Как помянуть отца. За самоубийц можно молиться только дома, в церкви за них не молятся. Тем не менее, Бог милостив и отвёл для самоубийц один день в году, когда в церкви разрешается молиться за самоубийц: это поминальная суббота накануне Троицы. В эту по

В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

  • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
  • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
  • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


Другие дни поминовения

Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

  • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

Поминают всех усопших также в другие дни:

  • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
  • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
  • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


Как провести печальную годовщину

Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

Как поминать усопшего на год после смерти дома

Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

  • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
  • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
  • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

Как почтить покойного самостоятельно

Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

Зачем поминать усопших

Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

протоиерей Д.Г. Булгаковский
  • свящ. Вячеслав Рубский
  • свт.
  • Со святыми упокой Сборник
  • Во всех делах твоих помни о конце твоём ().
    Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы () .

    Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

    Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим . не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

    По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой , сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

    Любовь не умирает

    Плодом жизни любого человека является только одно – , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения и тела до , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
    Близкие могут , желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

    Поминовение на Божественной литургии

    «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. .

    Милостыня

    Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

    Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

    Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

    Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

    Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

    Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы » (). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт » ().

    Вопрос о том, как именно отражаются на усопших за них со стороны членов земной , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

    О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

    Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

    Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель . В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

    Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

    Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет - усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

    Дни поминок: 9, 40 дней и 1 год после смерти . Дни поминовения усопших и святых у православных . Родительская суббота. Поминки в пост. Поминки в день похорон .

    Дни поминовения усопших у православных

    Поминать ушедшего из жизни человека - это своеобразная миссия, нечто обязательное, но в то же время выполняемое без принуждения - в память о близком человеке, которого нет рядом, но который навсегда остается в сердцах помнящих о нем людей.

    Поминать усопшего принято в день похорон , которые по христианской традиции приходятся на третий день после смерти, на девятый и сороковой дни , а также спустя год после утраты .

    Поминки на 3 и 9 день после смерти

    Поминальный день после похорон очень важен. Собравшиеся проводить усопшего в последний путь возносят Богу молитвы об успокоении его души. В этот день принято накрывать большой поминальный стол (о том, каким он должен быть, можно узнать на странице « ») и не спеша проводить трапезу, во время которой присутствующим дается возможность выразить свое горе и сказать несколько теплых слов об ушедшем человеке. Как оформить приглашение на поминки — читайте в статье . О том, как сформулировать свои мысли на поминках и какие подобрать слова, читайте на странице « ».


    Поминки на девятый день лучше проводить в узком кругу - с родными и близкими, - читая молитвы и воскрешая в памяти эпизоды жизни усопшего, характеризующие его с самых лучших сторон. В этот день можно посетить могилу покойного, освежить цветы и еще раз мысленно «поговорить» и попрощаться с дорогим человеком.

    40 дней и 1 год (годовщина)

    Поминки на 40 день (или сороковины ) не менее значимы, чем мероприятия, проводимые в день похорон. Согласно православным верованиям, в сороковины душа ушедшего человека предстает перед Богом и решается ее судьба, куда она последует - в рай или ад. В этот день родственникам и близким следует приготовить большой поминальный стол и пригласить всех, кто знал покойного и хотел бы его помянуть. В сороковины принято посещать могилу усопшего и читать молитвы за упокой его души.

    Панихида об усопших

    Через год после смерти необязательно проводить поминки для большого количества людей, достаточно собраться за семейным столом и почтить память ушедшего человека. Вместе с тем, в годовщину смерти следует посетить могилу покойного и при необходимости навести там порядок. Спустя год после пережитого печального события на могиле можно посадить цветы, хвою, подкрасить ограду или, если памятник был временный, заменить его постоянным гранитным или мраморным монументом.

    Нужно ли на поминки ходить в церковь

    Поминки на 3, 9, 40 дни, а также 1 год спустя предполагают у православных христиан проведение церковных служб. Посещая храм, близкие и родственники покойного ставят свечи, читают молитвы и организуют панихиды. Но добавим, что об этом можно позаботиться не только в поминальные, но и в обычные дни . Так, зажечь свечку и помолиться в церкви можно, если вас что-то беспокоит и снова нахлынули чувства об ушедшем человеке. Воздать молитвы в храме можно в день рождения покойного, в день, на который выпали его именины, и в любое другое время , когда вам этого захочется. Совершать молитвы в дни поминок можно дома самим или пригласив священнослужителя.


    Зачем надо молиться об усопших

    И напоследок. Дни поминовения следует встречать и провожать в хорошем расположении духа, не держа ни на кого обиды, тем более на почившего человека. В поминки также принято раздавать милостыню нуждающимся и угощать поминальными блюдами всех, кто окружает вас в этот день, - соседей, коллег, друзей.

    Святая Церковь молится постоянно о всех "прежде почивших отцех и братиях наших", но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

    Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается потому, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

    Первые два дня душа еще пребывает на земле и с сопровождающим ее Ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями о земных радостях и горестях, делах добрых и злых. На третий же день Господь повелевает душе вознестись на Небеса для поклонения Себе.

    В течение шести дней, с третьего до девятого, душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении Ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. На девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

    После вторичного поклонения Богу Ангелы отводят душу в ад, где она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. На сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоится по своим делам.

    Именно поэтому особенно усиленные молитвы за умерших мы должны возносить на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Но эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви, положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, проведя сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, помогает победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

    Что мы можем сделать для близких в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, т.е. ежедневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности хорошо заказать сорок обеден и даже в нескольких храмах.

    Если смерть человека случилась во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения - обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественной литургии каждый день не бывает.

    Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихиды не служатся, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказываются ни обедни об усопших, ни панихиды. Только со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) в храмах начинают принимать заказы на сорокоусты и обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей.

    День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Поэтому мы празднуем память наших близких по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие о помиловании их душ, о даровании им вожделенного отечества в вечное наследие.

    В третий, девятый и сороковой дни, а также в годовщину смерти надо заказать в церкви обедню об упокоении усопшего. Дома в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

    Следует поминать усопших и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили). В дни их памяти надо заказать в церкви обедню об их упокоении, панихиду, помолиться за них дома, помянуть их за своей трапезой.

    Поминальная трапеза

    Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7).

    Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных и близких? К сожалению, нередко поминки превращаются лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

    В этой главе обобщен опыт людей, живущих православной жизнью, разрозненные советы и пожелания сведены воедино.

    Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвертую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели - особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

    Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это поминовение называется встречным. Делается так потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, когда совершается Божест­венная литургия.

    В первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. В Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает только со вторника Фоминой недели, Радоницы, о которой говорилось выше. С этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду. Келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон.

    Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Поминки - это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем упиваться вином?

    Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, - это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угостить пришедших повкуснее, посытнее. Но при этом нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

    Молитвы читают перед святыми иконами с зажженной лампадкой или свечой. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.

    Непосредственно перед едой читают молитву Отче наш . Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы (риса), смешанные с медом (изюмом). Зерна служат символом Воскресения, а мед (или изюм) - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

    Затем ее отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

    Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель.

    Но самое главное - молитва об упокоении и помиловании души умершего человека. Если даже так случится, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, поминовение от этого не будет хуже. Если в доме не окажется и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание за души умерших шло от нашего сердца.

    Во время поминок принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд; это очень древний обычай.

    Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

    Поминовение усопшего после погребения

    Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым).

    Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

    Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

    Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

    Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и преданиях Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, благодатной помощи Отца Небесного.

    Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь после сорокадневного поста.

    Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия.

    Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении.

    Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

    После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда.

    Молитва в сороковой день чрезвычайно важна, ибо ею заглаживаются грехи умершего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни - день рождения, смерти, именины покойного.

    Для православного верующего день смерти ближнего - это день рождения в новую, вечную жизнь.

    Как молиться в дни поминовения

    В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день - зависит от времени и сил читающих, но чтение непременно должно быть ежедневным. После прочтения всей Псалтири она читается сначала. Не следует лишь забывать после каждой "Славы..." чтение молитвенного прошения о поминовении усопшего (из "Последования по исходе души от тела ").

    Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на различные обстоятельства, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или заказывают его в монастырях (т.н. "неусыпаемая Псалтирь"). Конечно, Бог слышит и такую молитву. Но она будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. И не стоит жалеть на это ни сил, ни времени.

    В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит 118-й псалом). Ее называют поминальной, а в богослужебных книгах - "Непорочны" (по слову, находящемуся в первом ее стихе: "Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни").

    После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними - псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим".

    После этих тропарей читается канон "Последование по исходе души от тела ".

    Дни особого поминовения всех умерших православных христиан

    Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи.


    Таких дней в году:

    1) суббота седмицы Мясопустной,

    2) суббота 2-й седмицы Великого поста,

    3) суббота 3-й седмицы Великого поста,

    4) суббота 4-й седмицы Великого поста,

    5) вторник 2-й седмицы по Пасхе,

    6) суббота 7-й седмицы по Пасхе,


    Представление всех покойников "родителями", т.е. принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни, особенно субботы, совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.

    Именно в субботу полагается молиться об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, поминать умерших родных и близких.

    Как поминать? В каждом "православном молитвослове" в конце утренних молитв помещены молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя к ним молитвенное прошение из "Последования по исходе души от тела".

    Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

    Мясопустная родительская вселенская суббота отмечается за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, в том числе умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

    Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в следующие три дня: родительские вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

    В субботу 7-и седмицы по Пасхе, пред святою Пятидесятницею, совершается поминовение всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, которое простирается на живых и умерших. Установление поминовения усопших в Троицкую субботу относится к первым временам христианства. Святой Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: «Христе Боже наш... услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братии наших, и прочих сродников по плоти и всех своих в вере, о них же и память творим ныне... Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой... вся преждепочившие души... в стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся в Святыя Твои обители» (3 пол.).

    29 августа, в день Усекновения честныя главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, русскою Церковью установлено в 1769 году совершать поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных.

    Троицкая вселенская родительская суббота отмечается перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан.

    Частные родительские дни.

    Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день, когда живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа, принято называть Радоницей. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы крашеные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).

    11 сентября , в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Это поминовение установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 г.), во время войны с турками.

    В субботу перед 26 октября, днем памяти святого и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается поминовение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.

    Польза поминовения о усопших, принесения бескровной жертвы за них и молитв наших о них велика и бесспорна. Об этом свидетельствуют на пространстве тысячелетия (IV XIV вв.) единогласно отцы и учителя Церкви: святой Ефрем Сирин, преподобный Макарий Египетский, святой Иоанн Златоуст, святой Кассиан, блаженный Августин, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Солунский и др.

    Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября (день памяти вмч. Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Дмитрием Ивановичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 г., князь Дмитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.

    Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но и всех усопших.

    Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. День победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

    В эти дни закажите о своих близких, родных обедню или поминовение на проскомидии (в переводе с греч. - приношение). Это листок с заголовком "Об упокоении", в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).

    В такие дни хорошо посетить могилы умерших, в церкви помолиться во время панихиды об их упокоении, а дома читать 17-ю кафизму.* Не забудьте помянуть умерших во время трапезы.

    П очему люди умирают?

    - «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

    Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

    Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

    Что происходит с душой после смерти?

    По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

    Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

    Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

    Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

    Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

    Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

    Какая душа не проходит мытарств после смерти?

    Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

    Какое надо иметь понятие о рае?

    Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

    В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

    Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

    Какое надо иметь понятие об аде?

    Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

    По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

    Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

    Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

    Как выдержать горе при смерти близкого человека?

    Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

    Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

    Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

    Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

    Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

    Что делать, если снится умерший человек?

    На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

    Сколько дней носят траур по усопшему?

    Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

    Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

    Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

    Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

    Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

    Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

    Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

    После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

    Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

    Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

    Как помочь усопшему?

    Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

    Для чего совершается поминовение усопших?

    Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

    Можно ли кремировать усопших?

    Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

    В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

    Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

    Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

    Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

    Что такое канун?

    Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

    Зачем надо приносить в храм продукты?

    Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

    Какие продукты можно положить на канун?

    Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

    Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

    Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

    Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

    Что такое родительская суббота?

    В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

    Когда бывают родительские субботы?

    Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

    Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

    Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

    Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

    Какие еще есть дни поминовений усопших?

    Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

    Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

    Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

    Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

    В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

    Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

    Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

    Что делать при посещении кладбища?

    Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

    Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

    Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

    Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

    По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

    К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

    Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

    Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

    С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

    Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

    Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

    Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

    Надо ли служить панихиду по младенцу?

    Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

    Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

    Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

    Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

    Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

    Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

    Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

    Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

    Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

    В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

    Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

    Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

    Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

    Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

    Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

    Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

    Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

    Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

    Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

    Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

    Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

    Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

    Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

    Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

    «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

    Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

    Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

    Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

    Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

    Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

    Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

    Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

    Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

    Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.



    Поделиться: