"Бордельные фрески" древних Помпей с телами XXI века. Фрески помпей, античная живопись Эротические фрески древнего рима

В наше время хорошо известно, что древние римляне отличались весьма либеральными взглядами на сексуальность. Однако, когда в середине XVIII века были обнаружены древнеримские города Помпеи и Геркуланум, погребенные под слоем вулканического пепла Везувия, общественность оказалась не совсем готова обнаружить также и пикантные подробности древнеримского общества, а именно - повальное увлечение эротикой.

В Помпеях процветала обширная секс-индустрия с десятками борделей, стены которых были покрыты эротическими фресками. Художественное изображение секса нередко встречалось и на стенах спален в богатых частных домах.

На шее жители Помпей носили амулеты фаллической формы, чтобы отгонять злых духов. А дома почти у каждого из них хранилась небольшая коллекция предметов искусства сексуальной тематики.

В хозяйстве часто использовались масляные лампы и другие бытовые предметы фаллической формы.

А самой скандальной находкой оказалась статуя греческого бога Пана - наполовину человека, наполовину козла, - совокупляющегося с козой.

Демонстрация всех этих откровенных сексуальных материалов вызвала немало смущения и неловкости среди общественности XVIII века, поэтому непристойные древности поспешили скорее спрятать от глаз публики, заперев в секретном кабинете.

Секретный кабинет, или gabinetto segreto, изначально располагался в Музее Геркуланума в Портичи. Доступ в него осуществлялся исключительно по специальному письменному разрешению короля. Но, как известно, запреты только подогревают интерес, поэтому изображения фресок и копии попавших под запрет экспонатов производились внутри кабинета и распространялись среди французской элиты.

После переноса из Портичи в Национальный археологический музей Неаполя коллекция ненадолго стала доступна публике безо всяких ограничений. Продолжалось это до тех пор, пока король Франциск I в 1819 году не нанес музею визит в сопровождении своей жены и дочери. Поспешно выпроводив семью, возмущенный король тут же распорядился запереть коллекцию в специальном зале, где ее смогут лицезреть только мужчины «зрелого возраста и устоявшихся моральных принципов». Женщинам и детям входить туда строго воспрещалось.

На протяжении следующих 200 лет секретный музей оставался в основном закрытым, лишь несколько раз открывая свои двери на непродолжительное время. Даже открывшись в охваченных сексуальной революцией 60-х, он сохранил прежние ограничения на вход. И только в 2000 году коллекция наконец-то стала публично доступна как для мужчин, так и для женщин.

В Музее современного искусства в Казории (провинция Неаполь, Италия), расположенном в 17 км от Везувия, недавно открылась необычная выставка эротических работ, посвященных древним Помпеям. Творческая группа выступила в роли фотомоделей и создала серию композиций, на которых они заменили некоторых персонажей "бордельных фресок" древнего города, уничтоженного в результате извержения вулкана почти две тысячи лет назад.

Директор музея Антонио Манфреди говорит, что министерство культуры попыталось подвергнуть выставку цензуре. Но, благодаря привлечению внимания СМИ и широкому общественному резонансу, экспозиция "ErotiCAM Cabinetto Segreto II" полностью соответствует первоначальному замыслу. Хотя на входе и помещена надпись "Censored" (подвергнуто цензуре – англ.).

Некоторые критики говорят, что работы, представленные на ErotiCAM, настолько натуралистичны, что могут классифицироваться как порнография. Другие считают, что речь идет об эротическом искусстве в изначальном понимании этого термина. В любом случае, заявляют они, порнографии на обновленных фресках не больше, чем на фресках древних Помпей.

Стараниями современных художников на фресках I века появились мужчины, женщины, гермафродит и животные из XXI века. Некоторые модели изображали мифологических персонажей и римских богов.

Для создания этих работ, помимо профессиональных моделей, позировали художники, литераторы и музыканты из разных стран мира: Вероника Байер, Мануэль Вернер Брауэр, Антон Финк, Патрик Гердениц, Петра Холасек, Патрисиа Иосиф, Герман Ницш, Кончита Верст, Рональд Зеттль, Клаудия и Даниэль Фейерль – из Австрии, Бетти Би – из Великобритании, Антонио Манфреди, Альберто Дель Генио, Катерина Флор Гюмпель, Мария-Лаура Матей и Маоро Папаро Филомарино – из Италии. Кто-то из них уже снискал всемирную славу, кто-то только начинает свой творческий путь. Для наиболее откровенных композиций позировали анонимные модели из "индустрии для взрослых".

Наиболее известным среди фотомоделей был 90-летний химик и писатель Карл Джерасси – создатель первых противозачаточных таблеток, имя которого можно найти во всех современных энциклопедиях (в том числе еврейской, поскольку он вырос в еврейской семье выходцев из Австрии и Болгарии).

Организаторы выставки не скрывают, что эпатаж для них является способом выживания: государство не финансирует Музей современного искусства в Казории, и музею приходится существовать исключительно за счет частных пожертвований и продажи билетов.

"Бордельные фрески" древних Помпей

Пан и коза — статуэтка, найденная среди руин в Помпеях. Британский музей

Редакция NEWSru.co.il благодарит пресс-секретаря Музея современного искусства в Казории Грациеллу Меланию Герачи за предоставленные фотографии

ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И БЕЗУПРЕЧНОЙ РЕПУТАЦИИ,ТО ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ ВАС.

В Архелологическом музее Неаполя есть секретный кабинет,где собраны сексуальные фрески,мозаики,скульптуры и предметы быта.Коллекция Секретного кабинета, основанного в 1819 году, содержит фрески, рельефы, плиты с текстами и другие предметы эротического и порнографического характера, обнаруженные в Помпеях.

Ранее коллекцию было разрешено осматривать лишь узкому кругу лиц. Кабинет несколько раз открывался для публики, но всегда на непродолжительное время, а окончательное открытие состоялось только в 2000 году.

Вотивные предметы в Секретном кабинете.

Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии. Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.

« Приап с кадуцеем»

Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской « порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете.

В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».


В самой Помпее фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола.

Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.

Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.


В Помпеях существовал лупанарий.

Лупана́рий (также лупана́р , лат.lupānar или lupānārium ) — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат.lupa ) — так в Риме называли проституток.

Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году , предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Ложе в лупанарии.


Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом.

По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare. .


Одна из фресок из лупанария.


В Помпеях подобные места старались не афишировать С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков.


Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.

Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка ), скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины


Для занятия любовью жительницы Помпей собирали волосы в сложные укладки-прически, и никогда не обнажались полностью. На фресках видны браслеты, кольца и ожерелья. Помпеянки уже практиковали депиляцию, носили лифчики и даже...бюстгальтеры


Итальянский журналист Альберто Анджела,считает, что в Древних Помпеях обитатели жили просто-напросто полнокровной жизнью по принципу «лови момент и наслаждайся жизнью».


Итальянский журналист утверждает, что причиной тому была «жизнь, короткая и насыщенная, как сон». Продолжительность жизни в Древних Помпеях была 41 год у мужчин и 29 лет у женщин. Древнеримское божество, олицетворявшее жизнь, Kairòs , был представлен в виде юноши с крыльями – улетит, и не поймаешь!


Поэтому все то, что доставляло наслаждение – любовь, секс, еда, украшения, пиршества и танцы – являлось предметом вожделения и погони за наслаждениями.

Помпеянцы и помпеянки использовали приворотные зелья, любовные эликсиры, секс-игрушки, искусственные фаллосы, вырезанные из дерева и обшитые кожей. Бесплодные женщины пользовались услугами суррогатных матерей. Были специальные площадки для «съема» – цирки, форум, термы.


По мнению Альберто Анджела, в Древних Помпеях существовало «изысканное, утонченное общество, отличавшееся утонченным вкусом, страстями, эмоциями...достаточно одного лишь примера: в то время как древние римлянки уже пользовались противозачаточным настоем, приготовленным из растения сильфио, уже несуществующего в настоящее время, варвары-галлы все еще держали в доме головы убитых врагов!»








Амулеты.





Мраморная статуэтка, изображающая совокупление древнегреческого бога Пана с козой. Найдена на раскопках роскошной Виллы Папирусов.

Пан — древнегреческийбог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.

Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.


Использованы материалы открытых сайтов интернета.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ,надеюсь вы будете корректными и воспитанными в своих комментариях.

Что ели на завтрак богачи и нищие Римской империи, чем фрески напоминают окна и как мозаика может помочь отпугнуть вора — быт и нравы легендарного города, погибшего в страшных муках.

Современный регион Италии Кампанья подарил миру пиццу и комедийную маску итальянского театра дель арте — Пульчинеллу, образ веселого простолюдина, оживляющего действие постановки. Однако менее 2000 лет назад в самой Кампанье разыгрывались совсем не комедийные события, связанные с извержением вулкана Везувий. Причин популярности этого события в массовой культуре вплоть до съемок блокбастеров несколько. Во-первых, детальное описание события Плинием-старшим (по его имени извержения этого типа теперь называют плинианскими). Во-вторых, из-за практически полностью сохранившихся городов Помпеи и Геркуланум, а также вилл Стабий, ставших «временными капсулами» — идеальным объектом исследования для ученых и всемирно известными достопримечательностями.

О том, как жили люди в этих городах и как они погибли, и пойдет речь в этой серии статей.

Еда и напитки

Древняя фреска. Вилла Юлии Феликс в Помпеях, 50-79 гг.

Римская мозаика

Иллюстрация на тему древнеримского обеда (cena)

Чтобы понять, что представление о еде и способах приема пищи у древних римлян отличалось от нашего, достаточно привести простой факт о хлебе.

Все мы привыкли к буханке хлеба, которую ежедневно берем с полки в магазине. Каждое утро ее привозят из хлебокомбината. Многие граждане Рима, относящиеся к бедным и средним слоям общества, вовсе не знали этой картины. Они могли сами пойти в пекарню и запечь хлеб по собственному рецепту. Для этого в лавках, продающих хлеб, стояли специальные печи, которые можно было арендовать.

Кстати, сам римский хлеб тоже отличался от привычного нам: он был тверже (в основном из-за муки и закваски более низкого качества) и хуже впитывал воду. Однако жесткость такого хлеба с легкостью компенсировалась разнообразием. Почти к каждому блюду мог быть подан свой вид хлеба — был даже такой, который ели только с устрицами.

Представитель власти раздает хлеб. Фреска из Помпеев

В хлебопекарне. Фреска из Помпеев

Необычным для современного наблюдателя могут показаться как некоторые блюда, так и распорядок приема пищи.

Римляне вставали рано, в 6 часов утра. Тогда же они и завтракали (завтрак назывался jentaculum). Он состоял из хлеба (или пшеничной лепешки) с финиками и медом, которые запивали вином. Часто завтраком могли быть остатки еды с ужина. Немного мяса с хлебом и сыром употребляли на ланч (prandium) примерно в 11 часов утра. Основным же приемом пищи был обед (cena), состоявший из трех частей. Первая часть, или gustatio, — яйца, моллюски или мясо с оливками. Ее часто сопровождал mulsum — разбавленное водой вино, подслащенное медом. Затем следовал ряд блюд (fecula), после которых подавали мясо или рыбу (caput cenae). Римская элита могла позволить себе caput cenae в виде зажаренной целиком свиньи или экзотической птицы (страуса или павлина). Фрукты и орехи подавали на десерт (mensae secundae).

Многие блюда римляне любили приправлять соусом гарум (garum), который делали из мелкой рыбы и рыбных отходов с добавлением уксуса, соли или вина. Он был настолько популярен, что практически в каждой провинции был свой рецепт, а в некоторых он полностью заменял соль.

Соус гарум

«Клетка» для сони-полчка

Соня-полчок

Во времена Римской Республики обед приходился на время современного ланча. В интересующий нас год — 79-й н. э., то есть уже во времена империи, — обедали поздним днем или рано вечером. Если дома были гости, то cena, сопровождаемая общением и возлияниями, могла продолжаться целых четыре часа! И после обеда можно было спокойно унести с собой часть понравившегося блюда. Хозяином это расценивалось исключительно как комплимент.

Перед отходом ко сну ели просто хлеб с фруктами.

Если с диетой римской знати все более-менее понятно, то что же употребляла в пищу римская беднота? Конечно, ее питание было гораздо скромнее. Рацион составляла так называемая средиземноморская триада: злаковые (ячмень или пшеница - для каши и пива), оливковое масло (которое ели с хлебом и овощами) и виноград (для выделки вина, уксуса или высушивания в виде изюма).

Но как же удовлетворить потребность в белке? Одной из возможностей было разведение… маленького грызуна, сони-полчка, в специальном горшке при входе в жилище.

Интерьеры римских вилл

Чтобы описать обстановку римских домов, обратимся к свидетелю эпохи, который оставил для нас познавательный и подробный рассказ. «Меня зовут Сервий. Я потомственный клиент. Согласно древнему обычаю римляне, которые не могут обеспечить себя, ищут богатого и могущественного покровителя. Таким для меня стал римский патриций Публий Виргилий Аттилий. С раннего утра, чтобы получить несколько динариев на жизнь (sportula), я иду к его дому. Каждый клиент норовит пораньше получить свою долю, из-за чего у входа в виллу, или вестибулум, толчея. Вхожу в толпу. Толчок локтем… Вот я и внутри.

Я стою в небольшом атриуме. Его стены выкрашены в красный цвет. Света немного, он пробивается сверху через отверстие посреди крыши. Под ним на полу бассейн-имплювий, он полон воды — вчера прошел дождь. Я следующий в очереди — передо мной только старик в видавшей виды коричневой тунике. Через его плечо можно разглядеть, как в таблинуме, комнате для деловых встреч, беседуют патрон и очередной клиент. Их черты неясны — сзади, из сада, называемого "перистилиум", светит солнце. Говорят, что там мой патрон держит диковинных птиц, самцы которых обладают перьями с синим отливом, а необыкновенной красоты хвост расходится, подобно лучам солнца (имеется в виду павлин, но римлянин такого слова просто не знал. — Прим. авт.). Но довольно мечтаний: моя очередь. "Ave, patrone, ave!" Сегодня патрон в хорошем расположении духа, он подает мне руку. После короткого разговора — вот оно, мое дневное содержание: мешочек со звонкими динариями! Как щедр Публий Виргилий!..»

Теперь благодаря Сервию мы знаем основные помещения типичной римской виллы: атриум, таблинум и перистилиум. Это была своего рода «ось» дома. Конечно, человек его положения не мог видеть весь интерьер поместья.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.

Интерьер римской виллы

Например, триклиний, где, скорее всего, позавтракал хозяин виллы перед приемом клиентов (впрочем, владелец виллы мог пригласить отобедать некоторых клиентов, к которым у него было особое расположение). Там же проходила и так непривычно долгая для нас cena. В богатых домах триклиниев было несколько. Они сформировались не сразу, долгое время обедали в атриуме или таблинуме. И только после заимствования греческой традиции есть в полулежачем положении для этого стали выделять отдельные помещения.

Как и все комнаты дома, стены спален, или кубикул, расписывались фресками. Но значение этого места было чисто функциональным, для римлян спальни не играли особой роли. Кубикулы представляли собой узкие душные комнаты со сводчатым потолком, расположенным низко над кроватью. Располагались они обычно вокруг перистилиума или атриума (те, что вокруг атриума, были меньшего размера). В ходе раскопок по расположению мозаик на полу зачастую можно было понять, где стояла кровать.

Но зачем вообще расписывать даже такие второстепенные помещения? Дело в том, что мы настолько привыкли считать неотъемлемой частью наших жилищ вид из окна, что даже не задумываемся над этим. Между тем для римлян 2000 лет назад не было возможности, находясь дома, любоваться окружающим миром. Ведь если мы посмотрим на римскую виллу снаружи, мы увидим очень малое количество окон.

Именно поэтому фрески на внутренних стенах поместий играли такую важную роль, создавая иллюзию простора. В разные годы на стенах могли появляться вымышленные или реальные пейзажи, сцены из мифов или просто натюрморты. Стили могли сосуществовать, некоторые их элементы и вовсе перетекали из одного в другой с течением времени.

Римскую стенную роспись можно условно разделить на четыре стиля, каждый из которых выделялся какой-то характерной особенностью. Первый (200-60 годы до н. э.) копировал мраморную облицовку, второй (80 год до н. э. — конец I века н. э.) экспериментировал со светом и тенью и изображал пейзажи и натюрморты, третий (20 год до н. э. — 20 год н. э.) представлял собой небольшие сценки из мифов, заключенные в орнаментальные «рамки», а четвертый (60-79 годы н. э.) сочетал собой элементы третьего (увеличившиеся в размерах пейзажи и сцены из мифов), первого и второго стиля.

Римский мозаичный портрет, III век

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпеев. Мозаика II века до н.э

Роспись в Доме Цея, сцена охоты, I век до н.э.

Интерьеры Casa della Fontana Piccola, строение середины первого столетия н.э.

Римскую мозаику можно уподобить современным экранам, где количество пикселей определяет качество изображения. Пикселем мозаики является ограненный кусочек художественного материала — тессера. Он мог быть очень маленького размера — вплоть до 1 мм. Встречалась тессера, сделанная из камней, стекла, смальты и керамики — для передачи различных цветов. Назначение мозаик было различным — практическим, как в случае мозаики «Берегись собаки» (Дом поэта-трагика, Помпеи), для отпугивания непрошенных гостей, и сугубо эстетическим, как у огромной мозаики «Битва при Иссе» (Дом Фавна, Помпеи), фрагмент которой знаком нам всем из школьного учебника истории.

... теперь ты мне скажи,
Художник кесарей, маститый мой Ветрувий,
Зачем Помпеи ты на лаве воздвигал,
Как будто бы не помнил и не знал,
Что сердце у твоей Италии - Везувий?

Л. А. Meй

Древнеримские Помпеи, как известно, были разрушены при извержении вулкана Везувия, причем горячая лава после извержения заполнила весь город и поглотила все здания и сооружения таким образом, что ею были заполнены все доступные места. Вследствие этой особенности многие здания, скульптуры, предметы быта и человеческие останки хорошо сохранились до наших дней из-за отсутствия доступа кислорода. Долгие годы город был погребен под шестиметровым (!) слоем лавы..

Определимся с термином. Итак, фреска, по словам Википедии, живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску, что важно, долговечной! Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей еще в античном мире.

Так вот. До посещения Помпей слово «фреска» для меня ассоциировалось исключительно с периодом средневековья и храмовой росписью (в основном, да, христианских церквей). Каким же открытием стали потрясающе «настоящие», с яркими, живыми красками настенные фрески античных Помпеи! И не передать словами.. Двухтысячелетняя красота, почти в нетронутом виде..

Да, что важно - почти все фрески из Помпей на сегодняшний момент находятся в археологическом музее Неаполя (не успела туда, увы и ах, не успела). Оно и понятно - что пролежало в многометровой толще вулканического пепла два тысячелетия, не просуществовало бы и недели под напором южного итальянского солнца и толп туристов.. Но те немногие фрески, которые таки оставили в Помпеях, тем и ценны, что они - на том же самом месте, что и 2 тыс лет назад..

Итак, смотрим!

Вот здесь, например, фреска со знаменитой виллы Мистерий имитирует кладку стены ярким драгоценным мрамором. Живописная иллюзия усиливается тем, что «каменные блоки», написанные живописцем, рельефно выступают из стены. Фотографии получились, увы, темные, т.к. комната с фресками без окон и дневного света.

А вот фрески 1 века н.э. еще одного богатого дома (т.н. Дома Древней Охоты). Настоящее название дома происходит от находящейся в глубине настенной росписи с изображением охоты на зверей, к сожалению плохо сохранившейся. Смотрите, как тщательно были выписаны детали, и какие яркие краски..

Здесь посередине фрески было вырезано, причем уж больно ровно, скорее всего на этом месте была замечательно сохранившееся изображение, перемещенное уже в музей

Помпеи еще знамениты своими эротическими фресками, найденными на стенах прихожей публичного дома (лупанария). Не «высокое искусство», но любопытно, конечно)). Скорее всего это копии (а оригиналы в музее Неаполя в т.н Секретном кабинете).

Кстати, эти фрески являлись просто-напросто афишами тех услуг, которые предоставляли девушки (в основном, рабыни с Востока) в лупанарии.

Еще дом с фресками. Подозреваю, что оригиналы, т.к. сохранились частично, и врят ли их решились бы снимать и вывозить в музей..

Эти фрески из знаменитого дома-прачечной Стефана. Кстати, древние римляне, оказывается, не знали мыла! И стирали вещи (и шерсть животных для ее последующей обработки) с помощью..мочи, которую собирали в специальном месте недалеко от форума и выстаивали 2 недели. Об тонкостях этого технического процесса ученые также узнали из нарисованных на стенах прачечной фресок..

А вот фреска из термополия (бар-ресторан по-нашему))

Вот к этому изображению две догадки - либо это было указателем, как пройти к ближайшему лупанарию, либо же просто «на удачу» (т.к. древние римляне почитали фаллос как символ плодородия)

UPD - вторая догадка оказалась правильной:

"Фаллос \в Древней Греции и Риме\ трактовался не как постыдная часть тела, а как символ плодородия и отражения враждебных сил, поэтому его изображали на домах, в публичных местах, на предметах повседневного обихода" (из



Поделиться: