Школьная научно-практическая конференция. Темы проектов XIII научно-практической конференции "Путь в науку"

«Говорят, что чудес не бывает!

Не волшебники мы - только учимся!

Но уже твёрдо верим и знаем -

Будь учёным - и чудо получится!»

28 марта в МКОУ гимназии торжественно открылась I городская научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку» .

Цель Конференции: создание условий для стимулирования у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомлению с научной картиной мира путём совершенствования и развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Задачи Конференции:

  • выявление способных и одарённых учащихся младшего школьного возраста в различных образовательных областях;
  • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности как к средству формирования универсальных учебных действий младших школьников;
  • адаптация учащихся к публичным выступлениям;
  • демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся и педагогов, опыта работы образовательных учреждений города Слободского по организации учебной, научно-исследовательской, проектной деятельности;

В конференции приняли участие 62 учащихся из 4 образовательных организаций : МКОУ СОШ №14, МКОУ СОШ №7, МКОУ Лицей №9, МКОУ гимназия. Самая многочисленная делегация - это представители гимназии (47 учащихся 1-4 классов).

В ходе работы конференции работало 8 секций, работы учащихся оценивали 16 членов жюри. Большое спасибо педагогам начальных классов и Чистоусовой Т.В. за подготовку участников конференции. Слова благодарности хочется выразить родителям участников, которые понимают важность первого исследовательского опыта, помогают своим детям.

Знакомьтесь, наши победители и призёры!


Номинация «Биология, география, здоровый образ жизни 3-4 классы»

Победители:

  • Будина Анна, 3А класс, тема: «Сок под микроскопом»
  • Балак Павел, 4б класс, тема: «Царский напиток»

Призёр:

  • Голышева Валерия, 3Б класс, тема: «Варенье из кабачка»

Номинация «Языкознание, литературоведение, история, краеведение»

Победители:

  • Чистоусова Лидия, 1Б класс, тема: «Человек - пароход»
  • Якимов Илья, 3А класс, тема: «Броня крепка и танки наши быстры»

Призёры :

  • Цветов Михаил, 1Б класс, тема: «Т-34»
  • Ибрагимова Ирада, Ситникова Анна, Бердникова София, 3а класс, тема: «Fanny English» - учебник своими руками

Номинация «Биология, география 1-2 классы»


Победитель:

  • Валова Александра, 2Б класс, тема: «Цветик - семицветик»

Призёры:

  • Селезнева Арина, 1А класс, тема: «Цветы - небывалой красоты»
  • Якимов Вячеслав, 2Б класс, тема: «Жилища народов мира»

Номинация «Химия, физика, техника»

Победители:

  • Смердова Екатерина, 1Б класс, тема: «Калейдоскоп»
  • Чудиновских Владислав, 2Б класс, тема: «Мир танков»
  • Суходоева Анастасия, 3А класс, тема: «Фокусы - это волшебство или ловкость рук? »

Призёры:

  • Сюткина Арина, 1А класс, тема: «Выращивание кристаллов в домашних условиях»
  • Князева Ирина, 2А класс, тема: «Ледяные узоры»
  • Рысев Дмитрий, 2Б класс, тема: «Волшебная сила соли»
  • Шевченко Янина, 2Б класс, тема: «Радужная улыбка природы у меня в гостях»
  • Кайсин Александр, 3А класс, тема: «Световой меч или путь к совершенству»

Номинация «Декоративно - прикладное искусство»


Победители:

  • Князева Ксения, 1Бкласс, тема: «Пластилиновое чудо»
  • Зязева Дарья, 2Б класс, тема: «Магия свечи»

Призёры:

  • Липатникова Виктория, 1А класс, тема: «Бисерное дерево»
  • Владимиров Александр, 1Б класс, тема: «Оригами»
  • Баталова София, 3А класс, тема: «Подарок любимой бабушке»

Номинация «Здоровый образ жизни 1 классы»

Призёры:

  • Полудницына Мария, 1Б класс, тема: «Шоколад - вред или польза»
  • Лимонов Артём, 1Б класс, тема: «Кока - кола»

Номинация «Здоровый образ жизни 1 - 2 классы»


Победители:

  • Симонова Елизавета, 1Бкласс, тема: «Пейте дети молоко»
  • Морданова Ирина, 1Б класс, тема: «Есть ли место девчонкам в хоккее?»

Призёры:

  • Трапезникова Виктория, 1Бкласс, тема: «На ледянке быстро с горки…»
  • Кузнецова Анастасия, 2А класс, тема: «Путешествие трех поросят и волка»

Номинация «Экология и охрана природы»

Победитель:

  • Дудин Владимир, 3а класс, тема: «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»

Призёры:

  • Мохова Анна, 1Б класс, тема: «Снег»
  • Едигарев Денис, 1Б класс, тема: «Спасти дерево может каждый»

Т.А. Колесникова, председатель оргкомитета конференции


Отзыв о конференции.

28 марта 2015 года в городе Слободском в МКОУ гимназии прошла Первая городская научно- практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку». Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования. На конференции были представлены ученики начальных классов из всех учебных заведений города, и много было родителей участников проектов. Темы проектов были распределены по следующим номинациям: начиная от историко-краеведческой, предметной, экологической, кончая декоративно-прикладной.

Начало конференции прошло в торжественной обстановке. В актовом зале в доброжелательной обстановке началось поздравление участников и знакомство их с творчеством знаменитых людей, которые внесли в развитие нашей науки неоценимый вклад. Затем участники разошлись по секциям. Интересно то, что на конференции дети представили различные проекты: монопроекты - проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные - проекты, темы которых охватывали несколько учебных предметов, и свободные - то есть тема проекта выходила за рамки школьного обучения. Проекты были индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными - выполняемыми в паре, групповыми или коллективными.

Мы увидели целый набор проектов. Руководители групп работали чётко, последовательно, поэтому успели многое сделать. Материалы выполненных проектов, а также полученные за проекты грамоты и дипломы пополнят портфолио личных достижений учащихся, что значительно поможет им в дальнейшем. Яркий и интересный проект, оформленный по всем правилам, намного лучше любой письменной характеристики-рекомендации дает представление об уровне компетентности учащегося, его талантах и умении самостоятельно мыслить. Поэтому хочется поблагодарить учителей МКОУ гимназии за то, что они учат новому не только детей, но и родителей, которые сами не всегда понимают, что требуют от их детей. Хочется надеяться на совместную деятельность с учителями гимназии.

Ощепкова Н.В., у читель МКОУ СОШ № 14










1 слайд

Добрый день! Я – ученица 4-Б класса Погодина Евгения. В этом году работала над исследовательской работой «Соль: вред или польза?»

2 слайд

Проблема в том, что говорят: «Соль-это яд».

Гипотеза : действительно ли соль оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека.

3 слайд

Цель : Определить пользу или вред оказывает соль на организм человека и на окружающие нас предметы.

Задачи:

- изучить литературу по теоретическим вопросам темы исследования;

- доказать отрицательное влияние соли на организм человека через исследование;

- время работы над проектом: 1 месяц

4 слайд

Что такое соль?

Из чего она состоит?

Оказывает ли влияние на организм?

Если «да», то какое?

Вот такие вопросы я задала себе (рукой показывает на слайд).

В ходе работы над проектом я познакомилась и с историей соли, и с интересными фактами о ней. Встречала и в народном творчестве. Своим одноклассникам об этом я уже рассказывала. Если кому то из вас будет интересно, вы можете взять мою работу и почитать, или пригласить на классный час меня. Я вам расскажу много интересного.

5 слайд

Сейчас мне бы хотелось остановиться на исследовательской части моей работы.

Я узнала, что соль – это химический элемент. Но, мне еще трудно понять, какой именно. Ведь это мы будем учить в старших классах. По - этому я решила выяснить, сколько соли необходимо организму. Одни утверждают, что соль выводится из организма через поры и мочу ее необходимо пополнять. Другие считают, что организм сам знает, сколько соли ему необходимо и он (организм) сам регулирует ее количество в организме.

Почитав книги, я пришла к выводу, что количество соли в организме необходимо восполнять. Для этого достаточно потреблять в пищу всего 5 грамм соли каждый день.

6 слайд

Я не знаю, соль – это польза, или вред? Решила узнать!

Почитав литературу, пришла к выводу: соль приносит организму пользу, но только в том количестве, которое необходимо (5 гр), если больше, то организму наносится серьезный вред. Например, у человека начинают болеть суставы, развивается ревматизм. Заболевание суставов. Или из-за недостатка соли может страдать щитовидная железа.

(на слайде: картинки – польза и вред)

7 слайд

(на слайде – картинки: применение соли)

В ходе работы я узнала, где применяется соль (укрепление ногтей, устранение отека ног, помогает при болезнях горла и т. д.) Если кто то заинтересуется, всю информацию вы сможете найти в моей работе.

8 слайд

И, наконец, самая интересная, практическая часть.

Узнав о вреде соли, я поняла, для чего люди ухаживают за своей обувью: регулярно ее моют, тщательно просушивают, натирают водоотталкивающими кремами. И, вместе с тем, мне стало интересно самой увидеть, что случится, если этого не делать.

Я решила понаблюдать влияние соли на кожу, металл и растения .

(на слайде – 3 фото – начало эксперимента)

9 слайд

Для эксперимента мне понадобились кусочек кожи, металлическая шпилька, комнатное растение, вода и соль.

-Приготовили соляной раствор (растворили большое количество соли в воде);

-Поместили металлическую шпильку и кожаную обувь в соляной раствор;

-Цветок поливали соляным раствором;

-Результаты наблюдений фотографировали.

(на слайде – 3 фото – середина эксперимента)

10 слайд

1.Кусочек кожи поместила в емкость с соляным раствором. Он постепенно пропитался соленой водой. Уже на второй день образовались кристаллы соли. Сама кожа стала жесткой. Кожу достала из емкости, высушила. Кожа затвердела еще больше. Соляная корка была хрупкой, а под ней кожа приобрела белесый цвет. Белый налет не счищался - соль глубоко въелась в кожу. Кожа утратила свою эластичность и при этом стала очень хрупкой.

Вывод: Вот тогда я поняла, что соль, действительно, разрушительно действует на наши кожаные вещи (обувь) и ухаживать за ней очень важно!

11 слайд

2.Металлическая шпилька . Металлическую шпильку погрузили в соляной раствор. Уже на второй день шпилька начала ржаветь и появились кристаллы соли, которые нарастали с каждым днем. Цвет воды изменился. Вода приобрела желтый оттенок.

Вывод можно сделать следующий, что соль на металлические предметы действует негативно, она ускоряет процесс ржавления металлических предметов, что приводит к их разрушению.

3. Цветок . Приготовили две плошки с цветами. Один цветок мы поливали обычной водой,а другой-водой с солью. Цветок, который поливали обычной водой продолжал расти, а тот, который поливали соляным раствором стал гибнуть.

Вывод - соль для растения губительна. Накапливаясь в почве, она постепенно губит растения.

(на слайде – 3 фото – окончание эксперимента)

12 слайд

(на слайде)Вывод: нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании.

В конце работы я хочу обратиться к поставленным в начале исследования задачам:

- изучая исторические факты, я узнала много интересного о соли: насколько ценным был этот минерал (даже ценнее золота), на который мы сегодня почти не обращаем внимания;

- область применения соли очень широка - это и повседневная жизнь человека, и кулинария, и медицина;

- соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;

- несмотря на пользу и важность, соль может быть очень опасной и причинять большой вред окружающей среде и здоровью человека.

Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования я достигла. Очевидно, что нельзя недооценивать важность и необходимость соли в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании. Я думаю, что практически любой полезный и нужный продукт может стать опасным для человека и природы при неразумном его использовании.

13 слайд.

Спасибо за внимание! Если у вас есть вопросы по озвученной, я постараюсь на них ответить.

Районная научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку» группа «Юниор»

РФ Забайкальский край Приаргунский район

Секция: начальная школа

Тема:

ученица 3 класса.

Руководитель: Козлова Любовь Валентиновна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Досатуйская средняя

общеобразовательная школа

п. Досатуй, 2016 год

Содержание

Краткая аннотация 3

Аннотация 4

План исследований 5-6

Научная статья

    Введение 7

    Основная часть

    1. Виды оптических иллюзий 8-9

      Строение глаза человека 10

      Экспериментальные исследования восприятия иллюзий 10-11

      Применение иллюзий 12

      Создание фотографий с оптическими иллюзиями 13

III . Заключение 14

Список литературы 15

Приложения 16

Можно ли доверять своим глазам?

МБОУ Досатуйская СОШ

Краткая аннотация

Данная исследовательская работа предполагает объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью. Узнать что такое оптические иллюзии и их виды. Познакомится со строением глаза и применением оптических иллюзий. Провести экспериментальные исследования восприятия иллюзий среди учащихся 3-4 классов. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым. Также были созданы свои фотографии с оптическими иллюзиями.

Можно ли доверять своим глазам?

Бугаева Алина, ученица 3 класса

МБОУ Досатуйская СОШ

Приаргунского района Забайкальского края

Аннотация

Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни, поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо знать каждому человеку.

Тема исследовательской работы: Можно ли доверять своим глазам?

Цель исследования: объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и их действительностью.

Задачи : подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения и применении; провести исследование, на предмет объективности восприятия объекта учащимися моего класса; попытаться создать фотографии с оптическими иллюзиями

Гипотеза исследования: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

Методы

2. Эксперименты и опыты.

3. Анализ полученных данных.

Объект исследования – оптические иллюзии.

Предмет исследования

Выводы: С помощью данной работы я рассмотрела разные виды оптических иллюзий, провела эксперимент на восприятие иллюзий школьниками и смогла ответить на вопрос: «Можно ли доверять своим глазам?». Оказывается, не всегда можно верить своим глазам, но зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально.

Можно ли доверять своим глазам?

Бугаева Алина, ученица 3 класса

МБОУ Досатуйская СОШ

Приаргунского района Забайкальского края

План исследований

Тема : Можно ли доверять своим глазам?

Актуальность: данная работа знакомит с миром иллюзий так, как он многогранен и человечество ищет новые и новые способы расширить наши представления об этом необычном явлении. Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий воздействия на человека необходимо каждому из нас.

Гипотеза исследования: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

Методы :1.Теоретический: изучение литературы по теме, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.

2. Эксперименты и опыты.

3. Анализ полученных данных.

Этапы исследования.

Начальный этап: знакомство с видами иллюзий из книг и интернет ресурсов.

Основой этап: рассмотреть особенности зрительного аппарата, благодаря которому возникают оптические иллюзии , провести экспериментальные исследования восприятия иллюзий среди учащихся 3-4 классов.

Заключительный этап: письменное оформление материалов и представление результатов исследования.

Использованные источники:

    А. Ликум «Все обо всем». Энциклопедия для детей.-Москва, Компания «Ключ-С», 1994

    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». Москва, «АЗЪ», 1993

    Что такое? Кто такой? Москва, «Педагогика», 1990

    Я познаю мир. Детская энциклопедия «Тайны человека», «АСТ», 2001

    Я познаю мир. Детская энциклопедия «Физика», «АСТ», 1996

Интернет-источники:

    Оптические иллюзии Дональда Раста (Donald Rust)

    Optical Illusions by Octavio Ocampo

    (Эшер)

    http :// www . psychologicals . ru / Zritelnoe _ vosprijatie / index . html

    («Невозможный мир»)

    («Оптические иллюзии, обманы зрения и феномены: двойственные образы»)

Можно ли доверять своим глазам?

Бугаева Алина, ученица 3 класса

МБОУ Досатуйская СОШ

Приаргунского района Забайкальского края

Научная статья

I . Введение

Однажды по телевизору я увидела рисунки на асфальте с 3 D изображением, глядя на которые кажется, что они настоящие. Узнав в Интернете об этом виде искусства, я прочитала: рисунки 3 D подтверждение тому, что мир иллюзий многогранен. Меня заинтересовал вопрос «Что же такое мир иллюзий Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд . Так стоит ли верить всему, что мы видим? Поэтому я решила провести исследование «Можно ли доверять своим глазам».

Цель , которую я перед собой поставила в исследовании, объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.

Задачи , которые необходимо решить для реализации цели:

Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения и применении.

Провести исследование, на предмет объективности восприятия объекта учащимися моего класса

Попытаться создать фотографии с оптическими иллюзиями

Гипотеза исследования: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

В своей работе я использовала следующие методы :

1.Теоретический: изучение литературы по теме, поиск информации в сети Интернет, наблюдение.

2. Эксперименты и опыты.

3. Анализ полученных данных.

Объект исследования – оптические иллюзии.

Предмет исследования – несоответствие между видимыми предметами и действительностью.

II . Основная часть

2.1. Виды оптических иллюзий

Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в Интернет - сети, я выяснила, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзия с давних времен означает некие сбои в работе зрительной системы. ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ - это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман.

Оптические иллюзии делятся на три вида:

· естественные, или созданные природой;

· искусственные, или придуманные человеком;

· смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.

Естественные оптические иллюзии

Миражи

Мираж – это игра световых лучей. Слово «мираж» происходит от

французского слова и обозначает «отражать, как в зеркале», в роли «зеркала» выступает… воздух. Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. (Приложение № 1 рис.1)

Фа́та - морга́на - редкое сложное оптическое явление в воздухе, состоящее из нескольких форм миражей. Тысячи туристов и жителей китайского города Пенглай в 2006 году стали свидетелями редкого явления - огромного миража. (Приложение № 1 рис.2) Туман, нависавший над берегом, создал иллюзию изображения современного города. Мираж длился несколько часов, а до его появления 2 дня шли проливные дожди.

Искусственные оптические иллюзии

Иллюзия восприятия размера

Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки. (Приложение № 1 рис.3)

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

Искажение формы предметов

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий. (Приложение № 1 рис.4)

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных, на этом фоне предметов.

Движущиеся иллюзии

Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. (Приложение № 1 рис.5)

Иллюзия восприятия цвета

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Изменяется ли цвет рисунка к центру? (Приложение № 1 рис.6) Но и здесь иллюзиям удалось меня обмануть. Ошибка возникла из-за яркости центра рисунка . Свет от ярко освещенных участков как бы перетекает на темные участки .

В решетке Геринга на пересечении белых полос, за исключением того пересечения, на котором я фиксировала взгляд, были видны маленькие серые пятна. (Приложение № 1 рис.7) Получается, можно увидеть то, чего нет!?

Ведущую роль в иллюзии движения играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает. Оказывается: пожилые люди чаще, чем молодые не видят движение.

Двойственные изображения

Двойственные изображения - это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки. (Приложение № 1 рис.8)

Изображения – перевёртыши

Как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются. (Приложение № 1 рис.9)

Невозможные фигуры и объекты

Существует огромный класс так называемых «невозможных фигур», ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками, в результате чего возникают забавные визуальные эффекты. (Приложение № 1 рис.10)

Смешанные иллюзии

Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот «обман» создается человеком. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно! (Приложение № 1 рис.11,12)

2.2. Строение глаза человека

Для того чтобы объяснить все эти виды иллюзий необходимо знать строение глаза. (Приложение № 2 рис.1)

Рассмотрим, как устроено наше зрение. Луч света, отражаясь от какого-нибудь предмета, попадает на роговицу и проходит через зрачок. За зрачком располагается хрусталик, похожий на прозрачную линзу, который преломляет свет и фокусирует его на сетчатке. Дальше зрительный нерв передает сигнал в головной мозг и человек видит изображение . Поступив в центральную нервную систему (мозг), оптическое изображение трансформируется с элементами смещений и искажений размеров и др. При этом одинаковые размеры воспринимаются как разные и наоборот, разные размеры на глаз оцениваются как одинаковые. Это значит, зрение контролирует не только глаз, но и мозг.

В связи с этим выделяются одни из основных причин иллюзии: особенности строения глаза и ошибки нашего мозга.

2.3. Экспериментальные исследования восприятия иллюзий

Рассмотрев примеры иллюзий, я решила опытным путём проверить, что видят ребята на картинках. Для эксперимента я отобрала картинки разных видов иллюзий, в классе я попросила детей ответить на мои вопросы. В эксперименте приняли участие 20 человек 3 и 4 классов.

Вот что я получила:

    Посчитайте черные точки

Нет чёрных точек, только белые

5 чел.

4 чел.

11чел.

25 %

20 %

55%

2.Двигаются ли точки в центре?

Да

Нет

13 чел.

7 чел.

65%

35%


3.Сколько ног у слона?


4 ноги

5 ног

6 ног

8 ног

6 чел.

2 чел.

3 чел.

9 чел.

30 %

10 %

15%

45%

3.Движутся ли круги?

Во вторник, 17 марта, вся начальная школа была взбудоражена. Ведь у нас началась научно-практическая конференция. Темы всех 9 выступающих были известны всем еще пару месяцев назад и от этого было еще более интригующе. Если посмотреть на заявленные темы, то будет понятно, что время отведенное для конференции, два часа. пролетели очень быстро. Кто-то придя на эту конференцию в роли зрителя пришел поддержать своих друзей и одноклассников; кто-то пришел послушать и посмотреть на итог работы по какой-то определенной, ранее заинтересовавшей его теме; кто-то пришел разделить успех с победителем. Мотивы разные, но цель всех собравших была одна.


Очень хорошо, что жеребьевка на выступление между юными исследователями была проведена заранее, за неделю, и все точно знали, когда их "звездный час". Это позволило выступающим не только готовиться к своему выступлению, но и других послушать. Ведь в конце конференции все зрители и участники должны были проголосовать за лучшее выступление, чтоб определить приз зрительных симпатий.

Знакомьтесь с нашими исследователями:


Итак, жюри готово к работе, напутственное слово сказано - вперед!

Первым выступал Гоша Р. с темой "Многоликая плесень". Тема была раскрыта так подробно и интересно, что после выступления у зрителей было много вопросов. Многие ребята не знали, что плесень можно использовать и во благо человека. Гоша достойно ответил на все вопросы.










Вторым участником была ученица 1 класса Ануш М. с темой "Национальные кулинарные традиции Армении. Сладость Гата". Выступление Ануш ни кого не оставило равнодушным. Выйдя на сцену в национальном армянском костюме, она привела аргументы в выборе темы, и кратко представила Армению, как страну, которую не возможно не любить. А затем показала нам свой видеоролик, на котором был показан весь процесс приготовления Гаты, причем замешивала тесто, формировала, выпекала - все сама Ануш. После ролика на сцене появился нарядный стол с большим блюдом наполненным до верху аппетитной, ароматной Гаты. На завтраке, после конференции, Ануш всех угостила - было очень вкусно!










Ученица 3 класса Серафима Г. представила работу "Солнечный камень янтарь". Все знакомы с янтарем, но не многие знали, откуда он появляется, какие виды янтаря существуют, какую пользу приносит этот камень и где применяется. После выступления Серафимы теперь мы знаем, как отличить натуральный янтарь от искусственного.










Выступления Алексея Б. , ученика 2 класса, почти все мальчишки ждали с нетерпением. Ведь эта тема интересна всем мальчишкам и даже некоторым девчонкам - "Жизнь на Луне. Возможно ли это?". Начал свое выступление Алексей с того, что показал всем итоги анкетирования с целью выяснения первоначальных знаний о Луне. Затем он остановился на характеристиках Луны - размер, расположение, скорость. На следующем этапе мы услышали о полетах на Луну - кто, когда, сколько, на чем, интересные факты. Подойдя к главному вопросу исследования "Возможна ли жизнь на Луне?"- Алексей перечислил те показатели, которые важны для человека. Температура, атмосфера, гравитация, вода в жидком состоянии, почва.
Алексей пришел к выводу, что жизнь человека на Луне возможна! Для этого надо создать следующие условия: строительство баз, скафандры, луноходы, выращивание растений Арабидопсис в специальных контейнерах, выделяем воду и кислород из лунного грунта.
Также Алексей представил рисунок аппарата, который помогает выделять воду и кислород из риголита.
Вопросов Алексей получил большое количество, но особенно запомнился один - "Ты сам хочешь полететь на Луну?". Ответ вызвал улыбку на лицах всех зрителей и участников конференции - "Я бы хотел полететь на Луну, но "леворуких" в космонавты не берут!".











Темой следующего выступления была "Обыкновенное чудо. Соль". Представила ее ученица 3 класса Дарья Ю. Дарья изучила исторические сведения о соли, состав и свойства, провела анкетирование, вырастила дома самостоятельно кристаллы соли, представила информацию о вреде и пользе соли для организма человека.





Наконц настал черед выступления нашей Эрики. Она представила работу "Вкусовые пристрастия". В этой работе Эрика пыталась разобраться, почему у людей разные вкусовые пристрастия, разбиралась со вкусовыми пристрастиями учеников начальной школы, что делать, чтоб со школьной столовой все уходили сытыми. Итогом работы было составление меню на обед и праздничное меню для учеников начальной школы с учетом вкусовых предпочтений, пользы, а также индивидуальное меню для нашей Иришки, т.к. она практически не ест мяса. Больше всего, как призналась по секрету Эрика, она боялась вопросов из зала. Но и с этим она справилась отлично! Поздравляем Эрику с достойным выступлением!













Яна И. представила свое исследование на тему "Йога". Выбор такой темы не случаен, т.к. вся семья Яны практикует занятия йогой. Яна не только рассказала о пользе йоги, но и познакомила нас с разновидностью йоги - йога в гамаке на растяжку и балансировку. Даже не верилось, что Яна может выделывать такие трюки на гамаке! В своем классе Яна провела эксперимент проведя упражнение "Поза трупа" на расслабление. Практикующие йогу умеют расслабляться и при выполнении этого упражнения могут лежать часами, не шевелясь. В классе ребята, принявшие участие в этом эксперименте, не могли пролежать дольше 3-4 минут. После видео сюжета, в зале был леск рук - многих заинтересовал сам гамак (можно ли повесить дома, сколько кг выдерживает, не страшно ли).
Последнее выступление девочек 2 класса было посвящено очень вкусной, любимой всеми теме "Продукт счастья. Шоколад". Софья, Маша и Алиса рассказали нам обо всех этапах своего исследования, о пользе горького и темного шоколада, о производстве лакомства. В ходе исследования, месяц назад, в столовой эти девочки проводили дегустацию "Шоколадное фондю" с фруктами - от желающих не было отбоя. Даже педагоги многие не устояли и приняли участие в дегустации!
Во так интересно и плодотворно прошла наша 2-я научно-практическая исследовательская конференция для учеников начальной школы!

В статье рассматривается ход подготовки работы, указаны: положительные, отрицательные моменты,требования к написанию работы, критерий оценки,структура работы, примерные аспекты содержания, оформления работы и модели защиты.

Статья: «Школьная научно-практическая конференция»

Дорошина Т. И. ГБОУ СОШ 78

В нашей школе ежегодно проводится научно — практическая конференция, в которой принимают участие учащиеся 7-11 классов. Всё более популярной среди наших учеников становится научно-исследовательская работа, вытекающая в подготовку проекта. Уникальность проектной работы с использованием ИКТ заключается в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, развивая свой творческий потенциал. Проектная деятельность повышает мотивацию в изучении английского языка, способствует приобретению опыта выступления перед аудиторией и повышает самооценку учащихся. Проектная деятельность способствует модернизации образования, развивает межпредметные связи, формирует коммуникативную и информационную компетенции и повышает эффективность обучения английскому языку в связи с повышением мотивации к обучению через совершенствование технологий обучения. Тема проекта должна быть интересной для учащихся и соответствовать возрасту ребёнка. Выбор темы проводится в октябре, практически каждый учитель нашего методического объединения курирует подготовку учащихся к научно- практической конференции. Все выбранные темы на заседании методического объединения обсуждаются и работа может строиться по следующему плану:

Предъявление темы проекта и основного вопроса, на который должны ответить ученики в ходе вьшолнения своей работы.

Самостоятельная или групповая (если необходимо) исследовательская и творческая работа учащихся с обязательными консультациями учителя в течение всего периода

подготовки.

Оформление проекта.

Защита проекта.

По итогам школьной конференции учащиеся 9б класса были направлены на районную НПК. При подведении школьной НПК методическим советом школы были отмечены положительные моменты: желание учащихся принимать участие в исследовательской деятельности, возможность соревновательного процесса, достаточно глубокое содержание работ. Среди положительных моментов можно отметить повышение качества научно- исследовательских работ. В 2010 году ученица нашей школы заняла 3 место на районной научно- практической конференции.

Говоря о проблемах работы в этом направлении, следует сказать:

1.О более внимательном отношении к ученику по вопросам курирования работы со

научного руководителя проекта.

2.Привлекать всех педагогов МО к подготовке учащихся для участия в НПК.

3.При проведении защиты проектов делать акцент на однотипности проектов по назначению (творческие, ролевые, исследовательские, информационные).

4.Поощрять работу учителей, которые готовили учащихся к НПК.

Необходимо остановиться и на проблемах,которые возникают у учащихся при подготовке работы к научно- практической конференции:

1.Часто исследование носит поверхностный характер, обычно в форме опроса общественного мнения.

2.Не всегда понятна практическая значимость работы.

З.Отсутствие личностной позиции, просто изложение фактов.

4.Мало внимания уделено теоретической части т.е. изучению соответствующей

литературы, соответственно объём данной части не соответствует требованиям работы.

  1. Есть проблемы при оформлении работы.

Данные проблемы были выявлены в течение 5 школьных НПК. На первой консультации учитель — куратор и ученик(и) обсуждают тему исследовательской работы для выступления на предстоящей научно- практической конференции. Тему исследования выбирает ученик(и). Обычно готовят работу 2 или 3 ученика. Темы, которые выбирают наши учащиеся показывают их интересы и увлечения. Наши исследователи выбирают темы, которые актуальны в современном мире.

Требования к написанию работы.

Формы научно-исследовательских работ учащихся.

На конференцию представляются работы следующих видов:

Реферативные:

а) информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы и исследование ее;

б) проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данные и формулировки собственного взгляда на проблему;

в) реферативно-экспериментальные, в основе которого лежит эксперимент, методика и результаты которого уже известны науке; возможна интерпретация самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента;

Описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; отличительной особенностью данных работ является отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдаемого объекта;

Исследовательские работы;

Экспериментально-исследовательские работы.

Критерии оценки работ на НПК

  1. Соответствие работы заявленной теме
  2. Логика изложения, композиция работы
  3. Научный подход, наличие исследовательского компонента
  4. Наличие самостоятельных выводов и личного отношения к заявленной в работе проблеме, аргументированность высказанных суждений
  5. Глубина раскрытия темы
  6. Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;
  7. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;
  8. Умения выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;
  9. Присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
  10. Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля автора реферата;
  11. Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.)

Структура работы.

  1. План с указанием глав страниц
  2. Обоснование темы
  3. Теоретические основы темы
  4. Изложение основного вопроса
  5. Выводы и обобщения
  6. Практическое значение работы
  7. Список используемой литературы (не менее 5 источников)
  8. Приложение (документы), иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Примерные аспекты содержания работы

  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем; - Новые современные подходы к решению проблемы;

Наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке, желание в них разобраться;

Противоположность бытовых представлений и научных данные о заинтересовавшем;

Личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной

  1. Основная часть:

Изложение объективных сведений по теме работы; - критический обзор источников;

Собственные сведения, версии, оценки.

  1. Заключение:

Основные выводы;

Результаты и личная значимость проделанной работы; - перспективы продолжения работы над темой.

Оформление работы

  1. Оформление титvльного листа:

Название образовательного учреждения

Вид работы

Сведения о научном руководителе и научном консультанте - год и место написания работы.

  1. Оформление ссылок на источники:

Постраничный вариант: в верхней части страницы (под основным текстом), под соответствующим номером сноски, указываются выходные данные источника, номер тома, страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы, после приведённой цитаты, в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку и страницы.

  1. Оформление списка литературы:

Название книги;

Место издания;

Год издания.

  1. Объём реферата:

20 страниц машинописного текста (формат А-4)

  1. Критерии отбора:

Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;

Умения выявлять несовпадения в различиях позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выбранным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.п.)

Сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты и т.д.).

Модели защиты работы (7-10 мин)

  1. «Классическая» — устное выступление, сосредоточенное на принципиальных вопросах:

Тема исследования и её актуальность;

Круг использованных источников и основные подходы к проблеме;

Новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новы подходы решению проблемы); - основные вьпiоды по работе.

  1. «Индивидуальная» — старшеклассник раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

Обоснование выбора темы;

Способы работы;

Оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

Личная значимость проделанной работы;

Перспективы продолжения работы (исследования).

  1. «Творческая» — защита предполагает:

Оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме, их комментарии;

Демонстрация слайдов и видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;

Яркое оригинальное представление фрагмента основной части



Поделиться: