цвет порой не только не полезен, но и попросту не нужен(Рис. IV).

Макс Люшер описывает последовательность развития зрительных реакций у ребенка: «Способность «видеть» у ребенка проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: «яркое» и «темное». Затем он начинает воспринимать движение, после этого - очертания и форму. И самый последний этап развития - способность различать цвет. Таким образом, способность отмечать контрасты является самым древним видом зрения».

Чтобы понимать, что такое контрасты, нам нужно поговорить об оптической плотностиизображения, или об альбедо изобразительной поверхности. Напомним, что альбедо есть физический термин, обозначающий соотношение между количеством отраженного поверхностью светом и всем упавшим на нее светом. Если альбедо поверхности составляет 0,5, то это значит, что поверхность эта отражает лишь 50% упавшего на него света, а остальное поглощает.

Альбедо имеет весьма большое значение; вернее сказать, что важно не альбедо само по себе, а его различия и изменения. В самом деле, поглядев на черно-белую репродукцию любой многоцветной картины, мы великолепно определяем то, что на ней изображено, быть может только с некоторыми незначительными погрешностями (Рис. V). Существуют, впрочем, изображения, составленные из различных цветов с одинаковой светлотой; в черно-белой репродукции они выглядели бы сплошной серой поверхностью. Но до чего неприятно и тяжело, до чего утомительно разглядывать эти изображения! Недаром используются они для проверки цветового зрения водителей - и больше нигде не применяются (Рис. VI). Даже в произведении самого ярого колориста мы найдем большие различия оптических плотностей. Понятно, что художник, который взялся бы рисовать картины в этакой «усредненной» манере, рисковал бы остаться без поклонников. Между тем созерцание черно-белых картин не вызывает у нас дискомфорта.

Чем же вызвано такое положение дел? Очевидно, ответ следует искать в психофизиологии сенсорных систем.

Эволюционно сложилось так, что предмето- и цветовоспринимающие системы человеческого мозга (а сетчатка – это, в сущности, часть мозга, вынесенная на периферию) разобщены - функционально, а визвестной мере и анатомически. Так, например, дефекты предметного восприятия возникают при поражении задневисочных отделов коры головного мозга, а дефекты цветового восприятия - при поражении затылочных долей (там, где находится первичная зрительная кора). Это связано с тем, что цвет - лишь частный аспект, и притом необязательный, в структуре предметного зрения. Потому дефекты восприятия цветов и возникают при поражении нижележащих, а дефекты восприятия предметов - при поражении вышележащих в «мозговой иерархии» отделов.

Мало того. Разобщение цветового и монохроматического зрения происходит у человека уже на уровне сетчатки глаза. Так, всем известно, что в сетчатке человеческого глаза содержатся рецепторы двух разновидностей: палочки и колбочки. Палочки не различают цветов и отвечают за зрение в сумерках. Колбочки не работают при слабом освещении, а при достаточно сильном – различают цвета. Менее известно (по крайней мере широкой публике), что колбочек какраз больше всего ближе к заднему полюсу сетчатки, куда и проецируется изображение, когда человек его внимательно разглядывает; центральная ямка сетчатки - зона наиболее ясного видения, куда мы и стремимся поместить отображение заинтересовавшего нас объекта, сплошь выстлана одними лишь колбочками. При поверхностном взгляде на дело может показаться, что это как раз свидетельствует о доминировании цветового, а не «черно-белого» зрения. Так ли это?

Если даже мы оставим в покое вопрос о палочках, которые ответственны большей частью за сумеречное зрение, и будем говорить только лишь о колбочках, восприимчивых к цвету - вырисовывается весьма интересная картина. Нужно сказать, что наиболее хорошо к доступно эта картина изложена в великолепной работе Дэвида Хьюбела, которому мы и дадим сейчас слово.

«Пигменты колбочек трех типов имеют пики поглощения в области 430, 530 и 560 нм; поэтому разные колбочки несколько неточно называют «синими», «зелеными» и «красными». Неточность состоит в том, что

1) эти названия отражают максимумы чувствительности, а не то, как эти пигменты выглядели бы,если бы на них можно было посмотреть;

2) монохроматический свет с длинами волн 430, 530 и 560 нм будет не синим, зеленым и красным, а фиолетовым, сине-зеленым и желто-зеленым...

Три типа колбочек имеют широкие зоны чувствительности со значительным перекрыванием, особенно для красных и зеленых колбочек. Свет с длиной волны 600 нм вызовет наибольшую реакцию красных колбочек, пик чувствительности которых расположен на 560 нм; вероятно, он вызовет также некоторую, хотя и более слабую реакцию колбочек двух других типов. Таким образом, «красная» колбочка реагирует не только на длинноволновый, т.е. красный, свет; она лишь реагирует на него лучше других колбочек. Сказанное относится и к колбочкам других типов» .

Читатель, быть может, подметил ужеиз сказанного интересную закономерность. Наша привычка оперировать с «чистыми спектральными» цветами настолько сильна, что их названия мы «приклеили» даже к колбочкам, которые менее всего заслуживают таких обозначений. Ясно также и то, что корни этой привычки нужно искать в социально-психологических, а не в физиологических моментах. Очевидно, во всяком случае, что названная привычка появилась гораздо раньше, чем возможность изучать солнечный спектр.

Но важно и другое. Какой бы ни была колбочка – «красной», «синей» или «зеленой» - в ее функции наблюдается одна существенная закономерность. Рецептивное поле ее - это определенный небольшой участок зрительного поля, с которого колбочка получает информацию. В свою очередь, группа близкорасположенных колбочек снабжает информацией клетку следующего уровня - биполярную. Эта группа колбочек представляет собой рецептивное поле (РП) биполярной клетки. Заметим притом, что рецептивные поля разных (соседних) биполярных клеток частично перекрываются между собой, и таким образом одна колбочка, как своего рода «двойной агент», может передавать информацию нескольким биполярным клеткам сразу (Рис. 3).


Колбочки


РП биполярной клетки

Рис. 3. Строение сетчатки: колбочки и биполярные клетки.

Для нас существенно то обстоятельство, что рецептивное поле биполярной клетки имеет весьма своеобразную организацию. Оно устроено так, что биполярная клетка может реагировать не на абсолютный уровень освещенности своего рецептивного поля, а только на изменения этого уровня, когда граница света и тени пересекает рецептивное поле.

Биполярные клетки бывают двух разновидностей: on-биполяры и off-биполяры. Но и у той, и у другой разновидности рецептивное поле имеет центр и периферию (Рис. 4):


Рис. 4. Рецептивные поля on- и off- биполяров.

On-биполяр возбуждается тогда и только тогда, когда освещен центр его рецептивного поля, периферия же осталась в тени. Если осветить ему все рецептивное поле целиком, on-биполяр на это вообще никак не отреагирует. Получается, что такая клетка «отвечает» только за восприятие маленьких светлых точек на темном фоне.

Off-биполяр возбуждается в том случае, если освещена только периферия его рецептивного поля, а центр не освещен. Поэтому он реагирует на границу света и тени, если она пересекает его периферию, но не затрагивает центр (Рис. 5А). Если осветить и центр, и периферию, клетка не будет реагировать (Рис. 5Б).


Рис. 5. Если освещена только периферия рецептивного поля off-биполяра (А), он реагирует. Если освещена и периферия, и центр (Б), биполяр не реагирует.

Нас интересует способность глаза воспринимать окрашенную поверхность. Примем для простоты, что освещенность изобразительной поверхности (как, например, картины в хорошем выставочном зале) всюду одинакова. Следовательно, разница отраженного от разных участков картины светового потока будет зависеть только от их альбедо. Биполярные клетки нашего глаза при этом будут воспринимать не само альбедо, а только разницу альбедо на разных участках изобразительной поверхности. Или, выражаясь обыденным, обиходным языком, не сами более светлые или темные участки, а границы, переходы между ними. Понятно теперь, почему изображения с одинаковой по всему полю светлотой так трудны для восприятия. Мы видели, что спектры поглощения у разных колбочек в значительной степени перекрываются, и один и тот же цвет в изображении воспринимается обыкновенно разными колбочками в разной мере, но в целом – минимум двумя видами колбочек одновременно, а то и всеми тремя. Изображения с одинаковой по всему полю светлотой воспринимаются только за счет улавливания этой разницы чувствительности колбочек, поскольку разница альбедо по всему изображению равна нулю: светоотражающая способность изобразительной поверхности всюду одинакова, различается только длина волны отраженного света. Основной фактор, воздействующий на биполярные клетки, здесь отсутствует. Остается фактор, который приходится считать, при всей его важности, второстепенным: наибольшая чувствительность разных типов колбочек к цвету с разной длиной волны.

Второстепенным этот фактор приходится считать и потому, что в эволюционном ряду, у животных, он проявляется лишь время от времени: у большинства высших животных цветовое зрение совсем отсутствует, а у человека роль его видимым образом снижается. Кошка, например, цветов не видит; но разве у кошки плохое зрение?

Хьюбел пишет: «Сопоставление этих двух модальностей, цвета и формы - вообще может ввести в заблуждение: вспомним, что одни лишь различия цвета на границах в отсутствие каких-либо различий освещенности могут приводить к восприятию формы. Цвет в этом смысле ничем не отличается от черного и белого и служит лишь одним из механизмов проявления формы» .

Добавим от себя, что если развить данное утверждение, получается, что цвет есть лишь другое (кроме альбедо) средство для обозначения и восприятия границ и переходов . Сам по себе цвет без границ, как и свет без границ, представляет собой ненужную, избыточную для нашего мозга информацию.

В зрительном анализаторе выработан ряд механизмов, которые стирают, уничтожают эту лишнюю информацию, отфильтровывают ее. Вот пример.

Обыкновенно поверхность называют белой, если она диффузно отражает около 80% падающего на нее видимого света с любой длиной волны; если она отражает всего 4-5% падающего света, ее называют черной. Белая поверхность предметов сравнительно мало поглощает света и гораздо больше отражает падающего на нее света. Темные предметы, наоборот, много поглощают и очень мало отражают световых лучей. Например, белая бумага отражает 85% падающего света, а черный бархат отражает лишь 0,03%. И не удивительно, что летом и в местностях с жарким климатом излюбленный цвет одежды людей - белый (в белой одежде не так жарко).

Это понятно? Тогда вот вопрос.

Может ли черное быть белее белого? - спросим читателя. Что за чушь, - ответите вы. Черное - это черное, а белое - это белое... Как же это может быть наоборот?

Может. Все знают, что чернозем очень черный, а вот Луна, сверкающая на небе ослепительным блеском - белая. Сравним-ка альбедо разных тел и веществ: альбедо чернозема 0,15, альбедо песка - 0,3-0,4, а альбедо Луны - всего 0,07... «Белая» Луна оказалась вдвое чернее чернозема! И когда с Луны был доставлен грунт, он оказался угольно-черным.

Вот другой пример. Освещение на улице в ясный солнечный день более чем в 100 раз интенсивнее, нежели в помещении. Это известно каждому фотографу. Это важно, поскольку фотопленка, в отличие от человеческого глаза, объективна и фиксирует реальное, а не кажущееся количество света.

В фотоаппарате есть два механизма, которые регулируют количество света, попавшего на пленку: диафрагма и выдержка. Можно уменьшить количество света, уменьшая (частично перекрывая) отверстие диафрагмы, а можно укоротить (или удлинить) время, на которое открывается затвор; это делается при помощи механизма выдержек.

Обыкновенно значения диафрагмы и выдержки градуируются так, чтобы изменение диафрагмы (или выдержки) на одно деление меняло количество света, упавшего на пленку, в 2 раза.

Значение выдержки и диафрагмы приняты такие (Табл.1):

Таблица 1

Шкалы фотоаппарата

Вот, скажем, при фотографировании в помещении приходится использовать выдержку 1/30 сек, а диафрагму - 2,0; а на улице выдержка при той же чувствительности фотопленки составит 1/250 сек, а диафрагмы - 8,0; разница составит 2 в 7 степени, то есть в 128 раз. На деле разница бывает иной раз еще больше, но пусть будет разница всего в 100 раз - для нашего примера и этого достаточно.

Вот, скажем, человек читает книгу на улице, сидя на скамеечке. Допустим, книга напечатана черными-черными буквами, и альбедо этих бу

Этот цвет манит и зачаровывает. Он может быть изысканным, таинственным, женственным и романтичным. Одних он притягивает и успокаивает, других отталкивает, будоражит. Сочетание цветов в одежде — фиолетовый. В зависимости от оттенка, который находится с ним рядом, он может приобретать совершенно разные значения.

Психологи утверждают, что глубокий насыщенный цвет производит угнетающее и подавляющее воздействие, а светлые оттенки фиолетового напротив успокаивают и приводят мысли в порядок.

Люди, которые любят этот цвет, чувствительны, предпочитают одиночество шумным компаниям, ранимы и больше других нуждаются в поддержке. Среди них часто встречаются творчески одаренные натуры.

Он символизирует мистику, тайну и вдохновение.

Оттенки фиолетового

Фиолетовый цвет — смесь двух противоположностей — красного (огня) и синего (воды). В зависимости от того, какого цвета в нем присутствует больше, а также от количества белого, мы можем получить следующие оттенки.

  1. Темно-фиолетовый — самый глубокий и насыщенный оттенок в нашей подборке, выглядит такой цвет роскошно, дорого и аристократично. Больше всего подойдет девушкам контрастного цветотипа «Зима» или «Лето».
  2. Темно-пурпурный — четь более светлый. Красивые сочетания с ним образуют теплые оттенки оранжевого, желтого, а также розовый и бирюзовый.
  3. Аметист — в данном оттенке присутствует большее количество синего, поэтому аметисту больше соответствуют его характеристики. Стилисты советуют не с чем не сочетать аметистовый, поскольку он самодостаточен и хорошо смотрится сам по себе. Но, если вы захотите поэкспериментировать с ним, попробуйте комбинировать его с: золотым, серебряным, желтым, бежевым, зеленым.
  4. Фиолетовый — это классический вариант. Такой оттенок подойдет девушкам всех типов внешности. Он отлично комбинируется со многими цветами.


  1. Ярко-фиолетовый — очень динамичный и смелый, поэтому его хорошо уравновесят более спокойные цвета, например, черный или темно-синий. Особенно хорошо одежда в таком цвете подойдет брюнеткам, а в композиции с более темными — блондинкам.
  2. Орхидея — оттенок выглядит броско, но при этом ненавязчиво. Отлично подойдет для повседневных выходов, в небольших количествах будет уместен в офисном наряде (блузка, аксессуары). Для вечерних нарядов также подойдет великолепно.
  3. Баклажанный — смотрится женственно, элегантно и благородно.
  4. Сливовый — подойдет всем типам внешности, кроме весеннего. Сочетать данный оттенок лучше всего с оттенками бежево-коричневой гаммы. С другими цветами, представленными ниже, данный оттенок также будет выглядеть хорошо.




С чем же лучше всего сочетается фиолетовый цвет в одежде? Давайте посмотрим на базовые варианты комбинаций, которые является наиболее распространенными:

  • Монохромные цвета — Белый, Черный, Серый;
  • Теплые оттенки — Желтый, Оранжевый, Красный, Золотой, Коричневый;
  • Холодные цвета — Синий, Бирюзовый, Серебряный;
  • Пастельные оттенки — светло-розовый, голубой, бежевый, нежно-желтый, коралловый;
  • Все оттенки Зеленого цвета;
  • Total look.

+ Белый

Рядом с белым любой цвет выглядит более легким и нарядным, не исключение и фиолетовый. Это универсальное сочетание на любой случай.

Черный, Серый или Коричневый можно использовать в качестве дополнительных цветов. Комбинация является базовой и к ней можно добавлять любые другие оттенки из нашего списка.


















+ Черный

Эта пара вместе выглядит очень элегантно и стильно. Такой вариант подойдет и для ужина в ресторане и для деловой встречи и просто на каждый день. Важную роль здесь могут сыграть правильно подобранные аксессуары, которые помогут завершить образ и добавят ему «изюминку».

Лучше всего сочетать более яркие и насыщенные оттенки фиолетового. Это поможет сделать наряд зрительно не таким «тяжелым» и добавит динамичности образу. Очень стильно будут смотреться в таком наряде аксессуары серебряного цвета.




















+ Серый

Классическое офисное сочетание, которое может показаться на первый взгляд скучным, «оживает, если добавить к нему несколько ярких аксессуаров. Эту пару цветов также можно отнести к базовым, что позволяет поэкспериментировать, добавляя другие тона из этой подборки в комплект.

Светлые оттенки великолепно смотрятся в паре с более глубокими и темными оттенками фиолетового.


















+ Синий (Голубой, Бирюзовый)

Это родственные оттенки, поскольку они стоят рядом на цветовой шкале. Поэтому и цветовое сочетание получается достаточно спокойное и уравновешенное, они прекрасно гармонируют друг с другом. «Разбавить» комплект в этих цветах можно при помощи белого или бежевого .

Голубой в комбинации с фиолетовым может быть достаточно ярким и броским и подойдет не только для повседневных комплектов, но и для торжественных мероприятий. Если цвета не слишком яркие, то такой вариант комбинации прекрасно подойдет для прохождения собеседования или деловых переговоров.










Лучше всего объединять в одном наряде с более ярким оттенком фиолетового, от этого выигрывают оба и комплект смотрится намного интереснее.






Бирюзовый отлично подчеркивает глубину и насыщенность нашего цвета. Ваш комплект в этих оттенках будет выглядеть ярко и выразительно. Но подойдет такое решение только девушкам зимнего или летнего цветотипа.


+ Зеленый

И фиолетовый — оригинальное и интересное сочетание цветов в одежде. Находясь рядом они еще больше усиливают свои качества, выглядят ярче и насыщенней. Данную комбинацию мы можем часто встретить в природе.

Если у вас тип внешности «Весна» или Осень» , то в пару к нашему цвету вам лучше подбирать более теплые оттенки зеленого цвета, например, оттенки «зеленого яблока» или «молодой листвы».

Для более «холодных» цветотипов «Зима» и «Лето» подойдут более холодные тона зеленого — , нефритовый, темно-зеленый.

С более нежными оттенками фиолетового комбинируйте такие же мягкие и нежные оттенки зеленого.










+ Желтый

Насыщенный подчеркивает глубину и богатство оттенка фиолетового. Эту комбинацию нередко можно встретить в природе, поэтому оно очень гармонично и естественно для нашего восприятия.

Можно сочетать между собой вещи этих цветов, а также аксессуары и однотонный наряд, например, желтая сумочка и туфли с фиолетовым платьем.














+ Красный (Оранжевый)

Визуально такая пара кажется тяжелой и напряженной, поэтому необходимо внимательно подбирать пропорциональные соотношения цветов. может усилить угнетающее воздействие фиолетового, поэтому желательно разбавлять данную комбинацию еще одним оттенком (бежевым, белым), что сделает ваш наряд визуально более легким.

Фиолетовый смотрятся вместе очень жизнерадостно и молодежно. Яркий насыщенный апельсиновый оттенок рядом с нашим цветом кажется еще ярче и прекрасно сочетается как с глубокими насыщенными оттенками фиолетового, так и с более мягкими пастельными, сиреневым.






















+ Розовый

Яркое и броское цветовое решение, уж точно не подойдет для деловой одежды, а вот летний комплект, будет вполне уместен для прогулок с друзьями. Женщинам среднего возраста и старше лучше не использовать такое сочетание, это скорее молодежный вариант.









+ Коричневый

В основе своей имеет те же цвета, что и фиолетовый, только с добавлением желтого, поэтому этот вариант воспринимается очень гармонично. Особенно удачно смотрится объединение и черничного оттенков. Смотрится очень изысканно и аристократично. Вариант подойдет девушкам с любым типом внешности.

Любой оттенок фиолетового прекрасно сочетается с любым из оттенков коричневого.








+ Бежевый

Способен сделать наш цвет зрительно более легким и не таким темным. В паре с бежевым любой из оттенков фиолетового станет более нежным и теплым. Это уютное сочетание подойдет и для работы, поскольку смотрится достаточно сдержанно, и для отдыха.








+ Золотой, Серебряный

Одежда золотистых оттенков отлично смотрится с темными тонами нашего цвета. Аксессуары золотого или серебряного цветов еще больше подчеркнут цвет фиолетового платья, добавят ему нарядности роскоши.








+ Фиолетовый, Сиреневый

Очень оригинально смотрится комбинация вещей одного цвета, но разных оттенков либо и вовсе состоящее из вещей одного оттенка, так называемый total look . Это смотрится стильно и неповторимо.














Этот цвет может стать одним из ваших любимых, ведь он позволяет создавать необычные, яркие и запоминающиеся комплекты, которые помогут вам раскрыть свою индивидуальность и чувство стиля.



Поделиться: