Святейший Синод. История создания. Священный синод Священный синод 18 век какие издал постановление

XVII столетие — начало синодального периода в истории русской православной церкви. Ее поставили под жесткий контроль светской, гражданской власти, и она превратилась, по существу, в часть бюрократического аппарата государства. Это — с одной стороны. С другой — церкви пришлось выдержать напор сектантских вероучений, староверия, вольнодумных идей и течений, вплоть до атеистических.

В соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I после кончины патриарха Адриана (1700 г.) во главе церкви оказался не новый владыка, а управляющий патриаршим престолом Стефан Яворский, митрополит рязанский. Называли его официально “местоблюстителем и администратором патриаршего престола” . В среде русского духовенства человек новый (за несколько месяцев до своего назначения его перевели из Киева), он, не будучи сторонником полного подчинения церкви светской власти, вынужден был, скрепя сердце, делать все, что приказывал царь. Его функции ограничивались делами духовными. Да и те контролировал Монастырский приказ во главе с И.А.Мусиным-Пушкиным. Учреждение это воссоздали в 1701 г., и главная его забота — сбор в казну доходов с церковных земель, регламентация расходов на духовенство. Петровский указ, один из многих, не жалел красок, рисуя жизнь и быт монашествующей братии: “Нынешние монахи не только не питают нищих от трудов своих, но сами чужие труды поедают. Начальники впали в роскошь, а подначальных держат в нужде; из-за вотчины происходят ссоры, убийства и обиды многие” .

Митрополит Стефан (Яворский)

В монастырях власти устанавливали штаты, монахов посылали на государственные работы. Из обителей изымали ценности на нужды войны. Деятельность служителей церкви рассматривали как часть государственной службы, весьма к тому же ответственной.

Среди духовных лиц немалое число перешло в оппозицию к нововведениям . Они, например, приняли участие в заговоре царевича Алексея. “За старое” в церковной и гражданской жизни выступали консерваторы из церковников и дворян, им сочувствовал тот же Яворский. Другие, их было немало, наоборот, поддерживали петровские реформы. Среди них — Афанасий, архиепископ холмогорский и важский, митрополиты Тихон казанский, Иов новгородский, епископ нижегородский Питирим. Феодосии Яновский, ставший по воле царя архимандритом нового Александре-Невского монастыря в Петербурге (1712 г.), проводил пышные и торжественные богослужения, склонен был к роскоши. Жестоко преследовал непослушных иереев.

Незаурядной фигурой был митрополит ростовский Дмитрий, как и большинство крупных церковных деятелей той поры, также выходец из Малороссии. Он поддерживал , особенно в первый период его царствования. Известен его ответ на вопрос ярых приверженцев старины, готовых умереть за свои бороды: “А что отрастет, отсеченная ли голова или сбритая борода?”. Вместе с тем Дмитрий осуждал стремление царя полностью подчинить себе церковь. Из-за этого митрополит к концу жизни (умер в 1709 г.) сблизился со сторонниками Алексея Петровича. Дмитрий ростовский прославился и как автор многих проповедей и других литературных произведений. В середине XVIII столетия он был причислен к лику святых.


Дмитрий Ростовский. Икона

Наиболее выдающимся из плеяды петровских сподвижников был, несомненно, Феофан Прокопович. Сын киевского купца, он родился в 1681 г. Элеазар (таким было его настоящее имя) рано потерял отца и мать. Воспитывал его дядя — ректор Киевско-Могилянской академии Феофан Прокопович. Элеазар учился в этой академии до 1696 г. Рано проявил одаренность, остроту памяти, живость ума и характера. Завершал учебу в польских школах, сделался там униатом, иначе не получил бы образования, вступил в монашество. Учился и в Риме — философии, поэзии, красноречию; читал классических писателей и средневековых ртцов церкви. Ознакомился с католическим вероучением, церковной организацией. Работал в богатейших библиотеках, в том числе ватиканской. В 1702 г. возвратился в Малороссию, вернулся в православие, отрекшись от униатства. Постригся в монахи под именем Самуила. Начал преподавать поэзию в родной Киевской академии, переменил (1705 г.) имя — стал Феофаном в честь дяди, умершего еще в 1692 г.


Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

В поэтике, риторике он показал себя убежденным противником схоластики, сторонником естественности, жизненности. Петр I, побывавший в Киеве (июль 1706 г.), услышал его приветственное слово в Софийском соборе. Царь оценил блестящего молодого проповедника с его живой речью, откликом на современные события. Вскоре Феофан стал префектом академии, учителем философии, арифметики, геометрии, физики. После Полтавской баталии он в восторженном панегирике прославил победу Петра и его воинства. Спустя два года Феофан сопровождал царя в Прутском походе (1711 г.) в качестве проповедника. По возвращении его назначили игуменом Киево-Братского монастыря, ректором академии, профессором богословия. И в этой дисциплине Прокопович вместо ученой католической схоластики проводит принципы критического и исторического методов, применявшиеся протестантскими богословами. У него сразу же нашлись противники, обвинявшие профессора в неправославии.

Петр вызывает его в Петербург (1715 г.). Здесь он составляет и произносит проповеди, приветствия царю и др. Ему поручают псковскую епископскую кафедру. Возвышение Феофана очень обеспокоило его противников: Феофилакта Лопатинского—ректора Московской академии, Гедеона Вишневского и других, по словам Феофана, “латынщиков” , т. е. сторонников католическо-схоластического направления. Их поддержали братья Лихуды, Стефан Яворский. Донос на Прокоповича с обвинениями в отступлении от православия не убедил государя. Феофан стал епископом псковским и нарвским, а всем доносителям во главе с Яворским пришлось испытать унижение — извиняться перед Прокоповичем.

Феофан между тем, вместо того чтобы ехать во Псков, остался в столице как доверенное лицо Петра в церковных делах. Он исполняет разные поручения царя: пишет проповеди и иные сочинения, составляет указы и законы. Среди них — известный Духовный регламент (1721 г.), по которому учреждался Синод — высшее учреждение, по существу— одна из коллегий, управлявшая русской церковью. Тем самым патриаршество в России ликвидировалось. Опасность патриаршего сана, по откровенному признанию Регламента, в том, что простой народ может подумать об его носителе: “То второй государь, самодержцу равносильный или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство” . Петр, участвовавший в составлении Регламента, редактировавший его, хорошо усвоил уроки распри отца с Никоном, да и более ранние примеры противостояния государей московских с духовными пастырями.

Русскую Церковь в 18 веке поставили под неусыпный контроль светской власти через обер-прокурора Синода и его местных агентов — инквизиторов. Во всем этом Ф. Прокопович рьяно проводил идеи Петра I, став одним из убежденных идеологов российского абсолютизма. В трудах его самого и других церковных деятелей проводились идеи в духе рационализма (критика библейских текстов, житий святых с их чудесами). Устраивались диспуты со старообрядцами, в ходе которых их нередко уличали в невежестве, суеверии.

Правда, обличения раскольников мало помогали и при Петре, и после него, как и репрессии против них, слежка, доносы. То же самое происходило и с гонениями на нехристианские верования, религии, например, на юго-востоке страны, в Сибири (насильственное крещение “иноверцев” и т.д.).

Эпоха преемников Петра отмечена колебаниями в политике властей по отношению к церкви. Противники реформ более энергично, чем при покойном императоре, выступали против нововведений, их главного защитника — Ф. Прокоповича, других сподвижников Петра. Называли его то протестантом, то агентом папы римского. Выдвигали программу контрреформ, вплоть до возрождения патриаршества. Но власти придерживались, более или менее твердо, прежнего курса — на сохранение Синода как коллективного органа управления.

По-прежнему и правительство, и духовное ведомство преследовали вольнодумцев, раскольников, сектантов. В первой четверти столетия среди обнищавших слоев населения, а их было немало, находили отклик призывы Григория Талицкого, переписчика книг, не платить налоги, не слушать указы "царя-антихриста" Петра (1700 г.). А члены кружка “еретиков-иконоборцев” Дмитрия Тверитинова (обнаружен в Москве в 1713 г.) продолжали традиции Феодосия Косого и других вольнодумцев — отрицали почитание икон, креста, православную догматику, обрядность (причастие и т.д.), все церковные учреждения. Они считали, что сами верующие могут духовно поклоняться Богу без посредничества священников, без церковных атрибутов (иконы, пение и прочее).

Быстро росло число старообрядцев и их поселений в Поволжье, Беларуси, на Украине, Дону. Приобрела известность как центр старообрядчества Выговская беспоповская пустынь на севере во главе с братьями Андреем и Семеном Денисовыми. Они склонялись к компромиссу с властями. Не осуждали Петра, Синод, “никоновские нововведения” . Но не все с ними соглашались. Часть приверженцев “поморского согласия”, не признавая компромисса с властями, выделилась в особые толки (направления) — федосеевцев (по имени основателя дьячка Феодосия Васильева) и филипповцев (от стрельца Филиппа).

В ответ на карательные экспедиции властей старообрядцы сопротивлялись, прибегали к испытанному средству — самосожжению. В их рядах появляются элементы протеста, вольномыслия, например критического отношения молодежи к старым обычаям (безбрачие, запрет на курение табака и др.).

Синодальное управление церковью после кончины С. Яворского (1722 г.) по-прежнему носило коллегиальный характер. Главную роль играл в нем архиепископ новгородский Дмитрий Сеченов. Он считался первоприсутствующим в Синоде (из 7 членов). Их главной заботой было обеспечение престижа духовенства, сохранение немалых его богатств. На этой почве происходили столкновения с обер-прокурором Синода (например, князем Я. П. Шаховским при Елизавете Петровне) и другими светскими лицами.

В руках церкви к середине века числилось без малого миллион душ крестьян мужского пола. Они давали сотни тысяч рублей дохода. Ей же принадлежали богатые торгово-промысловые села — Подол (Подольск), Егорьев, Макарьев, Ковров и др. Эксплуатация монастырских крестьян приобретала нередко откровенно грабительский характер, и они все чаще поднимались на восстания. Снова и снова встает в повестку дня вопрос о секуляризации церковных владений. Ее оформили сначала указом 21 марта 1762 г. и затем, уже окончательно, 26 февраля 1764 г. Архиереи, монастыри, церкви лишились 2 млн. крестьян обоего пола; число монастырей уменьшилось, их содержание стало заботой государства. Бывшими монастырскими крестьянами стала управлять специальная Коллегия экономии, и они превратились в государственных крестьян. Их перевели на оброк, что улучшило положение тех, кто раньше сидел на барщине и вносил натуральные платежи. Увеличились доходы казны (более 600 тысяч рублей в год).

С протестом против конфискации церковных земель выступил ростовский митрополит Арсений Мацеевич. Он же требовал ликвидировать Синод и снова избирать патриарха, главу русской церкви. Митрополит совершил обряд отлучения от церкви всех покусившихся на имущество церкви, в том числе и . Синод лишил его сана, передал его дело в гражданский суд. Мацеевича отправили в ссылку, и он, как некогда Никон - патриарх, оказался в монастыре. Но и там неукротимый пастырь продолжал обличать Екатерину, ее политику, за что был вновь судим и умер в каземате Ревеля.


Светская власть делом Мацеевича показала, что она окончательно лишила церковь возможности противостоять “царству” .

Более терпимо власти стали относиться к старообрядцам, сектантам. Они ликвидировали Раскольническую контору (1763 г.) — учрежденная еще в 1725 г., она собирала налоге бород и двойную подушную подать с “ослушников” . В конце столетия старообрядцам разрешили заводить свои церкви и вести в них службу по старопечатным книгам.

Широко распространялись вероучения сектантов — христоверов, духоборов, молокан и др. Как и еретики-вольнодумцы XIV — XVI вв., они отрицали институт церкви, почитание икон и “святых” , мощей и иных реликвий, таинства. Они не признавали иерархов, священников как посредников между Богом и верующими; сам человек, по их убеждению, — “храм Божий” , обиталище святого духа.

В сектантских, как и старообрядческих, общинах развивается неравенство. Богатые их члены сколачивали крупные капиталы на торговле и предпринимательстве, эксплуатировали своих бедных сообщинников.

Положение церкви к концу столетия сильно изменилось. Секуляризация нанесла ее позициям сильный удар. Более половины из почти 950 монастырей не получили штатного содержания, перешли на положение приходских церквей или попросту закрылись. Скопились по стране, особенно в крупных городах, многие сотни безместных священников. Получение места сопровождалось поборами, вымогательствами, клеветой. А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины века, пишет о порядках в тамбовском архиерейском доме: “Всему положена была цена и установление. Желающий быть попом должен был неотменно принести архиерею десять голов сахару, кусок какой-нибудь парчи и кой-чего другого, например гданской водки или иного чего”.

Но нередко священники, особенно сельские, влачили жалкое, нищенское существование. И посему участвовали в восстаниях на стороне односельчан, например в годы Пугачевского движения.

Большинство духовенства, особенно высшего, рассматривало себя как слуг государства. В связи с этим требовали (как, например, московский митрополит Платон (Левшин), наиболее талантливый из них), чтобы священный чин был хорошо обеспечен материально, иначе его не будет уважать простой народ. Платон выступал за подготовку новых людей к духовному званию с тем, чтобы они знакомились с основами вольнодумных воззрений, в том числе материалистических. Это-де дает им возможность противостоять губительным новым учениям (“против неприятелей самых сильных и самых страшных” ).


Власти шли навстречу пожеланиям духовных лиц — предоставляли им привилегии (освобождение от телесных наказаний и др.), жаловали ордена, увеличивали земельные наделы и штатное жалованье. В ответ священники должны были исполнять некоторые полицейские функции в своих приходах. Так духовенство превращалось в привилегированное сословие.

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены – митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии – по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

Реформа Петра I

Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя. Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором. Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом - в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества - «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали». Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде. Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь. В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента - документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:

«Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его...»

Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

Святейший Правительствующий Синод

После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» - Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος - «собрание», «собор»; лат. consilium - совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Ответ патриарха был следующим:

«Мерность наша... утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом...»

Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, - Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Первым обер-прокурором Синода был назначен полковник Иван Васильевич Болтин. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Сенат дал обер-прокурору особую инструкцию, являвшуюся почти полной копией с инструкции генерал-прокурору Сената.

Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповедую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивейшаго

В результате петровской реформы Церковь полностью утратила независимость от светской власти. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». В государственных бумагах церковная власть стала именоваться наряду с другими ведомствами, такими как военным, финансовым, судебным - «Ведомством Православного Исповедания».

Александр А. Соколовский

4. Синодальный период (XVIII - XIX вв.)

В XVIII столетии начинается новый период истории Русской церкви, который, в соответствии с названием высшего органа ее управления - Святейшего Правительствующего Синода, называется синодальным.

XVIII век знаменует собой эпоху, в которой рождалась новая Россия, происходил переход к принципиально иной исторической фазе. В политическом отношении это выражалось в том, что российская сословно-представительная монархия XVI-XVII вв. превращалась в XVIII в. в монархию абсолютистскую. Перемены в социально-экономическом плане знаменовали собой развитие новых, капиталистических по своей сути отношений, сменявших феодальный экономический уклад. Эти фундаментальные обстоятельства предопределили принципиально новое качество взаимоотношений государства и Церкви.

Существенным фактором, оказавшим значительное влияние на положение Русской православной церкви в XVIII в., стало многократное увеличение территории государства. Рост ее происходил по трем направлениям: на запад, на юг и на восток. Продвижение в каждом из этих направлений ставило перед Церковью новые задачи. В состав населения западных областей, присоединенных к России, с евреями, исповедующими иудаизм, входили униаты и католики, а также протестанты. Расширение империи к югу, до берегов Черного и Азовского морей, означало приобретение степных областей, которые со второй половины XVIII в. заселялись немецкими колонистами, принадлежавшими большей частью к различным евангелическим сектам. Территориальные приобретения на востоке означали присоединение большого числа язычников и мусульман. Таким образом, в течение XVIII-XIX вв. Россия превратилась в многоконфессиональную империю, где православное население составляло лишь около половины. В этих условиях Православная церковь являлась господствующей только в силу того правового статуса, который был придан ей законами государства. В этом состояло еще одно существенное отличие от допетровского времени.

Включение в состав Российского государства новых национально-конфессиональных групп поставило перед Русской церковью вопрос об ее отношении к другим исповеданиям.

Изменилось положение Православной церкви не только в конфессиональном, но и в политическом плане. Та внутренняя связь между Церковью и государством, которая имела решающее значение для Московской Руси, в синодальное время становилась все более формальной и менее легитимной, декларированной государственными законами, но не более. Законы о веротерпимости, изданные после 1905 г., утвердившие и расширившие права лиц других исповеданий, объективно отражали процессы ослабления политических позиций Православной церкви, ее роли в жизни государства.

Наряду с названными внешними трудностями, с которыми Православной церкви пришлось столкнуться в течение синодального периода, необходимо отметить и внутренние трудности, связанные прежде всего с пастырским задачами Церкви.

Усложнение социальной ситуации в России во второй половине XIX в., рост либеральных устремлений в обществе ставили перед Церковью серьезные социальные и политические проблемы. Она подвергалась критике со стороны либеральных кругов, которые считали ее не только консервативной, но и политически реакционной силой, опорой и приспешницей государственного абсолютизма. Это, в свою очередь, приводило к росту религиозного индифферентизма. Возник многочисленный общественный слой, представители которого формально числились православными, хотя фактически не поддерживали никаких отношений с Церковью. Поэтому Церкви необходимо было приспосабливать методы пастырского окормления, помимо обычных прихожан, и к индифферентно настроенной массе.

Одним из основных недостатков церковной жизни предшествующего периода была необразованность приходского духовенства. Синодальная церковь получила в наследие от прошлого неразвитость школьного дела. Новые задачи государственного строительства потребовали от нее выхода из национально-замкнутого существования на "вселенское" поприще, прежде всего в культурно-образовательном отношении.

Таков круг основных проблем, с которыми пришлось иметь дело Православной церкви в новый период ее истории. Решение этих проблем тесно переплетено с государственными преобразованиями, начало кот-м положил Петр I.

Церковная реформа Петра I. Положение Церкви в конце XVII в. давало немалые основания ее руководству для беспокойства, так как новое правительство, пришедшее к власти после устранения в 1689 г. регентши Софьи Алексеевны и руководимое молодым царем Петром I, открыто декларировало намерения приступить к широким переменам в политико-экономической, военной и культурно-идеологической сферах жизни.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. правительство приступило к реформе церковной системы и церковной администрации. По совету приближенных царь приказал "повременить" с избранием нового патриарха. Была введена новая должность - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Поначалу Петр I довольствовался лишь временными мерами, касавшимися в основном секуляризации церковных владений, и только с 1718 г., когда победа над шведами стала несомненной, он интенсивно занялся реорганизацией государственного и церковного управления. Теперь настало время приспособить церковное руководство к государственному механизму, включив первое во второй.

Поскольку большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживало проводившихся преобразований, правительство, нуждаясь в религии как идеологической опоре и в Церкви, приспособленной к потребностям абсолютизма, нашло сторонников не в России, а на Украине. С этим связано внимание Петра I к воспитанникам Киево-Могилянской академии, не чуждым влияниям европейской культуры и образования. В 1700 г. он издал указ о вызове в Россию малороссийских священников. Среди приехавших оказались такие известные лица, как Стефан Яворский (ставший в 1700 г. Местоблюстителем Патриаршего Престола), Дмитрий Туптало (с 1702 г. - митрополит Ростовский), Филофей Лещинский (митрополит Сибирский), Феофан Прокопович (с 1718 г. - епископ Псковский) и др. В борьбе с церковными консерваторами царю удалось найти помощников именно в этой среде.

Когда мысль об отмене патриаршества у Петра окончательно созрела и настало время издать законодательный акт, который разъяснял бы и оправдывал это нововведение, единственным, кому Петр мог доверить это дело, оказался архиепископ Феофан Прокопович. Он был преданным приверженцем петровских реформ и их официальным апологетом, что проявлялось неоднократно, особенно в его трактате "Правда воли монаршей". Взгляды Феофана на взаимоотношения государства и Церкви целиком совпадали со взглядами Петра I: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу писать регламент Духовной коллегии, или Духовный регламент. Чтобы замысел царя был наилучшим образом мотивирован и защищен, Феофан написал целую книгу. По форме это было публицистическое произведение, в которое были вкраплены краткие законодательные тезисы.

Получивший 25 января 1721 г. силу закона Духовный регламент в первых своих разделах говорил о новом высшем церковном учреждении -Духовной коллегии. Много места в Регламенте уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. Регламент прямо пояснял, почему единоличное управление Церковью нежелательно государству: "простой народ", удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его"1.

Структурно Духовный регламент делится на три части. Первая представляет собой введение. Вторая - "Дела, управлению сему подлежащие" - подразделялась на: 1) "Дела общие всея Церкви" и 2) "Род дел, собственным чином потребных". Третья часть Регламента -"Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" -содержала законодательные установления в отношении духовного сословия.

В разделе первом коллегии вменялось в обязанность следить за правильным совершением богослужения и цензурой книг.

Второй раздел включал в себя, в свою очередь, три подраздела. Первый подраздел посвящен вопросам епархиального управления. В нем содержатся 15 правил об управлении и объездах епархий, об отношении к подчиненному духовенству (которое не следовало чрезмерно обременять налогами), о епархиальном суде и о надзоре за епископскими слугами. Здесь подчеркивалось, что епископы подлежат юрисдикции Святейшего Синода. Предписывалось составлять ежегодно два отчета о состоянии епархии. В сомнительных случаях следовало подробно изложить дело, предоставив его решение на усмотрение Святейшего Синода. Регламент подробно очерчивал круг дел епископов, придавая их статусу черты рачительного чиновника: надзирание за поведением духовенства, заботы о духовном просвещении и нравственном состоянии мирян, контроль хозяйства вверенных ему епархиальных монастырей и церквей. В 1721-1727 гг. Святейший Синод располагал даже штатом инквизиторов для ревизий и контроля за епархиями. Наряду с Духовным регламентом главными руководящими документами для епархиальных управлений являлись указы Святейшего Синода, которые часто издавались по повелению императора.

Второй подраздел содержал указания об учреждении епархиальных училищ. Для подготовки священников рекомендовалось открывать школы, доступные для юношей всех сословий, а не только духовного. При этом на епископа возлагалась ответственность следить за тем, чтобы выпускники семинарий имели преимущество при поставлении во

После утверждения Духовной коллегии Петр быстро понял, что духовное ведомство по своему универсальному статусу не могло быть приравнено к узкоспециализированному статусу обычной коллегии и что это унижало привычное иерархическое самосознание. Поэтому вскоре Петр откликнулся на пожелания иерархов и учредил Святейший Синод. Чтобы придать ему надлежащий статус и не допустить превращения в узкоцерковное учреждение, царь позволяет ему именоваться Правительствующим, т.е. имеющим государственные полномочия по подобию Сената.

священники или монашеском пострижении перед теми, кто не имел образования. Предписывалось также в каждой епархии открыть архиерейскую школу "для детей священнических или и прочих, в надежду священства определенных", причем на средства из доходов архиерейского дома. При этом указывался конкретный и очень высокий процент отчислений: 30% хлеба с земель церковных и 20% с монастырских и архиерейских.

Опираясь на положения Духовного регламента, епископы приступили к организации в своих епархиях духовных школ.

В течение всего XVIII столетия и даже после школьной реформы 1808-1814 гг. Духовный регламент был для Синода и епископов основой их деятельности в области духовного образования и послужил серьезным толчком к его развитию. К концу XVIII в. Россия располагала 4 духовными академиями, 46 семинариями и, сверх того, обширной сетью начальных школ в епархиях.

И наконец, еще один подраздел содержал вопросы, посвященные самой Духовной коллегии (с 1721 г. - Святейший Синод). Согласно царскому манифесту от 25 января 1721 г., Святейший Синод состоял из одиннадцати членов. К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника и асессоры из среды белого духовенства. Кроме того, здесь перечислялись обязанности членов Синода: 1) наблюдение за всем церковным управлением и церковными судами; 2) оценка проектов всякого рода улучшений; 3) цензура; 4) изучение и удостоверение чудес; 5) рассмотрение новых сектантских учений; 6) исследование неясных вопросов совести; 7) испытание кандидатов на звание епископа; 8) выполнение функций бывшего патриаршего суда; 9) надзор за использованием церковного имущества; 10) защита епископов и прочего духовенства перед мирскими судами; 11) проверка подлинности завещаний; 12) искоренение нищенства и обновление благотворительности; 13) борьба с симонией.

Далее в Регламенте следовал пункт о присяге. Весь смысл и буква ее подчеркивали чисто государственную природу данного учреждения: в присяге монарх объявлялся верховным судьей в Церкви. Кроме того, весьма существенным являлось то обстоятельство, что духовенство давало присягу на верность не церковным догматам, а только монарху и династии.

Третий раздел Регламента - "Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского". В первой части раздела говорилось о белом духовенстве: "о пресвитерах, диаконах и прочих причетниках".

Здесь предусматривались меры по сокращению численного состава духовенства, усилению сословной замкнутости и наследственного порядка замещения церковно-приходских должностей. Вторая часть - "О монахах" - касалась монастырской жизни.

Для обеспечения постоянного государственного надзора за деятельностью Синода в 1722 г. Петром была учреждена должность обер-прокурора Синода, который возглавлял аппарат наблюдения за духовенством на местах. Лица, составлявшие этот аппарат, получили официальное название инквизиторов. В компетенцию обер-прокурора входило представление императору докладов и ежегодного отчета от имени Синода, заведование синодальными учреждениями: канцелярией Синода, хозяйственным управлением, учебным комитетом, типографией и т.д. То, что обер-прокурор занимал ключевую позицию в секретариате Синода, создавало предпосылку для будущего возвышения института обер-прокуратуры.

Письмом от 30 сентября 1721 г. Петр I ходатайствовал перед патриархом Константинопольским о каноническом признании нового учреждения. Утвердительный ответ пришел через два года. В нем зарубежные патриархи официально признали Синод как равного себе "собрата". Таким образом, неканоническая церковная реформа Петра была формально легализована.

С реформами Петра I тесно связана новая постановка церковно-земельного вопроса в форме секуляризации.

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей передает всей полноте своего духовенства, верующих и православных во всем мире свою глубокую скорбь по поводу неканонических действий, предпринятых в последние дни Константинопольским Патриархатом. Особенно это касается сообщения из канцелярии Константинопольского Синода от 11 октября 2018 года. В то же время мы выражаем полную поддержку позиции, озвученной Священным Синодом Московского Патриархата на заседании 15 октября 2018 года и того заявления, которое в тот же день было принято Синодом.

Незаконные действия Константинопольской Церкви никак не могут быть оправданы канонически и представляют собой тягчайшую и опасную несправедливость по отношению к традициям Православия, возмутительное пренебрежение и равнодушие к духовному благу паствы Христовой (cf. Иоанна 10,3; 11). Высказав свое намерение установить ставропигию своей Церкви на Украине, Константинополь, таким образом, вторгся на каноническую территорию другой Поместной Церкви, что само по себе является вопиющим антиканоническим самоуправством, поскольку Синод Константинопольской Церкви не имеет на подобные действия ни власти, ни права, и мы прямо заявляем, что ни при каких обстоятельствах не признаем за подобными учреждениями юридической силы, будем отрицать законность тех, кто дерзнет объявить себя пастырями, принадлежащим к этим нецерковным организациям.

Еще более серьезным является решение Константинопольской Церкви «восстановить» канонический статус некоторых раскольников, которые за вопиющие канонические преступления справедливо были низвержены из сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви при согласии других Поместных Православных Церквей. Исходя из ложного утверждения о том, будто бы сложившаяся в давние времена прерогатива получения Константинополем прошений о посредничестве в разрешении споров и несогласий в Православных Церквах может быть приравнена к обладанию единоличной и исключительной властью, Константинополь самовольно присвоил себе несуществующие полномочия и, таким образом, оправдывает свои попытки вмешательства в дела других Поместных Церквей. Однако, согласно канонам, Константинополь не обладает такого рода канонической властью, и – в случаях подобного беззакония – искажается истинная природа концепции «первого среди равных», что прямо выступает против канонического Православия.

С целью ясного понимания верующими сложившегося положения, мы тем самым четко заявляем, что справедливое анафематствование Архиерейским Собором Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол и упорствующих в своих заблуждениях не может быть отменено и не отменяется односторонними действиями Константинополя. В очах Божиих, согласно священным канонам и учению Православной Церкви, эти люди остаются под их справедливым осуждением и считаются состоящими в расколе, то есть отпавшими от Святого Православия. Более того, мы напоминаем верующим: каноны прямо говорят нам о том, что вступающие в общение с законно низвергнутыми сами оказываются в расколе (см. Антиох, 2). Поэтому всякий, кто следует незаконным решениям Константинополя и вступает в общение с раскольниками, сам отходит от православного канонического единства и пребывает в расколе, чем подвергает смертельной опасности собственную душу.

Украинская Православная Церковь, врученная архипастырскому попечению Блаженнейшего митрополита Онуфрия и его собратьям-архипастырям, несущим поистине исповедническое служение, остается и сегодня, как и после известного Акта 1686 года, единственной канонической Церковью на этой благословенной Богом земле. Решение Константинопольской Церкви «отозвать» эту Грамоту является безосновательным и, согласно православной канонической традиции, по сути своей является невозможным. Несмотря на заявление, сделанное Священным Синодом Константинопольской Церкви 11 октября с.г., верующие могут быть вполне уверены, что историческая Грамота 1686 года остается действительным и обязательным актом, согласно которому каноническая власть Украинской Православной Церкви и Московского Патриархата остается неизменной, какими бы ни были намерения сегодняшних властей на Фанаре.

В ситуации, когда самой природе канонического Православия наносятся тяжелейшие оскорбления, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей не имеет иного выбора, как с глубокой скорбью, но и с полной убежденностью объявить о своем согласии с решением Священного Синода Московского Патриархата, которым признается невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольской Церковью на любом уровне до тех пор, пока эта древняя и некогда славная Церковь-Сестра не принесет покаяния, не откажется от введения ложного и чуждого Православию учения о некоем первенстве и всеобъемлющей власти – Ей, будто бы, принадлежащих, – не возвратится к Православной вере и не прекратит свои беззаконния.

Таким образом, мы извещаем наше духовенство и верующих о том, что евхаристическое общение с Константинополем в настоящее время невозможно – как для архиереев и духовенства, так и для мирян. Пока нынешняя ситуация будет оставаться неизменной, духовенство нашей Церкви не может служить в любом приходе Константинопольской Церкви либо приглашать священнослужителей этой Церкви сослужить в наших храмах. Также мирянам не дозволяется причащаться Святых Христовых Таин в храмах Константинопольского Патриархата. Сообщаем также, что Русская Зарубежная Церковь не будет принимать участие ни в каких богословских церковных собраниях, а также в диалогах, включая региональные Ассамблеи канонических епископов, которые возглавляют (или сопредседателями которых являются) архиереи и священнослужители Константинопольской Церкви.

Призываем всех верующих усилить свои молитвы за мир церковный, который сегодня так старательно ввергается в искушения и подвергается испытаниям беззаконными действиями со стороны самых разных нео-экклезиологических и ложных учений, и, при этом, не ослабевать сердцем, веруя, что Премудрость Божия побеждает всякую ложь, если мы храним верность тому, что истинно и священно. Мы просим Предстоятелей Поместных Православных Церквей задуматься о нынешних обстоятельствах и во благовремении собраться вместе, чтобы достичь подлинного, канонического решения назревших вопросов.

Верим и надеемся, что Господь наш Иисус Христос, Который не оставляет чад Своих и смиряет гордыню человеческую безграничной любовью к Божественной Истине, укрепит Блаженнейшего митрополита Онуфрия, всех архиереев, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви, а также и всех православных верующих всех языков и стран мира.



Поделиться: