Общая характеристика и структура законов ману. «Единожды рожденные» по Законам Ману признавались

Законы Ману - один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется «Откровения царевича Ману». Название дает нам шанс четко проследить связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. «Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами». В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или «поводы для судебного разбирательства».

«Появление Законов Ману знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения».

«На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства - особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус». Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшьи - от Пуластьи, шудры - от Васиштхи.

Огромную роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana - «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

Вторым господствующим классом были кшатрии (ksatia - «наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

Третье место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры являлись «единожды рожденными». В Законах Ману сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дважды рожденных, четвертые же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет».

Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством, могли иметь только одну жену. В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

Законы Ману пользовались большим авторитетом у индийцев как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор». Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность». При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение - без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.

«Ману-смрити» написаны на санскрите, содержат 2684 шлок, которые разбиты на 12 глав:

  • · I глава излагает сведения о мироздании и его Творце, о происхождении основных 4 варн, главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
  • · II-повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, также говориться о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр;
  • · III-IV - содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требован Иях к соответствующим обрядам.;
  • · V-VI - содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: распорядок дня, перечисление запретных поступков, описане ритуалов очищения и образа жизни;
  • · VII-наставления о функциях царя, принципах его политики и государственном управлении
  • · VIII-наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • · IX-X-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • · XI-посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных межварновых браков, нарушивших дхарму)
  • · XII-дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом;

Датировка ведийских сочинений - задача чрезвычайно сложная. Абсолютная хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течении длительного периода, в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались редактированию и обработке, т.е. вобрали в себя различные по времени тексты. К тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных собраний и их записью.

Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Чрезвычайно архаичен древний язык ведийских сочинений, что также составляет значительные сложности.

В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н.э. - II веке н.э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н.э. до I века н.э. К.П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150-120 годы до н.э. Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей.

Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог: Законы Ману (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э., однако выделяют более «древние» и более «молодые» главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.

Глава I
81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и
ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст,
рук, бедер и ступней установил особые занятия
88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для
других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов
89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и
непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия
90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение
(Веды), торговлю, растовщичество и земледелие - для вайшия
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со
смирением
96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными -
разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы
97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило
добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/,
занимает высшее место на земле как владыка всех существ
100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана: вследствие
превосходства рождения именно брахман имеет право на все это
102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший
от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных
областях знаний/
107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а
также извечное правило жизни четырех варн
Глава II
12.При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у
поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн)
13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для
кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей
(варны)
14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия,
даже находящегося в крайних обстоятельствах
17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад;
произведя от нее сына, он лишается брахманства
51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения
за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом
потомства
55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также
деверями, желающими много благополучия
56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все
ритуальные действия беплодны
Глава IV
138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную
правду, не следует говорить приятную ложь - такова вечная дхарма
256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова:
кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем
Глава VII
2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться,
как положено, охрана всего этого мира
3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха,
владыка создал царя для охраны этого (мира)
13. ... Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу
желательных для него (людей), и даже дхарму - нежелательную для нежелательных
14. Для этого владыка с самого начала создал сына - Наказание, охранителя всех
живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы
15. Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат
пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы)
16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень
сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей,
живущих неправедно
18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует,
когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы
20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более
сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле...
21. ...никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших
24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы
возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания
48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав)
собственности и оскорбление словом и палкой - группа из восьми (пороков),
порожденных гневом
111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно
лишается вместе с родственниками страны и жизни
137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране
(самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом
144. Высшая дхарма кшатрия - охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные
плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым)
принимает на себя обязательство по исполнению дхармы
Sitek Banner Exchange
Глава VIII
1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд
вместе с брахманами и опытными советниками
2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо
рассматривать дела тяжущихся сторон
4. Из них первое - неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в
(торговле или другом) объединении, неотдача данного
5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор
хозяина с пастухом
6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а
также прелюбодеяние
7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад - эти
восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире
13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не
говорящий или лгущий, является грешником
24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела
тяжущихся сторон, следуя порядку варн
28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и
вдов, верных мужьям, и для больных
30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся:
до истечения трех лет - может получить хозяин, после - может забрать царь
45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет
(иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить
себя вечного блаженства, заключающегося в "достижении неба"/, свидетеля, место,
время и обстоятельства
46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не
противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве
закона)
62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры,
вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий - кроме крайних
обстоятельств
68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины,
относительно дваждырожденных - также дваждырожденные, честные шудры -
относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные
77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие
мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если
их много - вследствие непостоянства женского ума
83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно
поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн
85. Злодеи думают: "Никто не видит нас", - но их видят боги, а также их совесть
113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия -
колесницами и оружием, вайшия - коровами, зерном и золотом, шудру - всеми
тяжкими преступлениями
114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же
прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности
115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться
вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве
127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в
другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого
140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный
Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/
- брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/
142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать
соответственно порядку варн
147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется
другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно)
163. Договор, заключеннй пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом,
ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен
164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей
залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в
деловых отношениях
165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) - все, где
виден обман, надо отменить
167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме),
живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него
168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по
принуждению - все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил
недействительными
177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой,
(если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может
отдавать постепенно
195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть
возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено
199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны
недействительными согласно правилу судопроизводства
201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот
получает вещь честно и по закону покупкой
203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни
недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого
215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил
установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть
уплачено ему
216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было
установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого
времени
222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в
этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней
267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия - в две с
половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию
268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью
(панами); вайшия - двадцатью пятью; шудры - штрафом в двенадцать пан
270. Рожденный один раз /т.е. шудра: "вторым рождением" назывался обряд
посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и
назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных,
заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения
279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, - именно он - у него должен
быть отрезан, таково предприсание Ману.
286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо
накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения
288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому
полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу)
302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров
его слава возрастает и страна процветает
323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших
драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни
332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось
насилием, - грабеж, если оно совершено в его отсутствие - кража, (даже если) она
после совершения и отрицается
345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем
ругатель, вор и ударивший палкой
349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите
женщин и брахмана по закону не совершает греха
352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув
наказаниям, внушающим трепет
353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря
которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему
359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех
четырех варн всегда должын быть охраняемы
364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному
наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному
наказанию
366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с
равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен
371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего)
превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками
на многолюдном месте
379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других
же варн смертная казнь может применяться
381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство
брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве
415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный,
подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь
разрядов рабов
416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и
имущество, которое они приобретают
417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой
собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином
Sitek Banner Exchange
Глва IX
2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо
(будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их
желаниях
3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в
старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности
46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от
мужа: такую мы знаем дхарму
77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года,
отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней
80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная,
злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята
другая
81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если
рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает (только) девочек - на
одиннадцатом, если строптивая - немедленно
101. "Взаимную верность надо сохранять до смерти" - это должно считать
(выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены
104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну
отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны
108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по
отношению к старшему брату, как сыновья
148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую
часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями
185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца:
собственность бездетного получает отец, а также братья
189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем - таково
правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь
может забирать
270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено)
краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит
казнить не колеблясь
273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы,
того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму
276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров,
которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома)
277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку
и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни
323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман;
брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра
же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных
брахманов-домохозяев, изучивших Веду
Глава X
4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры
- рожденные один раз, пятой же нет
58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей
отличают в этом мире человека нечистого по происхождению
63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание
органов - основная дхарма для четырех варн - объявил Ману
79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы,
для вайшии - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) -
дарение, учение, жертвоприношение
115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование,
получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также
получение (милостыни) от добродетельных
117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при
желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для
(исполнения) дхармы
130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно
исполняющие их достигают высшего блаженства

Другим важным памятником права стран Древнего Востока является свод древнеиндийских законов Ману. Их составление относят ко II в. до н.э. I в. н.э. Авторами законов являлись брахманы (жрецы), которые дали им имя Ману мифического покровителя древних индусов. Написаны законы в форме двустиший (шлок), что облегчало их запоминание. Всего в законах 2685 статей. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Правовые нормы и религиозные установления нередко представляли единое целое. Поэтому обычным для этих законов является сочетание правовой санкции с точно сформулированным последствием, ожидающим нарушителя закона, в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

По содержанию законы Ману имеют много общих черт с Законником Хаммурапи. Но вместе с тем налицо и существенные отличия. Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.
Только они могли изучать и проповедовать религию, толковать священное писание и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари, которые должны были "доставлять ему удовольствия и ценные вещи". Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности... и не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман должен был немедленно совершить обряд очищения. Личность брахмана была неприкосновенна.
Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: "Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире".
Вайшьи появились, якобы, из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом.

По законам Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли "неприкасаемые", рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы "низшие не захватили бы мест высших". Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.
Древнеиндийскому праву были известны семь правомерных способов приобретения собственности: 1) получение наследства; 2) находка; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов. Много внимания уделяют законы Ману договорному праву. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % для кшатрия, 4 % для вайшьи и 5 % для шудры). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом. Должник равной или низшей варны, чем кредитор, обязан был отработать долг, должник высшей варны мог выплачивать долг постепенно. При наследовании имущества решающее значение имела принадлежность матери сыновей к той или иной варне. Например, если брахман имел детей от жен, принадлежащих к разным варнам, то в этом случае сын брахманки получал 4 доли, сын кшатрийки 3 доли, сын женщинывайшьи 2 доли и сын шудрянки 1 долю.
Вступая в первый брак, брахман и кшатрии обязаны были брать жену равной с ними варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Старшей считалась жена равной с мужем варны.
Нормы уголовного законодательства защищали социальную систему варн. Тот, кто жил согласно с правилами другой варны, немедленно исключался из своей собственной. Суровому наказанию подвергался шудра, который, присвоив отличительные знаки брахмана, выдавал себя за учителя. Человек низшей варны, который осмеливался занять место рядом с человеком высшей варны, подвергался телесному наказанию. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию. В то же время за тождественное преступление виновный из высшей варны платил только денежное взыскание. Человек, защитивший брахмана и убивший нападающего, не совершал преступления. При допросе в суде брахман не подвергался пытке. Люди низшей варны не могли быть свидетелями по уголовному делу человека высшей варны. При разногласиях между свидетелями судья должен был верить человеку из высшей варны. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам. Брахман клялся "правдивостью", кшатрий "колесницей и оружием", вайшьи "коровами, зерном и золотом", шудра "всеми преступлениями".
Итак, древнеиндийское законодательство юридически закрепляло своеобразную систему варн, из которых со временем возникли касты лиц однородных профессий.

Основным и наиболее обширным кодексом древнеиндийского права, морали и религии были законы Ману.
Поведение древнего индийца многие столетия регулировалось религиозно-правовыми нормами. Вот почему понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не существовало.
Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) - священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.
Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.
Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.
Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма - это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.
Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому - обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.
Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие - мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».
Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно
сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников - брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.
Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».
Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.
В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян- общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.
Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.
Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.
Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.
Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.
Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры.
В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве - 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.
Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.
Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.
Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)
Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.
Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых - на десятом году; только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».
Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться
детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам - девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по "Л своей доли для приданого.
Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.
Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого - самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).
Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.
В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.
Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.
Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» - гласит одна из шлок законов Ману.
Сурово каралось посягательство на частную собственность - повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.
В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. За
коны ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.
Кастовые различия влияли на размер штрафов.
Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».
Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.
В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».
Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию - «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».
К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.
Суд не был отделен от администрации.

Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача - определить поведение индийского народа в повседневной жизни.

Актуальность исследования

Для чего изучаются Законы Ману? Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Наиболее многочисленные данные о культуре и социально-экономических связях индийского народа имеются за тот временной промежуток, который начинается во второй половине первого тысячелетия до н. э. и заканчивается первым веком новой эры. Это так называемый магадхо-маудийский период, в течение которого существовало самое крупное не только в Индии, но и на всей территории Древнего Востока. Им была империя Маурьев.

Литературными памятниками данного периода являются многочисленные религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции - дхармашастр и дхармасутр. Есть среди них и наиболее известные в настоящее время. К ним можно отнести дхармашастру, или Законы Ману.

Общее описание

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, - вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Слово «дхарма» происходит от санскритского. Оно обозначает «единое, поддерживающее и охватывающее все вещи». Дхарма - это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве. Дхарма всегда считалась также законом общественной и индивидуальной жизни. Следовать ей должны были все в обязательном порядке.

Весьма значимыми в жизни древнеиндийского народа были Законы Ману. Общая характеристика, источники, структура этого сборника в настоящее время уже тщательно исследованы учеными-историками.

Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Какие еще нормы содержат в себе Законы Ману? Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме, которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами.

Таковы Законы Ману. Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

Формирование общества

Социальное расслоение древнеиндийского народа началось еще в недрах существующих племенных общин. Характеристика Законов Ману позволяет получить об этом процессе наиболее полное представление.

Родоплеменные отношения постепенно разлагались. Данный процесс был частью исторического развития общества. Более влиятельные и сильные роды сосредотачивали в своих руках военную охрану, функции управления и жреческие обязанности. Итогом этого стало развитие имущественного и возникновение рабовладения. Племенная верхушка превратилась в родовую аристократию.

Социальное деление в происходило по кастовой системе. Все население было разделено на четыре группы - варны:

Брахманы (жрецы);

Вайшы (земледельцы);

Кшатрии (воины);

Шудры (неприкасаемые).

Характеристика Законов Ману дает четкое представление о том, что являлось основным критерием для деления населения на группы. Так, брахманы обязаны были изучать Веды уже с восьми лет. Их считали совершеннолетними с шестнадцатилетнего возраста. Кшатриям было положено изучать Веды с одиннадцати лет. Их совершеннолетие наступало с двадцатидвухлетнего возраста. С двенадцати лет изучали Веды вайшы. Они согласно Законам Ману становились совершеннолетними только в двадцать четыре года.

Еще одним критерием, позволяющим выявить принадлежность человека к той или иной варне, был факт его рождения. Со временем появлялись смешанные браки. В связи с этим возникло и другое деление социальной принадлежности человека, которое учитывало происхождение его родителей.

Отдельной варной являлись неприкасаемые (шудры). Им нельзя было селиться в местах обитания других сословий, а одеваться по Законам Ману они должны были только в лохмотья. По юридическому статусу этих людей приравнивали к собакам.

Основой социальной структуры древнеиндийского государства являлась община. Она представляла собой коллектив свободных земледельцев, или, проще говоря, деревню. Община в Древней Индии - самостоятельный самоуправляющий орган. Если говорить про Законы Ману, характеристика ст. 219 является конкретным подтверждением того, что коллектив свободных земледельцев имел возможность себя экономически обслуживать, заключая сделки даже с частными лицами.

Формирование каст (джати)

С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.

В средневековом государстве существовала следующая иерархия:

Высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;

Низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.

Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.

О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.

Право собственности

Изучив Законы Ману, общая характеристика источников институтов этого государства становится очевидной. Все они сгруппированы по отдельным отраслям права. Причем основных направлений несколько. Это и уголовное право, и право собственности, а также наследственное и обязательное право. Все они отражены в Законах Ману.

Особенно хорошо разработано в Древней Индии было право собственности. Его основными компонентами считали владение (бхукти), распоряжение (свамью), а также пользование (бхагу).

Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.

На различные стороны жизни общества Древней Индии указывают нам Законы Ману. Характеристика основных институтов права дает понимание бесправного положения в государстве рабов. Они могли быть собственностью общины или частного лица. Некоторые рабы трудились непосредственно на государство.

Обязательное право

Согласно Законам Ману любой из договоров рассматривался в качестве добровольного соглашения. Определенные обязательства налагались на ту сторону, которая причинила ущерб или необоснованно обогатилась.

Нормы права Древней Индии описывали возможные а также их основные положения и возникающие при этом отношения. Считалось, что документ имел силу только в случае добровольного согласия сторон. Договор, заключенный пьяным или безумным человеком, а также ребенком или рабом силы не имел. На это тоже указывали Законы Ману. Общая характеристика и основное содержание глав, касающихся института права, свидетельствуют о том, что наиболее хорошо был разработан договор займа. Нормы права в данном вопросе отразили обычаи, формировавшиеся на протяжении многих веков. Так, в Древней Индии было широко распространено ростовщичество. При этом узаконены были высокие процентные ставки по таким договорам. Должник по нормам права находился от кредитора в полной зависимости. Допускалось получение долга принуждением и хитростью, силой и т. д. В Законах Ману защиты от таких действий не предусматривалось. Помимо этого, должник, который посмел подать на кредитора жалобу, сам подвергался штрафу. Не избавляла от обязанностей даже смерть. Долг автоматически переходил на родственников. Высокие кредитные ставки и тяжелое положение населения были причиной широкого распространения института долгового рабства.

В области права Древней Индии особое место отводилось договору личного найма. Статьи Законов Ману возможности рабов и рабочих часто упоминали в совокупности. Права тех, кто трудился по договору личного найма, часто нарушались. На работника по всякому поводу налагались штрафы, в результате чего он практически никогда не получал причитающейся ему платы. Такое тяжелое положение вынуждало людей отказываться от свободы за обычное содержание. В то же время Законы Ману рекомендовали высшим кастам всячески избегать наемного труда.

Семейные и брачные отношения

Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.

В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

Право наследства

В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.

В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.

На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.

Суд и наказание

В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.

Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:

Государственные;

Против собственности;

Против личности;

Посягающие на отношения в семье.

Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:

Смертная казнь;

Членовредительство;

Изгнание;

Заключение в тюрьму;

Бритье головы (для брахмана).

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.

Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.

Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.

Заключение

По всей видимости, Законы Ману были написаны мудрецами одной из брахманских древнеиндийских школ. Ими же было дано и название этому своду правил и норм по имени мифического прародителя человека.

В средние века Законы Ману неоднократно комментировались и переписывались. Этот факт свидетельствует о том большом значении, которое придавалось в Индии данному сборнику.

В 1794 г. Законы Ману были впервые изданы на английском языке. Автором перевода стал В. Джонсон. Впоследствии сборник норм и правил древнеиндийского народа неоднократно издавался на всех европейских языках.



Поделиться: