Нет человеческой души которая выдержит искушение властью. Пепел догоревшей надежды. Кадры из фильма “Великий диктатор“

Власть никогда не развращает. Развращенность уже есть.
Власть обнажает правду. Власть предоставляет
развращенности средства для проявления.
Ошо.

Does somebody speak English here?

Всем известно, что большинство начальников пользуются услугами переводчиков.
Хотя, на наш взгляд, правильнее было бы самому владеть, хотя бы английским языком, чтобы не полагаться на переводчиков, которые, не зная специфики предмета обсуждения, могут совершать ошибки.

Другое дело, когда есть штатный переводчик, хорошо знакомый с деятельностью компании и специфической фразеологией.

Да и удобнее, наверное, когда кто-то берёт на себя часть нагрузки в переговорах с иностранными партнёрами. Это как служебный водитель.
Но, данное сравнение некорректно и не отражает сути явления.

Вот как это может быть. Деловые переговоры с начинающим переводчиком...

Так почему, всё-таки, подавляющее большинство начальников пользуются услугами переводчиков, подвергая себя риску ошибки перевода или утечки информации, а не ведут переговоры сами.

Who is my boss?

Что говорили о власти великие?

«Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью».
Платон

«Власть одного человека над другим губит, прежде всего властвующего».
Лев Николаевич Толстой

«Власть исподволь лишает нас всех наших прирожденных добродетелей».
Эдмунд Бёрк

«Власть и популярность - это своего рода опухоль, которая, разрастаясь, убивает чувства своей жертвы..»
«Друг, достигший власти, потерянный друг».

Генри Брукс Адамс.

«Многие способны выдержать удары судьбы, но если вы хотите, в самом деле, испытать характер человека, дайте ему власть».
Авраам Линкольн

«Власть - истинный яд скорпиона, медленно убивающий того, кто мнит ее своим оружием».
Из книги «Аждар Улдуз». Сейд

Кадры из фильма “Великий диктатор“

Профессор психологии Дачер Кельтнер в университете Беркли, в ходе 20-летнего исследования установил, что наделённые властью люди ведут себя как пострадавшие от мозговой травмы: они теряли способность воспринимать точку зрения другого человека, - видеть мир «чужими глазами», были более резкими и неоправданно рисковали.

Нейробиолог Сухвиндер Оби из университета Макмастера после сравнительной транскраниальной магнитной стимуляции голов власть имущих и обычных людей, обнаружил, что «бремя власти» действительно нарушает процесс создания зеркальных нейронов - «отзеркаливание». Само «отзеркаливание» проявляется вовне способностью человека к эмпатии, - облеченные властью люди перестают отражать чужие переживания.

How to get power?

Дачер Кельтнер в своей книге «Парадокc власти. Как обретают и теряют влияние» пишет, что сохранение власти обусловлено эмпатией: «Философский гений Линкольна имел практическую основу – понимание тех, кто его окружает. Его прочная власть опиралась на внимание к чувствам других людей».

Если мы, подобно Линкольну, внимательны к эмоциям тех, с кем вступаем в социальное взаимодействие, это способствует общему благу.

Проявление эмпатии также создает общее понимание того, что чувствуют другие, – это является одной из форм власти и дает людям возможность с большим спокойствием и гибкостью реагировать на эмоции других.

Эмпатия, укрепляющая сотрудничество, помогает людям сохранять власть. В исследованиях, подтверждающих эту гипотезу, мерилом эмпатии служило то, насколько хорошо человек распознает те или иные чувства по выражению лица.

Пятилетние дети с высоким уровнем эмпатии к восьмилетнему возрасту имеют более разветвленную сеть близких друзей, причем обладают высоким статусом в этой сети. У подростков, отличающихся высоким уровнем эмпатии, больше друзей, им больше доверяют, и они лучше успевают в школе. Студенты колледжа, умеющие различать чувства других, показывают лучшие результаты в учебе, менее склонны к депрессии и тревоге, больше удовлетворены своей жизнью.

Молодые специалисты с высоким уровнем эмпатии довольны своей работой: они умело ведут переговоры, стараясь соблюсти выгоду обеих сторон. Навыки, которые помогают приносить пользу другим, усиливают нашу власть. По оценке руководителей организаций, работники с высоким уровнем эмпатии добиваются лучших результатов. Они занимают руководящие должности и делятся властью с коллегами. Сотрудники коллективов, в которых руководитель обладает высоким уровнем эмпатии, трудятся эффективнее, более склонны к новаторству, удовлетворены своей работой, меньше подвержены стрессам и болезням.

How to lose power?

Власть смещает фокус с других на себя, и мы утрачиваем способность правильно понимать чужие эмоции, что является основой уважения со стороны других людей, первым краеугольным камнем эмпатии. Мы теряем ценную информацию о том, что чувствуют другие, – эта информация очень важна для совместных действий на работе, для доверия в личных отношениях, для тесной связи с друзьями, для конструктивного взаимодействия с детьми.

Второй краеугольный камень эмпатии – способность к подражанию. Это свойство у нас врожденное – мы смеемся вместе со всеми, расслабляемся, когда другие принимают расслабленную позу, улыбаемся в ответ на улыбку, краснеем вместе с друзьями или плачем, когда кто-то плачет рядом с нами. Этот инстинкт помогает нам понять, что чувствуют и думают другие люди, потому что, когда мы копируем чье-то поведение, наше сознание может опираться на испытываемые нами чувства, чтобы точнее оценить чувства и мысли других. Копируя пристыженную позу друга, с опущенной головой и сгорбленными плечами, мы лучше понимаем, что он переживает. Но власть ослабляет способность к подражанию.

И еще один путь к эмпатии, тоже разрушаемый властью, – это способность стать на позицию другого человека. Эта способность является центром старинных этических норм: побыть в чьей-то шкуре, посмотреть чужими глазами. Умение гибко переходить от своей точки зрения к точке зрения другого человека также способствует эффективному решению задач, инновациям, продуктивным переговорам, более сложным юридическим обоснованиям и даже более эффективному политическому дискурсу. Разные точки зрения на проблему позволяют получить новую информацию, что помогает найти более рациональные решения. Эта основа эмпатии – видение ситуации с точки зрения других людей – также разрушается властью.

Социальный класс также влияет на активность блуждающего нерва, самого крупного пучка нервных волокон в человеческом теле, который вовлечен в такую деятельность, как забота о потомстве. Блуждающий нерв соединяет верхнюю часть спинного мозга с разными группами мышц и органами.

Он управляет движением мышц горла и головы, позволяя человеку фокусировать взгляд на собеседнике и общаться с ним посредством голоса и выражения лица.
Блуждающий нерв также идет к сердцу и легким, обеспечивая глубокое дыхание и замедление работы сердца, чтобы человек мог успокоиться и помогать тем, кто страдает или нуждается.

Активация блуждающего нерва способствует щедрости, сотрудничеству и альтруизму – качествам, необходимым для получения и сохранения власти.

Ущерб от недостатка эмпатии и ослабления нравственного чувства значителен. Мы утрачиваем энтузиазм, который ведет к альтруизму и сотрудничеству, необходимым для сохранения власти. Не обладающие властью, скорее всего, обнаружат, что более сильные не обращают внимания на их нужды (источник стресса, сопровождающий состояние беспомощности, которое мы рассмотрим в следующей главе).

Это разрушительное влияние власти истощает, возможно, самые сильные и надежные источники счастья и смысла жизни: эмпатию, сострадание, благодарность и возвышение, а также альтруистические действия, на которые они вдохновляют. Ощущение власти направляет наше внимание на собственные желания и интересы, тем самым действуя нам во вред. И в полном согласии с афоризмом лорда Актона, это ослабление нравственного чувства становится причиной череды открытых злоупотреблений властью.

Это дает нейробиологическое объяснение описанному Кельтнером «парадоксу власти»: когда мы обретаем власть, мы лишаемся талантов, нужных нам для ее достижения.
говорит Дачер Кельтнер, что приводит к «дефициту эмпатии».

How it works?

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувстование в переживания другого человека.

Особенно ярко и полно это происходит в детском возрасте, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого.

Выделяют три стадии (М. Хоффман) формирования эмпатической способности у детей.

1. Около 1 года ребенок осознает свою физическую отделённость от других людей, но психический мир по-прежнему мыслится им как что-то неотделимое от окружающего мира. Именно поэтому годовалый ребенок будет звать на помощь плачущему сверстнику свою мать, хотя мать другого малыша находится тут же.

2. С 2-3 лет ребенок уже понимает, что эмоциональные переживания других людей не зависят от его личных.

3. Позже эмпатия возникает «не только на чувства другого, но и на жизненную ситуацию, в которой оказывается человек».

К. Рождерс пишет об эмпатии: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». … Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими»...

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатическое понимание рассматривается как интерперсональное феноменологическая форма знания. В рамках данного подхода познание другой личности, прогнозирование ее поведения и понимание внутреннего мира другого человека, а так же познание самого себя рассматриваются как необходимые условия для общения и межличностного взаимодействия.

Таким образом, уровень эмпатийной способности личности отображает степень межличностного восприятия. Человек, вступая в эмпатийное общение, в том числе в процессе обучения иностранному языку, реализует информационно-коммуникативную функцию, в результате чего происходит взаимосвязь между поведением, накопленным опытом и чувствами участника коммуникации.

Важную роль играет так же тембр голоса, скорость речи, интонация, поза и жестами, организация межличностного пространства. Несомненно, данные способности значительно способствуют и формированию иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку ученик получает возможность «декодировать» и использовать невербальные средства выражения, характерные для представителей культуры изучаемого языка.

Чувство сопереживания, какие бы индивидуальные формы оно ни принимало, активизирует у всех людей одинаковые механизмы работы мозга, выяснили ученые из Университета штата Колорадо в Боулдере.

Активность мозга, связанная с чувством сострадания, не коренится только в одной части мозга, а распределена по нескольким областям. Например, сострадательная забота затрагивает систему оценки и вознаграждения - вентромедиальную префронтальную кору и медиальную орбитофронтальную кору. А сопереживание горя совпадает с механизмами копирования, которые помогают человеку имитировать или воображать чувства или мысли других.

Эти зоны на удивление одинаково работали у всех подопытных, до такой степени, что исследователи смогли предугадывать чувства на основании активности мозга человека, которого не сканировали раньше - https://www.eurekalert.org/pub_releases/2017-06/cp-bir060117.php

Команда ученых из Джорджтаунского университета (США) обнаружила, что пробудить креативность можно, воздействуя на нервные клетки головного мозга постоянным микротоком - https://hightech.fm/2016/04/15/creativity_found

Анализируя возможности стимуляции интереса обучающихся к чтению, Е.К. Маранцман говорит о важности развития эмпатии «на уровне текст – читатель, когда текст должен стать субъектом общения ученика в такой степени, чтобы он безраздельно поверил в реальность происходящего в произведении, чтобы он сам в какой-то степени смог отождествить себя с его героями».

Использование приема осознанного отождествления представляется особенно востребованным в методике преподавания иностранных языков.

Why my boss does not speak English?

Оказывается, на данный вопрос есть ответ.

Профессор Хиггинс XXI века, знаменитый лингвист-полиглот, педагог-новатор М. Шестов говорит, что освоение иностранного языка предполагает его освоение эмпатическим способом.

Необходимо «отзеркалить» этого, пусть даже вымышленного иностранца, стать как будто бы им. Ну, а если мы читаем художественный текст, то мы должны его читать как герои этого произведения говорят наяву, вживаясь в роль, как актёры.

Если наш гипотетический начальник потерял всякую способность к переживанию, к восприятию чужого мнения, перестал ставить себя на место другого человека, стал резок и груб с окружающими и подчинёнными, то и не видать ему иностранного языка, как своих…

Да, кстати, Сухвиндер Оби с другими учёными, уверен, что изменения в мозге, которые влияют на отзеркаливание, не являются постоянными. Если человек уходит с лидерских позиций, через какое-то время мозговые участки становятся прежними.
Дачер Кельтнер считает, что людям-лидерам нужно чаще представлять (или вспоминать), каково быть без власти, и их мозг сможет, хотя бы на время, воссоединяться с реальностью.

Отзеркаливание - мягкая форма мимикрии, происходящая без нашего ведома. Когда мы наблюдаем за чьими-то действиями, участок нашего мозга, отвечающий за подобные действия, пробуждается в ответ.

Это можно назвать опосредованным опытом. - Знание дает власть.

Но какой смысл знать, если власть лишает нас знания?

Значит, чтобы быть успешным на своём месте, боссу нужно измениться!

Речь Чарли Чаплина из фильма "Великий Диктатор"

Так что, если босс смог выучить иностранный язык и не пользуется услугами переводчиков, возможно он следует по пути самого Авраама Линкольна!

Да и самим нам, восходя на следующую ступень нашей карьерной, либо статусной «лестницы», никогда не нужно забывать, что мы просто люди, такие же, как и все остальные вокруг нас и постоянно помнить откуда мы пришли и как мы начинали.

Тот, кто является причиной для жизни,
может являться также отличной причиной для смерти.

Келли осмотрелась по сторонам и закинула сумку на плечо. Машина Бибера отъехала с парковки, оставляя блондинку наедине со своими мыслями. Перед ней было большое трехэтажное здание, совсем привычное для девушки. Когда Келли была в детдоме, в школу приходилось ходить каждый день.
Нельзя было просто притвориться умирающим лебедем и остаться дома в теплой постели. В детском доме нет любящих родителей. которые всегда пожалеют и простят. Там лишь злость, боль и ненависть. Никто не будет заботиться о тебе, ведь ты им никто. Всего лишь пустое место.

Школа — это наверное единственное место для Келли, когда она могла не бояться своих сожителей. Блондинка была одной из привлекательных девушек школы, по этому в какой-то мере ее сожительницы, менее красивые, и ненавидели Джонсон. Один раз Алиса даже приказала своим подругам вылить кислоту девушке в лицо. Благо одна из ее "подруг" была не такой стервой и решила предупредить Келли, за что поплатилась жизнью.

Алиса и ее компания просто удушили предательницу ночью подушкой, что вновь списали на несчастный случай. Келли не могла выдерживать таких сцен. Просыпаться утром и видеть, как из твоей комнаты выносят очередной труп совсем молодой девушки. В какой-то мере она даже чувствовала вину за искалеченную судьбу этой персоны. Но вряд ли смогла бы уже что-то сделать..
Хотя даже в этих, привычных для блондинки, стенах было много жестокости и ненависти. Никто не любил детдомовских детей, и даже не смотря на красоту Келли все относились к ней с отвращением. Честно говоря, кареглазая пыталась не замечать этого, ведь ей было откровенно плевать на их мнение.

Но сейчас, когда ее жизнь крайне изменилась с появлением Джастина, она была смущена таким приливом внимание остальных учеников школы. Они, заметив дорогую машину Джастина, сразу стали перешептываться. Но шоком было для них появление Джонсон, которая пару секунд назад вышла из этого автомобиля.

Сарра, стоящая рядом, осматривала новое для нее учебное заведение. Келли не особо расспрашивала, где до этого училась брюнетка. В принципе это было ей не интересно. Джастин решил не менять школу Келли на какую-то более крутую, ведь здесь девушка уже привыкла к помещению, да и к учителям. В конце концов ей осталось учиться всего два месяца, после чего она будет совершено свободна от этих серых стен.
Единственное, что Джастин мог сделать для блондинки, это отдать не маленькую суму денег за отношения к девушке. Естественно, мисс Джонсон вовсе об этом не догадывалась. Джастин постарался обеспечить малышку всем необходимым.

Власть: благословение или искушение?

Власть на протяжении всей истории человечества неизменно остается вожделенной. К ней стремятся, за нее жертвуют жизнью и жизнями, ради нее отказываются от всего, что еще может быть дорого человеку: доброго имени, любви, семьи, свободы, наконец. Мы видим, как разворачивается действие за действием этого спектакля, этой борьбы на огромных, в полном смысле слова — всемирных — подмостках. Смотрим на открывающееся перед нами зрелище порой со страхом, порой с осуждением, порой с сочувствием или даже восхищением… И сами при этом бываем далеко не чужды неких властных амбиций — на работе, дома, в быту. Но что такое власть с христианской точки зрения: благо или зло, благословение или тяжкое искушение? Искать ее или бежать от нее прочь? Покоряться ей или восставать против нее?.. Вопросов много, и ответы на них крайне важны. О том, является ли власть благословением или искушением на страницах журнала "Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии" рассуждают духовенство и миряне.

Ирина Бакаева, журналист, г. Саратов:

— Власть — это всегда искушение. Для большинства — сладкое и преступное и лишь для единиц — побежденное и низложенное. «Навластвоваться всласть» по сути означает — допустить и приблизить к себе лесть, зависть, корысть, жестокость, несправедливость и другие недуги души. Открыть ворота для всякого зла — вот что это означает! Это совсем уже редкий случай — когда власть воспринимают как созидание, как служение соотечественникам, землякам, делу.

Добро и зло тянут властвующего в разные стороны. Лукавый человек недолго сопротивляется искушению. А вот совестливому человеку нести бремя власти неимоверно тяжело. Так было и десятки, и сотни, и тысячи лет назад. Царь Давид переживает великие душевные муки — мы видим это, читая его псалмы: избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21, 21) — душа царя одинока!

Но пока существует человечество, без трона ему не обойтись. Всегда будет кто-то во главе: во главе государства, во главе города, и даже в небольшом коллективе всегда есть глава. И все дело в том, о чем будет молить Бога тот, кому довелось встать во главе. И будет ли он молиться вообще. Царь Соломон, к примеру, просил у Бога мудрости…

Александр Щипков, публицист, главный редактор интернет-портала «Религия
и СМИ» (religare.ru), г. Москва:

— Благословение или искушение? И то и другое. Мне приходилось встречаться с людьми, облеченными властью. Я имею в виду тех, кто облечен очень большой властью, тех, кто может изменять судьбы миллионов, реализовать проекты, влияющие на ход истории, на мировоззрение общества. Перед этими людьми не стоит уже вопрос материального обеспечения — у них все есть. Им не надо уже искать славы — их и так все знают и будут знать всегда. Для них настал момент, когда власть — только власть, а не средство решения собственных проблем. Можно сказать, что эти люди наедине со своей властью. Вот тут-то и становится понятно, что власть — это нечто мистическое, это некий субъект, вступающий в противоборство с человеком. Он хочет пользоваться своей властью, а власть хочет пользоваться им. Власть испытывает человека: если он не совладает с нею, она его разорвет. Как сделать, чтобы не разорвала, не изуродовала, не искалечила, лишив того лучшего, что в человеке было, что могло принести реальную пользу стране? Люди, находящиеся в высшем эшелоне власти, — на самом деле очень сильные люди, если они до такого уровня дошли, не сойдя с дистанции по дороге. Но если у кого-то из них есть понятие о смирении, он должен осознать: волевым усилием справиться с властью невозможно. Смирение — вот единственный универсальный инструмент, с помощью которого человек может правильно пользоваться властью. А смирение означает — признание своего несовершенства и надежду на Бога.

Священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма в п. Базарный Карабулак Саратовской области:

— Чтобы постараться ответить на данный вопрос, нам необходимо обратиться к Священному Писанию. Вот один из самых известных текстов, где звучит эта тема: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1).

Нет власти не от Бога — так говорит в своем Послании апостол Павел.

Другое дело, как распоряжается человек полученной от Бога властью. Понимает ли, чего от него требует положение власть имущего, или просто пользуется этим положением для достижения своекорыстных целей. Власть и искушение, и благословение одновременно, удивительно, но это так. И каждый человек, получающий власть, должен быть к этому готов, иначе искушение победит благословение.

Власть — это своего рода послушание для власть имущего, которое дает Господь. Послушание, поскольку нужно жертвовать собой ради общественного блага. Если тот, кто подчиняется, отказывается от части своей свободной воли, то тот, кому подчиняются, должен всю свою волю направить на общественное благо. Подобно тому как молодой человек, создающий семью, уже не принадлежит себе, а отдает всего себя семье, хотя и главенствует в ней и даже, по правде сказать, властвует.

Властвовать нелегко. Так может сказать каждый, кто честно исполняет свой долг, находясь у власти. Однако хорошего правителя (как и хорошего отца) не может не радовать благоденствие его подопечных, и плоды, даруемые ему за достойное служение своему народу, могут быть столь велики, сколь велико и наказание за забвение своих подчиненных и жестокое их притеснение; за злоупотребление полученной от Бога властью. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу (1 Тим. 2, 1-3).

Священник Алексий Заславский, настоятель православных приходов
в с. Оркино, Озерки и Ягодная Поляна Петровского района Саратовской области:

— Власть — это прежде всего долг, обязанность. А что касается благословения… На что благословляет Господь, на что благословляет Церковь? На любое дело? Нет, только на доброе и полезное. Когда ко мне люди подходят и просят благословить, я всегда говорю: Бог благословит на все доброе и полезное. А дальше уже дело человека: думать, различать, что в его делах доброе, а что нет. Так и во власти. Русская Церковь издавна благословляла царей, чтобы они были отцами своим подданным. И если сегодня президент просит благословения у Церкви, значит, он должен понимать, на что он его просит: не на то, чтобы пользоваться властью, а на то, чтобы с помощью этой власти делать добро. А искушения — они в любом деле есть и будут, они посылаются нам как испытания: Господь таким образом испытывает нас и закаляет.

Лилия Говорунова, биолог, прихожанка храма во имя Святых царственных страстотерпцев при СГУ, г. Саратов:

— Вся жизнь человека есть непрерывная цепь различного рода искушений, духовных радостей, скорбей — и за весь свой путь человек даст, когда придет время, ответ Всевышнему. Люди же, наделенные властью, будут отвечать не только за себя, но и за вверенных им подчиненных, ибо кому много дано, с того больше спросится. Европейская цивилизация, носители государственной власти в Европе держатся за законы: в них для западного человека все — и защита, и справедливость, и истина. У нас не так. Еще Николай Михайлович Карамзин писал, что в России все проходит через человека: каков человек на своем месте, такова будет и справедливость. Отсюда и пошло: закон что дышло… Не место у нас красит человека, а человек — место. Поэтому, рассуждая об искушениях властью, нужно прежде всего смотреть, кто пришел во власть, что это за человек, что им движет? Будет ли он служить людям, Отечеству — или будет поедать домы вдов (ср.: Лк. 20, 47) для своего обогащения?

В России государственная служба всегда была послушанием, тяжелым, ответственным служением. Светоч Российского государства святой князь Александр Невский — ярчайший пример служения Родине, пример великого подвига, послушничества перед Богом. «Наш князь без греха», — говорили о нем новгородцы и готовы были идти с ним до конца. О многих ли, облеченных властью сегодня, можно сказать так? Власть в нашей стране стала самым выгодным бизнесом, поэтому трудно сейчас говорить о власти, ведь мы все видим, насколько поражена наша страна страшным недугом мздоимства, коррупции… Но хочется все-таки еще раз напомнить, сколько в России было людей, которые служили Отечеству и выполняли долг послушничества до конца. Это и наши великие полководцы — Суворов, Кутузов, великие государственные деятели — Столыпин например, многие другие. В их жизни власть как послушание была доведена до конца, даже до смертных подвигов.

Особо хочется сказать о Голгофе нашего последнего государя, Николая II. До сих пор до конца не осознано, насколько его оболгали, предали и насколько велик его подвиг перед страной, перед православной верой. Сравнивать с такими людьми нашу нынешнюю власть, конечно, очень тяжело. Но нужно помнить, что те люди, которые сейчас во власти, родились на нашей земле, росли здесь, учились в наших школах, институтах… Это наши собратья — и наш грех. А от греха, как известно, одно лекарство — молитва. Так вот, помолимся о том, чтобы всем тем, кто облечен властью и с честью, не щадя живота своего, несет этот крест, Господь даровал Свою благодатную помощь. И насыплем нашей молитвой огненные угли на головы циников-мздоимцев, дабы Господь вразумил их, внушил им, что власть дается не для наживы, не для удовлетворения честолюбивых амбиций, а для служения Богу и Отечеству.

Евгений Коваль, журналист, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Саратове»:

— В широком понимании власть — это право одного человека решать за других. Возможность и зачастую необходимость казнить и миловать.
С какой мерой ответственности судья, педагог, милиционер, чиновник и т. д. относится к своему законному превосходству, тем и определяется, что для этого человека главное в его власти. То есть власть — это инструмент, которым можно и лечить, и калечить.

Но почему в одном случае этот инструмент оказывается в руках начальника концлагеря, сжигающего в печах сотни тысяч людей, в другом — в руках полководца, пославшего на смерть тысячи солдат, чтобы спасти миллионы других соотечественников, в третьем — в руках царя, освобождающего крестьян?

Не знаю. Однозначно сказать, что есть власть — исключительно Божие благоволение или, наоборот, диавольский соблазн — не могу.

Сергей Свешников, кандидат педагогических наук, преподаватель Костромского госуниверситета:

— Прежде чем рассуждать на эту тему, надо сначала понять: откуда берется власть?

Человек приходит в этот мир обнаженным — и телесно, и духовно, и социально. Да и уходит из него, ничего не забирая с собой. Из этого следует, что власть — явление сугубо земное, человеком придуманное. Именно люди сами решают, кого наделять властью, а кого нет, будь то власть выборная или полученная путем назначения.

Живя среди других людей, мы все хотим власти. Мы не обязательно стремимся управлять страной или фирмой, но, безусловно, мы пытаемся добиться в жизни успеха: нам нужно, чтобы наши дети слушались нас, чтобы коллеги работали с нами, а не против нас, чтобы друзья уважали нас… Уважение — это власть! Если люди вас уважают, то вы можете постоянно и долго на них влиять, и такая власть, основанная на доверии и уважении, живет еще долго и после смерти того, кто ею обладал. Это власть взаимодействия с людьми, а не власть над людьми. Но даже и при этом власть — великое искушение!

Данная не Господом, а равным тебе человеком, такая власть не может являться благословением, ибо от кого же это благословение тогда исходит? «Власть, — отмечал Джонатан Свифт, — такое же искушение для монарха, как вино или женщины для молодого человека, как взятка — для судьи, деньги — для старика и тщеславие — для женщины». Это искушение не так-то легко преодолеть. «Нет человеческой души, — считал Платон, — которая выдержит искушение властью». Чтобы пройти достойно это великое искушение, надо владеть своими чувствами на основании духа смирения.

Тема власти знакома мне не понаслышке… Я был в течение семи лет директором самой крупной костромской школы… Это тоже власть! Поверьте, она была искушением для меня! Да, мне предложили, я посчитал, что справлюсь… И, в общем-то, справился: наша школа (лицей) входила неоднократно в число лучших школ даже на уровне России! Но… за внешней стороной директорства, проявлявшейся в представительской миссии, скрывалось столько подводных камней, что далеко не со всеми мне удалось достойно справиться. И слава Господу, что Он (не я, а Он) вовремя меня переместил в другое место. И дай Бог мне на этом месте раскрыться в полную силу и избежать новых соблазнов, которые поджидают нас на каждом шагу… Я убежден: власть (любая!) — это соблазн.

Главное — помнить, что единственное преимущество, которым обладает человек, наделенный властью, состоит в том, что она позволяет ему делать больше добрых дел!

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.



Поделиться: