С помощью контраста цветов в. Цветовой круг Иттена. Колористика: виды контрастов

Колористика - это увлекательнейшая наука, которая занимается изучением цветов, их сочетаний и воздействия на человека. Казалось бы, какая же это наука - рассматривать цвета? Однако изучению колористики уделяется огромное внимание в разных сферах: в дизайне интерьера, веб-дизайне, фотографии, дизайне одежды, парикмахерском искусстве, флористике, рекламе, маркетинге и даже психологии.

Обычно, как светлая проверка на сером или темно-синем фоне, эта ткань также часто используется как тройная блузка с жилетом. При объединении с рубашкой и галстуком вы должны обойтись без дополнительных громких оптических узоров. Контраст контраст. Напротив, между собой есть две вещи. В более широком смысле это может означать что угодно: громкое и мягкое, жесткое и мягкое, большое и маленькое и т.д. но в большинстве случаев это означает «оптические контрасты». Глаз или зрительное восприятие являются наиболее доминирующим чувством человека.

Всякий раз, когда объекты встречаются в визуальном впечатлении, один говорит о контрасте. Контрасты являются фундаментальными для визуального восприятия. Физиологический процесс наблюдения основан на разделении и сортировке световой информации. Многие люди, в основном фотографы, понимают контраст между светлыми и темными. Самая крайняя форма светло-темного контраста - белизна и черная поверхность, которые сталкиваются друг с другом.

Что изучает колористика

Изучать природу цвета не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Знатоки колористики могут часами рассказывать о том, что такое основные, дополнительные и составные цвета. Немало будет сказано о характеристиках, о о контрастах, цветовой гармонии, колорите, цветовом языке, о спектрах. Продолжать этот список можно бесконечно.

Светло-темный контраст в искусстве

Когда речь идет не об абстрактных поверхностях и фигурах, речь идет о свете и тени, которые создают на снимке светло-темный контраст. Чем темнее участки тени и чем светлее освещены зоны, тем сильнее контраст в изображении. Итальянский художник Микеланджело Караваджо был мастером светло-темной живописи: его картины демонстрируют драматический состав светло-темных контрастов очень впечатляюще. Эти картины обычно проходят перед темной сценой. Светлый свет пятна освещает декорации на переднем плане. Интенсивный свет создает жесткие края тени.

Колористика - наука весьма важная, так как правильно подобранное не только приятно для человеческого взора, но и мощно влияет на физиологические процессы и на психологическое состояние человека. Умело сочетая краски, можно вызвать нужные ассоциации, эмоции, сформировать определенный образ.

Цвета. Воздействие на человека

Работники рекламных агентств умело используют такую функцию колористики, как формирование определенного образа. Не без помощи психологов было выявлено, что преимущество определенных цветов в рекламе может вызвать у человека определенное чувство.

Картина справа показывает «Распятие апостола Петра». С помощью светло-темного контраста создается захватывающая композиция рисунка: восходящее движение слева направо, распятый Петр скользит вниз вправо. Как зритель, вы чувствуете безнадежность ситуации, которая становится все хуже и хуже. В дополнение к светло-темным цветам включены четыре цветных пятна: желтые и зеленые брюки двух мучителей, а также указанный плащ в левом центре изображения. Внизу, где Питер утонет, будет видно нежное серо-синее.

Другие видные представители «светло-темной живописи», которые сложились в позднем Ренессансе и оказали большое влияние на период барокко. Они так же важны в художественном смысле, как и светло-темный контраст. Другие контрасты также являются частью основ визуального восприятия и очень важны для художественного производства. Первый и, возможно, самый важный цветовой контраст - контраст между цветами. В ходе эволюции были разработаны три специальных фоторецептора, которые «выпрыгивают» в случае световых импульсов определенных длин волн.

  • Так, к примеру, красный цвет отождествляется с сильными эмоциями, решительностью, опасностью. Этот цвет пробуждает желание.
  • Зеленый - одновременно расслабляющий и тонизирующий. Он символизирует чистоту, свежесть, природу, а также новое начало.
  • Оранжевый - цвет оптимистов.
  • Синий - цвет стабильности, спокойствия, минимализма.
  • Черный ассоциируется с роскошью и элегантностью. Недаром для многих товаров люкс-класса, например для автомобилей, часов или элитного алкоголя, используют рекламу в темных тонах.

Типы цветовых сочетаний

На данный момент колористика насчитывает 10 типов цветосочетаний:

Таким образом, комбинация информации уже сделана в глазу, что приводит к разным цветовым впечатлениям в мозге. В изобразительном искусстве есть множество примеров, в которых контраст цвета в себе является преобладающей эстетической особенностью. Примером может служить Франц Марк, чьи красочные изображения животных в то время встречались с большим отторжением.

На картинке слева показана картина «Красные лошади» от годовых лошадей и пейзажа, образующих ковер цветных поверхностей, в которых переплетаются практически все цвета художественных палитр. Помимо контраста цвета в себе, только контраст светло-темного цвета играет второстепенную роль в отделении фигур переднего плана от фона.

  • Основные.
  • Сложные.
  • Составные.
  • Ахроматические.
  • Монохроматические.
  • Нейтральные.
  • Дополнительные.
  • Родственные.
  • Контрастные.

Один из самых распространенных способов сочетать цвета - это игра контрастов. Даже если вы не знаете о том, что такое контрастные цвета, вы точно сталкивались с этим явлением в жизни. Замечали ли вы, как гармонично на рождественской елке смотрятся красные ленты и игрушки? Все потому, что красный и зеленый цвета - контрастные. Так что же такое «контрастные цвета»?

Особенностью контраста цвета в себе является то, что некоторые цвета выглядят ярче с самого начала, чем другие. Например, интенсивный ярко-желтый цвет ярче, чем насыщенный синий. Цвет в себе контраст. Художественно очень ценный контраст - это теплый холодный контраст. Он основан на психологическом воздействии определенных цветов, которые воспринимаются как теплые или холодные.

Теплый холодный контраст в пейзажной живописи

Успокаивающий, увлекательный тонкий толстый прозрачный непрозрачный удаленный-близкий влажно-сухой тенево-солнечный легко-сложный воздушно-земной. Горячая-холодная контраст. Прежде всего, последний момент значителен в пейзажной живописи. На переднем плане преобладают земные, тяжелые, красновато-коричневые тона, теплые и близкие. Затем изображение течет по зеленым тонам на расстояние, где преобладают холодные синие и серые тона. Даже в эпоху Возрождения, когда художники открыли вокруг себя «реальный мир» в качестве мотива, контраст тепла и холода использовался для создания глубины изображения и расстояния.

Цветовой круг Иттена

Профессионалы пользуются специальными справочными материалами, позволяющими определить нужное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов исчисляются сотнями, и у каждой из них есть свои преимущества. Но чаще всего люди творческой направленности используют Иттена.

Одним из первых пейзажей является знаменитая картина «Гроза» венецианского художника Джорджоне. На картинке слева вы можете увидеть принцип: на переднем плане преобладают теплые красно-бурые и охристые цвета, в зеленых зеленых тонах природы на фоне преобладают холодные голубые тона.

В дополнение к контрасту с теплым холодом использование архитектуры в изображении подчеркивает так называемый эффект глубины. Следующая картина английского живописца Уильяма Тернера основана на очень интересном контрасте с теплым холодом. Дополнительный контраст - это особая форма контраста цвета в себе. Таким образом, цвета, которые находятся в цветовом круге, особенно контрастируют. Что касается основных цветов, то следующие дополнительные контрасты: синий - оранжевый, красный - зеленый, желтый - фиолетовый.

Йоханнес Иттен - настоящий эксперт в области колористики. Всю свою жизнь он посвятил изучению цвета. Эти знания Иттен подарил миру в виде пособия под названием «Искусство цвета», которое является «библией» для художников, дизайнеров и всех, чья деятельность связана с цветами и дизайном.

Следующая иллюстрация иллюстрирует это. Дополнительный контраст первичного и вторичного цветов. Если дополнительные цвета смешиваются друг с другом, они всегда серые: они противодействуют их интенсивности цвета. Дополнительный контраст может создавать контраст-контраст с той же яркостью или интенсивностью цвета. Это относится, с одной стороны, к абстрактной живописи, а также к изобразительной живописи. Французский художник Евгений Делакруа написал, например, теневые части своих североафриканских акварелей с темными дополнительными цветами.

В цветовом круге находятся 12 оттенков трех основных синего и желтого. Контрастными цветами называют те, которые резко противоположны друг другу и находятся на противоположных сторонах круга.

Если обратиться к изображению круга Иттена, то сразу видно, что желтый составляет контрастную пару с фиолетовым, синий - с оранжевым, а контрастный цвет красному - зеленый.

В результате контраст светло-темного цвета усиливается, и цвета, похоже, светятся на солнце. Изображение слева от Винсента ван Гога. Его «кафельная терраса ночью» характеризуется очень сильным контрастным контрастом: искусственный желто-оранжевый свет кафе контрастирует с ярко-синим фиолетовым наххиммелем. Все остальные элементы и цветовые области изображения подчинены этому натяжению цветов. Во многих своих картинах Ван Гог работал с захватывающими дополнительными контрастами, которые придают изображениям его энергозарядную светимость, а с другой - его внутреннюю суматоху в очень захватывающей манере.

Правильное сочетание

Часто контрастные сочетания цветов называют комплиментарными. Для чего используются такие сочетания?

Такое сочетание часто используют в живописи, когда необходимо что-то выделить или подчеркнуть какой-то объект картины. Если взглянуть вокруг, то можно заметить, что природа полна контрастов: алый пылающий мухомор на фоне изумрудной зелени манит своими красками; ярко-желтое солнце, пылающее на голубом небе; синие волны, ласкающие золотистый песочный берег.

Дополнительный эффект цветов в конечном итоге производится в глазу, и на этом физиологическом уровне создается специальный эффект, который Иттен описал как независимый контраст: одновременный контраст. Одновременный контраст - это фактически оптическая иллюзия, которая возникает из-за дополнительного контраста. Серая поверхность, прилегающая к цвету, создает впечатление дополнительного цвета. Одновременный контраст также использовался в искусстве, но его можно наблюдать везде как оптическое визуальное явление.

Синтаксический контраст: серые полосы имеют разные цвета. Существует ряд интересных оптических иллюзий, основанных на одновременной контрастности. Последующие изображения, возникающие, если фиксировать определенную комбинацию цветов в течение длительного времени. Если вы посмотрите на белую поверхность, вы увидите последовое изображение в дополнительных цветах. Со следующим видео вы можете проверить это.


Дизайнеры интерьера давно признали, что крайне эффектно смотрится именно комплиментарное помогут выбрать гармоничную цветовую пару, но необходимо запомнить несколько моментов, которые помогут «выжать максимум» из гаммы оттенков:

  • Контрастные цвета не должны находиться в равных пропорциях - это приведет к дисбалансу. Оптимальный вариант - использование одного цвета в качестве основного и дополнение его акцентами парного оттенка.
  • Еще один способ сочетать контрастные пары - использование разных оттенков двух цветов. Это обеспечит баланс цветовой гаммы.
  • Для того чтобы приглушить яркость комплиментарных цветов, "разбавьте" их белым или кремовым. Например, если комплект из и синей блузки выглядит слишком вызывающе, можно смягчить образ белыми аксессуарами.
  • Профессионалы рекомендуют использовать основной и дополняющий цвета в определенных пропорциях. Например, для пары красный-зеленый эта пропорция составит 1:1, оранжевый-синий - 1:2, желтый-фиолетовый - 1:3.

Данные правила будут полезны, если вы берете чистые спектральные цвета. С ними можно ознакомиться на картинке ниже.

В последовании золотая рыбка, кажется, плавает в голубой воде. Качество контраста. Контроль качества - это интенсивность цветов. С другой стороны, светящиеся цвета визуально видны спереди, тусклые, тусклые цвета, с другой стороны. Тусклые, скучные значения цвета просто производятся путем смешивания серого. Смесь дополнительного цвета также приводит к окрашиванию цвета.

Эффект часто используется вместе с вышеупомянутым тепло-холодным контрастом в пейзажной живописи. Йоханнес Иттен называет седьмой контраст цвета, контраст количества. Основная идея восходит к Гете, который в своей теории цвета постулировал нечто подобное. Соответственно, цвета различаются «сильно» или требуют пропорционального баланса другого количества. Идея состоит в том, что красный и зеленый сбалансированы в соотношении 1 к 1. Часть апельсина нуждается в двух частях синего, а часть желтого требует трех частей фиолетового цвета для сбалансированной цветовой гармонии.


Как использовать контрастные цвета

Если вы боитесь неправильно использовать контрасты, то запомните, что приглушенные цвета использовать проще, так как они меньше «перебивают» друг друга.

Главное правило сочетания контрастных цветов: чем интенсивнее цветовой тон, тем меньше должна быть площадь поверхности, на которой он используется.

Величина контраста. Даже если контраст количества трудно доказать, это можно показать во многих примерах истории искусства. Примером может служить пример Поля Сезанна. Распределение цветов оранжевого и синего цветов в соотношении 1. Глаз «контрастирует». Многие контрасты были и до сих пор используются в изобразительном искусстве, независимо от того, хотели они или нет.

Разнообразие и волнение Цветовые предложения: подушки, аксессуары, а также стулья

Мастерство контрастов, а также техника живописи - часть доспехов художника. Концептуальные картины маслом: видение восприятия Визуальный тест: оптические иллюзии. На стене ковер раскрывает свое полное великолепие. Интенсивный серый, синий и желтый цвета определяют цветовую палитру комнаты.

Следуя этим правилам, можно создать максимально гармоничный образ, будь то одежда, букет, дизайн интерьера или веб-сайта. В противном случае появится дисгармония, негативное восприятие.

Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов:

Элегантный антрацит и голубой бензин украшают стены в этой гостиной. Хотя богатые, матовые цвета смешивания с черным контентом отражают мало света, результат «эффекта пещеры» чрезвычайно удобен. Красивый, чтобы видеть: дневной свет все еще имеет влияние, он заставляет ночной синий диван загораться и вызывает теплоту серой стены. Необычно: вместо рисунка, большой ковер берет стену, поэтому выразительный узор приходит в себя. Цветовая палитра определяет выбор звуков для комнаты. Мы повторяем его нежные желтые нюансы, чтобы они не переоценивали элегантность.

  1. Контраст цветовых сопоставлений
  2. Контраст светлого и тёмного
  3. Контраст холодного и тёплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст цветового насыщения
  7. Контраст цветового распространения.

Здесь речь пойдет о четвертом контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».

Хромированные рамы и аксессуары в золоте устанавливают тонкие блики. Мы выбрали здесь основные моменты: белый для кушетки, светильника и полки. Альтернативой являются элементы дерева, которые менее контрастируют. С наволочками вы можете осмелиться попробовать эксперименты с цветами и рисунками: здесь серебряный, золотой, желтый, оранжевый, серый и различные узоры разделяют монохромный диван.

При сохранении цветового спектра в смесях можно смешивать различные формы вазы, материалы и конструкции. Чтобы добавить еще один цвет здесь, будь то ваза или цветок, было бы слишком много для хорошего. Важно: Потолок остается белым, что открывает помещение вверх. Также пол должен быть ярким. Мебель прямая, простая и довольно низкая - поэтому они не крадут стеновые краски. Шаблоны используются в качестве трехмерных структур, таких как диван или ковер под журнальным столиком. Романтическая экскурсия в современной обстановке: орнаменты для оформления окон и одна, две подушки.

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

  • жёлтый - фиолетовый
  • жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый
  • оранжевый - синий
  • красно-оранжевый - сине-зелёный
  • красный - зелёный
  • красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.


Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

  • жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
  • синий - оранжевый - синий, жёлтый + красный;
  • красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями.

Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.

Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью.

Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.


На рисунках 23…28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными.


Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.
Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины:


«Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр;

работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

И напоследок ролик об оптических иллюзиях.



Поделиться: