«короли госзаказа», фадн и тайный мониторинг: чем занимается агентство по делам национальностей? Федеральное агентство по делам национальностей. Новый орган государственной национальной политики Федеральное агентство национальностей

Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. N 368
"О Федеральном агентстве по делам национальностей"

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 168 "О Федеральном агентстве по делам национальностей" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить Федеральному агентству по делам национальностей иметь до 4 заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря - заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 5 управлений по основным направлениям деятельности Агентства в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по делам национальностей внести в течение 1 месяца согласованные предложения о месте размещения Агентства в г. Москве.

Положение
о Федеральном агентстве по делам национальностей
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. N 368)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке и реализации государственной национальной политики, государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики, социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации;

по осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

по взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;

по разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;

по контролю за реализацией государственной национальной политики;

по осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

2. Руководство деятельностью Федерального агентства по делам национальностей осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по делам национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает:

5.2.1. положения о территориях традиционного природопользования федерального значения;

5.2.2. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. утверждает уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, и войсковых казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения 2 и более субъектов Российской Федерации;

5.4. осуществляет государственный мониторинг и анализ:

5.4.1. реализации государственной национальной политики;

5.4.2. состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечения межнационального согласия;

5.4.3. этнокультурного развития народов Российской Федерации и реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России;

5.4.4. защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

5.4.5. эффективности осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере реализации государственной национальной политики;

5.5. организует разработку федеральных целевых программ, в том числе программ регионального и территориального развития, научно-технических и инновационных программ и проектов, осуществляет функции государственного заказчика (заказчика-координатора) таких программ и проектов в установленной сфере деятельности;

5.6. осуществляет разработку и реализацию программ и мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;

5.7. осуществляет разработку и реализацию мероприятий в сфере государственной национальной политики;

5.8. проводит анализ эффективности использования средств государственной поддержки в сфере реализации государственной национальной политики субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе влияния федеральных целевых программ, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на социально-экономическое и этнокультурное развитие регионов Российской Федерации;

5.9. осуществляет информационное обеспечение реализации государственной национальной политики;

5.10. осуществляет контроль за реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

5.11. осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленной сфере деятельности, включая разработку региональных стратегических документов, планов мероприятий и региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики;

5.12. оказывает методическое содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечении межнационального согласия;

5.13. участвует в оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике национального и религиозного экстремизма;

5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

5.15. осуществляет по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации подготовку предложений по совершенствованию формы (порядка ее ношения) и знаков различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

5.16. взаимодействует с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества;

5.17. оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в установленной сфере;

5.18. проводит анализ выполнения Российской Федерацией международных обязательств, принятых в соответствии с многосторонними правовыми актами, касающимися вопросов ликвидации расовой дискриминации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, и осуществляет подготовку проектов национальных докладов Российской Федерации в указанной сфере;

5.19. осуществляет информирование населения об образовании территорий традиционного природопользования федерального значения;

5.20. организует проведение научных и научно-практических, в том числе социологических, исследований в сфере государственной национальной политики, в том числе по вопросам противодействия национальному и религиозному экстремизму;

5.21. осуществляет методическое обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в установленной сфере деятельности Агентства;

5.22. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Агентству;

5.23. осуществляет разработку и ведение информационных систем, баз данных в установленной сфере деятельности, в том числе предусматривающих межведомственный обмен данными;

5.24. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Агентство осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности:

5.24.1. закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5.24.2. в порядке и пределах, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

5.24.3. экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5.24.4. функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;

5.24.5. иные функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5.25. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;

5.26. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.28. обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации;

5.30. организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;

5.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;

5.32. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

5.33. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

6. Федеральное агентство по делам национальностей в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;

6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии , группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

III. Организация деятельности

7. Федеральное агентство по делам национальностей возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Агентство, и осуществление его полномочий.

Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.

Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Структурными подразделениями Федерального агентства по делам национальностей являются управления по основным направлениям деятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

9.7. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения выполнения функций Агентства;

9.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Агентству;

9.9. представляет в установленном порядке работников Агентства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации, а также применяет иные виды поощрения;

9.10. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;

9.11. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

10. Федеральное агентство по делам национальностей является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное агентство по делам национальностей вправе иметь эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Агентством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

11. Место нахождения Федерального агентства по делам национальностей - г. Москва.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» - именно с этих слов, а не с каких-либо правовых положений и юридических формулировок начинается Конституция России. Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 г. на территории нашей страны проживает более 190 национальностей, которые разговаривают на 180 языках, исповедают все основные мировые религии и на протяжении веков сохраняют свою культурную самобытность. Такое многообразие народностей, обладающих своим особенным культурным кодом, который мирно и без потери собственной уникальности вплетается в единое полотно российских межнациональных отношений, является безусловным богатством России. Однако в сегодняшних условиях непростой экономической ситуации и напряженной внешнеполитической обстановки это богатство многонационального российского мира подвергается серьезным внутренним и внешним проверкам на прочность.

Ранее функции по реализации государственной национальной политики находились в ведении Министерства регионального развития(подробнее об истории современных российских органов по вопросу межнациональных отношений ). Однако в связи с образованиемМинистерства по делам Крыма, Министерства по делам Северного Кавказа и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства полномочия Минрегионразвития было решено перераспределить между разными органами. Само же Минрегионразвития было ликвидировано. Функции "в области реализации государственной национальной политики" в частности были переданы Министерству культуры. В его структуре был создан Департамент межнациональных отношений, который и осуществляет эти полномочия сегодня.

В это же время произошло заметное обострение международной обстановки и усиление давления на Россию со стороны внешних сил. Эти обстоятельства вновь поставили вопрос об укреплении внутреннего общественного согласия и эффективности деятельности государства в сфере обеспечения межнационального мира народов России. Работа в данном направлении, несмотря на все многочисленные преобразования, была вновь возобновлена, и её результатом стало упомянутое предложение Президента о создании отдельного федерального агентства, занимающегося вопросами национальной политики.

Попробуем с помощью конкретных тезисов и фактов подробнее разобраться в том, что будет представлять из себя данный орган, если его учреждение будет признано необходимым.

В первую очередь, поясним, что представляет из себя такая государственная структура как федеральное агентство.Опираясь на российское законодательство , отметим три наиболее важных момента:

1. Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти. Здесь нам важно понимать, что это не какой-то совещательный или консультативный орган, дающий различные рекомендации, а реальная организация, уполномоченная выполнять серьезные задачи по осуществлению государственной политики в обозначенной области.

2. В функции федерального агентства входят оказание государственных услуг, управление государственным имуществом и различные правоприменительные функции. Все это говорит о наличии достаточных возможностей и большой полноте полномочий по реализации той или иной государственной программы.

3. Федеральное агентство может быть подведомственно лично Президенту либо быть под контролем Правительства или соответствующего министерства. Это подтверждает высокий статус данного органа и серьезность контроля за его деятельностью.

Что касается конкретно Федерального агентства по делам национальностей, то в Поручении Президента указаны следующие задачи, которые оно должно будет решать:

1. Реализация государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

2. Осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа РФ, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, а также мер, направленных на этнокультурное развитие народов РФ;

3. Разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

4. Осуществление государственного мониторинга и государственного контроля в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.

Необходимо ли создание такого самостоятельного органа в настоящее время? Приведём мнения различных экспертов и наши собственные мысли:

1. Федеральное агентство по делам национальностей как отдельный государственный орган позволит осуществлять более конкретные и масштабные шаги в области укрепления межнационального мира в России, будет концентрировать усилия государства в данном направлении.

Существующие в данный момент Департамент межнациональных отношений Министерства культуры , которое помимо вопросов национальной политики занимается выполнением множества иных задач, а также Совет при Президенте России по межнациональным отношениям , являющийся консультативным органом, заседания которого проводятся лишь один раз в шесть месяцев, скорее всего не способны в нужной мере осуществлять государственное регулирование в области национального вопроса. Создание отдельного федерального агентства решает данную проблему.

2. Деятельность Федерального агентства по делам национальностей может стать ведущим механизмом реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. и идей, заложенных в майском Указе Президента «Об обеспечении межнационального согласия» .

Данная стратегия была утверждена в 2012 г. с целью укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России (с приоритетными направлениями данной стратегии . Федеральное агентство по делам национальностей, выступая инструментом совершенствования государственного управления в данной сфере, позволит выполнять задачи национальной политики наиболее эффективным способом.

3. Идея создания федерального агентства как главного государственного органа по сохранению традиций народов иборьбе с ксенофобией, экстремистскими группировками, сектами, шовинизмом и другими формами дискриминации по национальному или религиозному признаку нашла живой отклик и положительные отзывы со сторонырелигиозных лидеров и представителей парламентских фракций .

4. В сложившейся ситуации экономической и информационной войны России с Западом очевидным является тот факт, что наши недоброжелатели не оставят попыток каким-либо образом нарушить общественный порядок внутри страны. В этом случае логичным выглядит использование национальных и религиозных противоречий для расчленения российского народа на этнические противоборствующие группировки. Допустить этого ни в коем случае нельзя! Работа Федеральное агентства по делам национальностей будет способствовать предотвращению подобных сценариев.

5. Никаких дополнительных расходов и увеличения штатной численности чиновников для создания данного федерального агентства не потребуется. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Д. Песков , который заявил:"Если будет подтверждена целесообразность создания нового агентства, его создание не должно привести к увеличению штатной численности сотрудников. Эти функции в настоящее время выполняют подразделения в различных ведомствах, прежде всего, в министерстве культуры, новое ведомство могло бы формироваться из сотрудников этих подразделений".

В итоге, создание подобного отдельного органа по вопросам межнационального согласия видится действительно необходимым. Вызывает вопросы лишь форма реализации этой идеи. Так политолог и член Общественной палаты Сергей Марков считает, что вместо федерального агентства следует создать управление при Администрации Президента . На наш взгляд в этой идее есть свое рациональное зерно.

Администрация Президента является государственным органом, который обеспечивает всю деятельность Президента. В задачи Администрации в частности входит:

1. Cодействие Президенту в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
2. Организация подготовки президентских законопроектов и указов;
3. Осуществление контроля за исполнением законов и указов Президента;
4. Обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению

Самое главное, что общее руководство всеми этими процессами осуществляет Президент лично. Таким образом, управления по делам национальностей при Администрации Президента, способствовало бы более оперативному решению проблем в рамках национального вопроса. Это объясняется тем, что исполнение намеченных задач находилось бы под личным контролем Президента и при необходимости в программу действий могли бы быть быстро внесены коррективы на высшем уровне.

Так или иначе, само по себе возвращение к идеи создания самостоятельного органа по межнациональным отношениям говорит о том, что государство понимает всю стратегическую важность сохранения мирного сосуществования различных народов в России. Срок исполнения поручения Президента по рассмотрению вопроса о создании подобного органа заканчивается 15 апреля. Посмотрим, какое окончательное решение будет принято.

http://eugene-sedov.livejournal.com/2986.html

I. Общие положения
1. Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики;
  • по осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • по взаимодействию с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;
  • по разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;
  • по контролю за реализацией государственной национальной политики;
  • по осуществлению государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
  • по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  • по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

2. Руководство деятельностью Федерального агентства по делам национальностей осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по делам национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия
5. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Агентства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает:
5.2.1. положения о территориях традиционного природопользования федерального значения;
5.2.2. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5.3. утверждает уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, и войсковых казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения 2 и более субъектов Российской Федерации;
5.4. осуществляет государственный мониторинг и анализ:
5.4.1. реализации государственной национальной политики;
5.4.2. состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечения межнационального согласия;
5.4.3. этнокультурного развития народов Российской Федерации и реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России;
5.4.4. защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
5.4.5. эффективности осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в сфере реализации государственной национальной политики;
5.5. организует разработку федеральных целевых программ, в том числе программ регионального и территориального развития, научно-технических и инновационных программ и проектов, осуществляет функции государственного заказчика (заказчика-координатора) таких программ и проектов в установленной сфере деятельности;
5.6. осуществляет разработку и реализацию программ и мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества;
5.7. осуществляет разработку и реализацию мероприятий в сфере государственной национальной политики;
5.8. проводит анализ эффективности использования средств государственной поддержки в сфере реализации государственной национальной политики субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе влияния федеральных целевых программ, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на социально-экономическое и этнокультурное развитие регионов Российской Федерации;
5.9. осуществляет информационное обеспечение реализации государственной национальной политики;
5.10. осуществляет контроль за реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
5.11. осуществляет методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленной сфере деятельности, включая разработку региональных стратегических документов, планов мероприятий и региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики;
5.12. оказывает методическое содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечении межнационального согласия;
5.13. участвует в оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике национального и религиозного экстремизма;
5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;
5.15. осуществляет по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации подготовку предложений по совершенствованию формы (порядка ее ношения) и знаков различия членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
5.16. взаимодействует с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества;
5.17. оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в установленной сфере;
5.18. проводит анализ выполнения Российской Федерацией международных обязательств, принятых в соответствии с многосторонними правовыми актами, касающимися вопросов ликвидации расовой дискриминации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, и осуществляет подготовку проектов национальных докладов Российской Федерации в указанной сфере;
5.19. осуществляет информирование населения об образовании территорий традиционного природопользования федерального значения;
5.20. организует проведение научных и научно-практических, в том числе социологических, исследований в сфере государственной национальной политики, в том числе по вопросам противодействия национальному и религиозному экстремизму;
5.21. осуществляет методическое обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в установленной сфере деятельности Агентства;
5.22. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций в установленной сфере деятельности, в том числе в отношении имущества, переданного организациям, подведомственным Агентству;
5.23. осуществляет разработку и ведение информационных систем, баз данных в установленной сфере деятельности, в том числе предусматривающих межведомственный обмен данными;
5.24. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Агентство осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности:
5.24.1. закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5.24.2. в порядке и пределах, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
5.24.3. экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
5.24.4. функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
5.24.5. иные функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
5.25. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;
5.26. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.27. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.28. обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке и мобилизации;
5.29. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Агентстве;
5.30. организует дополнительное профессиональное образование работников Агентства;
5.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
5.32. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
5.33. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

6. Федеральное агентство по делам национальностей в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Агентства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства.

III. Организация деятельности
7. Федеральное агентство по делам национальностей возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Агентства несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Агентство, и осуществление его полномочий.
Руководитель Агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Структурными подразделениями Федерального агентства по делам национальностей являются управления по основным направлениям деятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.

9. Руководитель Федерального агентства по делам национальностей:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений;
9.2. вносит в Правительство Российской Федерации:
9.2.1. проект положения об Агентстве;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Агентства;
9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Агентства;
9.2.4. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчет о его деятельности;
9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства;
9.4. назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства, заключает и расторгает с ними служебные контракты (трудовые договоры), вносит изменения в указанные контракты (договоры);
9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;
9.6. утверждает структуру и штатное расписание Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
9.7. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения выполнения функций Агентства;
9.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Агентству;
9.9. представляет в установленном порядке работников Агентства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации, а также применяет иные виды поощрения;
9.10. учреждает в установленном порядке ведомственные награды Агентства, награждает ими работников Агентства, организации, подведомственные Агентству, и их работников, иные организации и граждан;
9.11. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

10. Федеральное агентство по делам национальностей является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам национальностей вправе иметь эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Агентством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

11. Место нахождения Федерального агентства по делам национальностей - г. Москва.

Федеральное агентство по делам национальностей, созданное в марте 2015 года, должно было стать органом, вырабатывающим национальную политику. Спустя три года о деятельности ФАДН известно лишь, что им не хватает денег, они публикуют множество релизов, но достучаться до структуры практически невозможно. Пресс-служба, как и руководитель агентства Игорь Баринов, не отвечает ни на письма, ни на телефонные звонки. Чем занимается ФАДН на самом деле, почему им не хватает денег, а вся их реальная работа покрыта тайной?

Президентский сервис

В январе текущего года Игорь Баринов, выступая в Госдуме, пожаловался на недостаток финансирования. Из-за этого не в полную меру работает все, что они придумали. В 2017 году агентству выделили 2,5 миллиарда рублей , правда освоить их почему-то не смогли. По данным Счетной палаты, ФАДН не сумело освоить как минимум миллиард рублей, а субсидии для регионов были выделены слишком поздно, из-за чего те не успели их «эффективно использовать». Тем не менее говорить о бедственном положении агентства не приходится.

Первое, что бросается в глаза, это шик, с которым оно живет. Для главы маленького и скромного агентства созданы поистине президентские условия. Премиальный автомобиль, обслуживание в VIP-залах. У него даже есть «специально обученные люди» для бронирования авиабилетов. За эти услуги агентство из федерального бюджета заплатило пять миллионов рублей. Исполнитель - госпредприятие «Президент-Сервис». Структура обслуживает всю вертикаль: от самого президента до глав республик и региональных правительств.

В случае с ФАДН, пять миллионов «Президент-Сервис» получает просто за то, что в течение года должна оформлять для Баринова билеты на самолеты и поезда. Еще 500 тысяч компания (уже по другому контракту) получит за то, что в VIP-залах для официальных лиц оформит багаж, сопроводит до самолета и поможет при прохождении таможенного контроля.

Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен



Комфорт Баринов ценит и на наземном транспорте. Шесть миллионов из казны ушло на аренду авто представительского класса. В контракте прописано все до мелочей: от марки до цвета салона. Глава федерального агентства предпочитает BMW седьмой серии , с кожаным салоном, круиз-контролем, TV-тюнером, аудиосистемой Hi-Fi и велюровыми ковриками. Арендовать ее оказалось дороже, чем купить в собственное пользование: в салонах машины этой серии отпускают от 4,5 миллиона рублей.

О приближенных Баринова в агентстве тоже подумали и за 21 миллион закупили шесть новеньких Toyota Camry и три BMW 520i - все с кожаными салонами. Итого - 32 миллиона из федерального бюджета только на передвижение. Сверху прибавим содержание офиса в центре столицы: охрана, отопление, уборка и многое другое. Только за прошлый год на содержание самих себя ФАДН потратило 49 миллионов рублей, не считая зарплат сотрудникам и оплаты перелетов. И как ни странно, это лишь немногим меньше, чем агентство тратит на укрепление единства и духовной общности многонационального народа России.

«Короли отката» и СМИротворцы

Новости о деятельности ФАДН появляются с завидной регулярностью: спонсирование молодежных форумов, перепись коренных народов Севера, субсидирование НКО. Активность агентство наводит и в культурно-массовом секторе. 79 миллионов ушло в 2017 году на организацию различных мероприятий: фотовыставки, конгрессы, форумы, фестивали. В интернете можно встретить о них информацию, правда, исключительно на профильных ресурсах. Да и на этапе анонса интерес к мероприятиям почему-то пропадает.

Примечательно, что два самых дорогих контракта - организация Всероссийского форума «Золото тюрков» (8 314 200 рублей) и проведение патриотического межнационального лагеря молодежи (13 656 060 рублей) - достались фирме «ИМА-Консалтинг». Ее в СМИ называют «королем госзаказа». За неполных четыре года компания получила контрактов почти на полмиллиарда рублей (549 806 710 рублей). Ее учредитель Андрей Гнатюк - политтехнолог, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Второй совладелец - Вартан Саркисов - в прошлом чиновник префектуры одного из округов Москвы. Дружба с властями предержащими, как считают на рынке, и позволила компании долгие годы жить в статусе главного поставщика PR-услуг. И все это - несмотря на скандалы. Последний - на минувших президентских выборах. «ИМА-Консалтинг» для ЦИК разрабатывал логотип избирательной кампании. Сумма контракта составила 37 миллионов рублей. Правда, придуманная лента напомнила пользователям соцсетей о существовании фотобанка: уж больно похожим оказался дорогостоящий логотип на варианты, выложенные доморощенными дизайнерами.




По контракту с ФАДН и патриотический лагерь, и форум фирма должна была подготовить под ключ: от логотипа до программы, освещения в СМИ и приглашения экспертов. Мероприятия, целью которых было пресловутое единство, конечно, были организованы, но изменить уровень этого единства - задача непростая. Именно поэтому ФАДН переодически заказывает социологические исследования на тему межнациональных отношений. Выигрывает тендеры - в общей сумме на девять миллионов - ВЦИОМ, структура, подконтрольная государству. Последние документы и материалы на эту тему фонд публиковал в 2016 году. Как раз в это время ФАДН и начало свою активную деятельность. В презентации ВЦИОМ привел индикаторы реализации целевой программы по укреплению единства: доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в 2018 году должна оцениваться в 61%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - в 85%. Примечательно, что планы и реальность, по версии ВЦИОМ, совпадают. Однако сам мониторинг находится в закрытом доступе, говорит Елена Михайлова, директор по исследованию Всероссийского фонда общественного мнения, член общественного совета ФАДН.

«В 2017 году была создана экспертная панель, был проведен мониторинг с учетом мнения экспертов - их 50 по всем субъектам РФ. Второе важное исследование, которое проводилось в прошлом году, - исследование по Северо-Кавказскому федеральному округу, Ингушетия и Осетия. Эти материалы мы передавали ФАДН, но они в закрытом доступе, потому что специфический район. Но, возможно, они будут часть освещать», - поделилась Елена Михайлова.

Параллельно агентство ведет и свой собственный мониторинг. Называют его «системой прогнозирования и раннего предупреждения межнациональных конфликтов». Как она работает, какие конфликты с ее помощью предупреждают - по этому информация тоже закрыта. Однако, по словам главы ФАДН Игоря Баринова, ежедневно выявляется до 30 проблемных ситуаций, некоторые темы становятся предметом постоянного наблюдения. Тем не менее те же индикаторы или конкурсы по освещению межнациональных отношений среди СМИ формируют реальность, в которой вопрос ксенофобии вообще не стоит. В прошлом году под патронажем ФАДН состоялся конкурс с забавным названием «СМИротворец»: с авторитетным составом жюри, но неоднозначными номинантами. В основном это «властные» СМИ: губернаторские телеканалы, региональные отделения ВГТРК, подконтрольные промышленникам печатные и интернет-издания.

Министерство vs агентства

Эксперты неоднозначно говорят о деятельности, а уж тем более - о судьбе ФАДН. С одной стороны, они справляются с поставленными задачами в рамках своих компетенций, с другой - этих компетенций недостаточно, да и такой показатель, как «единство», нельзя измерить. Тем не менее уже не первый раз звучат разговоры о необходимости создать на базе ФАДН целое министерство. В этом убежден первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин , называющий межнациональные отношения в России вулканом.




«Все, что связано с экономикой в наших автономиях, республиках, в малых народностях, вызывает глухое недовольство, раздражение. Сегодня глухое - завтра взорвется. Даже в Москве появляются национальные анклавы. Это все до поры до времени», - говорит Рашкин.

При этом депутат отмечает, что вероятность переформатирования агентства в министерство крайне мала, поскольку в правительстве не считают вопрос национальных отношений первостепенным. «Они и на ФАДН решились с огромной неохотой. Только акции протеста и столкновения на национальной почве подвинули их к тому, чтобы хотя бы агентство утвердить», - считает депутат.

В свою очередь правозащитник, член СПЧ Максим Шевченко считает функции агентства достаточными. По его словам, за три года ФАДН превратилось в «интеллектуальный менеджерский центр национальной политики, распределяющий бюджеты».

«Они не занимаются управлением, потому что непонятно, чем управлять в национальной политике. Они свою роль финансового регулятора, координатора в реализации стратегии нацполитики (это их главная функция, как я понимаю) - выполняют очень хорошо», - полагает Шевченко, отмечая, что нет ничего подозрительного в закрытых социологических исследованиях, финансируемых агентством.

«Государство должно понимать реальную картину. Но ее не всегда можно адекватно интерпретировать для общественности. У нас же в обществе есть возможность для провокационной интерпретации: ситуация в Кемерове это показывает. Есть цифры, данные, которые, как я предполагаю, могут быть сложными для понимания. В таких сферах опасно публиковать все результаты опросов, которые необходимы специалистам из контртеррористических служб», - поясняет Шевченко.

Однако публиковать агентство не планирует не только результаты опросов, но информацию о собственных планах. «Шторм» после череды напрасных попыток дозвониться до руководителей отправил в пресс-службу официальный запрос, но ответа или хотя бы реакции из разряда «коллеги, получили, работаем» - нет.



Поделиться: