Тайны титаника читать. Гибель Титаника – тайна катастрофы XX столетия. Юроки: день падения небес

Ровно век назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, в холодных водах Атлантики потерпел крушение самый большой, самый комфортабельный, самый безопасный океанский корабль начала XX века. Невероятное количество жертв - полторы тысячи человек!

Прошло 100 лет. За это время все мифы, загадки, легенды вокруг катастрофы развенчаны, событие расписано буквально по минутам. Люди даже рискнули опуститься в бездну, на глубину почти 4000 метров, чтобы увидеть своими глазами остов гигантского лайнера и найти истинную причину гибели корабля.

Казалось бы, тайн больше нет. Но этот фильм впервые раскроет еще одну тайну, ушедшую на дно вместе с легендарным кораблем: на борту "Титаника" были наши соотечественники - пассажиры с русскими паспортами! Кто они? Зачем отправились за океан? Как сложилась их судьба?

Никто никогда в России не занимался поиском русского следа в истории "Титаника".

Создатели фильма провели невероятно трудную работу по поиску русских имен. Ведь точных списков пассажиров до сих пор не существует. Они ушли на дно вместе с кораблем.

В фильме в жанре расследования будут прослежены реальные судьбы наших соотечественников, которые волей самых разных обстоятельств оказались в том легендарном рейсе.

"Русский след" приведет в Ростовскую область, откуда в начале прошлого века на поиски лучшей жизни крестьяне отправились в далекий Уругвай. Часть из них решили добираться морем и сели на "Титаник". Добрался ли кто-нибудь из них до Уругвая?

В Нижегородскую губернию приведет история обнищавшего дворянина, отставного военного Михаила Жадовского. Он был кассиром на "Титанике", и по статусу ему полагалось место в шлюпке. Но Михаил Михайлович уступил его незнакомой женщине.

Как все было на самом деле, впервые расскажут живые потомки одного из спасшихся пассажиров "Титаника" - подданного Российской империи осетина Мурзакана Кучиева. Он чудом избежал смерти в ледяных водах Атлантики. Но судьба его после спасения была не менее драматичной.

Что стало с другими пассажирами "Титаника" - мигрантами из Гродно, Вильно, Могилева? В поисках русского следа авторы фильма побывали в Канаде, в Морском музее Галифакса, на кладбище Фейрвью, где хоронили погибших.

Есть еще один русский след в этой истории. Мало кто знает, что самой идеей знаменитого фильма "Титаник" обязан русским. Он задумал эту картину, когда узнал о существовании в России аппаратов "Мир". Пилоты этих глубоководных аппаратов Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев расскажут о погружении к "Титанику" и помогут развенчать мифы и легенды вокруг его гибели.

По непроверенным данным, на "Титанике" было около ста пассажиров с русскими паспортами. Пока создателям фильма удалось обнаружить фамилии 52 человек, а прикоснуться к судьбам только пятерых. Может быть, те, кто увидят фильм, найдут там знакомые имена и смогут пролить свет на судьбы остальных пассажиров с русскими паспортами. Надо спешить с поиском. Ведь жить "Титанику" осталось не больше 30 лет. Почему? Об этом расскажет канадский профессор университета Далхауси Генриетта Манн.

Катастрофа лайнера «Титаник», крупнейшего пассажирского корабля мира, произошедшая незадолго до Первой мировой войны, до сих пор служит предметом интереса историков, писателей, кинематографистов.

В своем первом трансатлантическом рейсе 14 апреля 1912 г. «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 мин затонул. Он имел на борту 1316 пассажиров и 891 члена экипажа, всего 2207 человек, из них выжило 706.

Спасшихся подобрало судно «Карпатия» и доставило в Нью-Йорк. К этому времени мир уже знал о катастрофе благодаря радио. Началось расследование.

Надо, конечно, учитывать, что свидетели - спасшиеся моряки «Титаника» - в своих показаниях стремились защитить свою компанию. Англичан вообще задело, что расследование проводит иностранное государство. Но из деталей постепенно складывалась общая картина. Оказалось, что в течение двух дней радисты «Титаника» принимали сообщения о большом скоплении айсбергов, но они затерялись в ворохе других радиограмм.

Однако капитан все же предупредил офицеров об опасности, а впередсмотрящим было приказано искать ледяные поля. Но когда в 23 часа 40 мин. впередсмотрящий Фредерик Флинтувидел прямо по курсу айсберг и поднял тревогу, было уже поздно - до ледяной горы осталось 460 м. Айсберг был «черным», то есть он недавно перевернулся в воде, и поэтому сторона, обращенная к кораблю, не давала отблеска. Вахтенный офицер Мэрдок попытался провести маневр. Он дал приказ рулевому «право руля», а в машинное отделение «лево руля». По терминологии 1912 г. это означало поворот кормы вправо, а носа влево. Одновременно Мэрдок включил механизм, закрывающий водонепроницаемые двери между отсеками, и приказал дать задний ход. «Титаник» стал медленно поворачиваться, но айсберг соприкоснулся с его правым бортом, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины.

Существует мнение, что если бы Мэрдок не отдал приказ дать задний ход сразу же после команды «право руля», «Титаник» наверняка избежал бы столкновения. Но эту команду просто не успели выполнить, иначе «Титаник» испытал бы сильную вибрацию, но о ней никто не упоминает. Если бы руль не был переложен, нос судна вмялся бы на 25-30 м, но судно бы не затонуло. Погибли бы люди, находившиеся в носовой части. Но Мэрдок не мог измерить расстояние до айсберга и не могзнать, что предпринятый им маневр не удастся. После столкновения надо было готовиться к эвакуации. В эфир были посланы радиограммы о помощи, в 00 часов 45 мин выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка.

Правила Британского кодекса торгового мореплавания ставили количество спасательных шлюпок в зависимость от тоннажа судна, а не от количества пассажиров. Правила были установлены в 1894 г., когда тоннаж пассажирских судов не превышал 12 952 т, и все суда водоизмещением 10 000 т и выше попали в одну категорию. Для этой категории требовалось, чтобы в спасательных шлюпках было достаточно места для 962 человек. Тоннаж «Титаника» составлял 46 328 т. В шлюпках «Титаника» было 1178 мест, но и они оказались незаполнены. Капитан Смит приказал брать в шлюпки сначала женщин и детей. Второй помощник капитана Лайтоллер выполнил приказ буквально: он позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Члены экипажа не пускали мужчин-пассажиров в шлюпки, а выход на палубу для пассажиров третьего класса был открыт только в 1 час 15 мин. Поэтому многие женщины и дети так и не успели спастись. В 2 часа 18 мин «Титаник» разломался на три части и через две минуты затонул. Вместе с кораблем погиб и капитан, и конструктор судна Эндрюс. Почти все шлюпки не рискнули приблизиться к месту крушения, опасаясь попасть в водоворот от тонущего судна. Моряки также боялись, что едва державшиеся в ледяной воде сотни людей просто перевернут их суденышки. Только пятый помощник Гарольд Лоу, сумев собрать вместе несколько шлюпок, пересадил людей и сумел освободить одну шлюпку, на которой и подошел к месту катастрофы, сумев спасти еще девятерых. А утром все выжившие перешли на борт «Карпатии».

Трагедия «Титаника» вызвала множество самых разных гипотез и легенд. Одна из них связана с «близнецом» судна «Титаник» - лайнером «Олимпик». Этому кораблю не везло с самого начала. Во время ходовых испытаний в 1911 г. он столкнулся с крейсером, и получил повреждения, правда, недостаточные для того, чтобы получить крупную страховку. Возникла легенда, согласно которой компания-судовладелец «Уайт Стар Лайн» к тому времени уже несла финансовые потери, а страховка за корабль вполне могла покрыть все убытки, достаточно было лишь чтобы корабль получил еще большие повреждения. Появилась легенда, что у кораблей поменяли местами названия и в трагический рейс на самом деле направился «Олимпик». Плохо отремонтированный, он пошел ко дну при первом же столкновении с айсбергом. Но в 1985 г. специальная экспедиция на батискафе обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 м. С парохода подняли детали, на которых был отштампован строительный номер 401, принадлежащий «Титанику» (строительный номер «Олимпика» был 400).

В 1994 г. был подвергнут испытанию на вязкость кусок корабельной обшивки. Современная сталь выдержала проверку: в результате удара металлическая пластина лишь V-образно согнулась, а фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Таким образом, сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью фосфора, что делало ее очень ломкой при пониженных температурах, поэтому при ударе обшивка треснула и разошлась.

Много лет идут разговоры об удивительном совпадении, похожем на пророчество. В 1898 г. Морган Робертсон опубликовал книгу «Тщетность», где рассказывается о том, как огромное пассажирское судно «Титан» гибнет от столкновения в тумане с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию. Но после гибели «Титаника» повесть была переиздана в 1912 г. под новым названием «Тщетность, или Гибель Титана». Все последующие переиздания «Тщетности» делались как раз по варианту 1912 г.

Но оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического «Титана» подогнал к размерам реального «Титаника»! Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля и убрал паруса, которые присутствовали в первом варианте. А мистическое совпадение названий тоже нашло свое объяснение - во второй половине XIX в. у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием «Титания». Неудивительно, что Робертсон дал своему кораблю похожее имя. И эта история служит еще одним примером того, какое впечатление на людей и сегодня производит эта трагедия, произошедшая в начале XX столетия.

Возможно Вам будет интересно:






В феврале 1995 года в Бэдфордском океанографическом институте (Великобритания) был завершен химический анализ металлических образцов, взятых с затонувшего "Титаника". Данные оказались сенсационными: в металле "Титаника" обнаружено повышеное содержание серы, что сделало его недопустимо хрупким. Возможно, именно здесь кроется причина гибели лайнера.

В ночь на 15 апреля 1912 года гигантский лайнер «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в Атлантическом океане к юго-востоку от мыса Ньюфаундленд. Различные источники называют различное количество погибших - от 1490 до 1635.

Больше 70 лет подводники многих стран искали место гибели корабля.

В 1985 году затонувший лайнер обнаружила экспедиция Вудс-Холлского океанографического института (США). Через год с борта подводного обитаемого аппарата «Алвин» были проведены первые обследования «Титаника», получены видеозаписи и фотографии.

В 1987 году французская экспедиция с помощью аппарата «На-утил» подняла на поверхность 1400 предметов с «Титаника», многие из которых имеют большую историческую и художественную ценность.

Но самая крупная экспедиция к месту затопления «Титаника» состоялась в мае-августе 1991 года. Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» провело тщательное исследование металлических частей обшивки корабля, придонных течений и отсняло сразу несколько фильмов по заказу крупнейших кино- и телекомпаний мира.

Предстояло снять не обычный фильм, а широкоформатный с объемным изображением. При -этом картина возникает на параболическом экране площадью 2 тыс. кв. метров и у сидящих возникает эффект присутствия в глубоководном аппарате. Обработка изображения на компьютере показала, что каждый кадр такого фильма несет в тысячу раз больше информации, чем обычный кинокадр.

Идея создания подобных фильмов родилась в Канаде 25 лет назад. Тогда же была организована фирма «Имакс». Однако до сей поры не был снят объемный фильм, поражающий воображение зрителей. Фильм о «Титанике» стал первым...

Как только «Миры» подошли к «Титанику», оказалось, что у затонувшего судна имеется масса опасно выступающих предметов - тросы, мачты. Тем более, что кинокамеры были смонтированы в жилой части «Миров», так что пилотам приходилось управлять аппаратами, глядя в боковой иллюминатор (это все равно, что управлять автомобилем, глядя в боковое окно)... Малейшая неосторожность пилота могла обернуться трагедией.

И вот аппараты достигли «Титаника». Исследователи увидели, что гигантский лайнер, уходя под воду, развалился на две части: Носовая часть - длиной 180 метров. Кормовая часть около 100 метров. Сейчас они покоятся на расстоянии полумили (900 метров) друг от друга. А между двумя половинками - гигантское поле всевозможных предметов, вывалившихся из кают, - множество бутылок с коньяком и шампанским, разная,утварь, обувь, чемоданы, кухонные котлы, телеграфы, которыми управлялось судно.

Во время катастрофы, когда вода заполнила носовую часть судно встало вертикально. Средняя часть «Титаника» изобиловала пустотами - там располагались лифты, холлы и рестораны. Именно здесь металл не выдержал и гигант разломился (теперь после завершения химического анализа металла, мы, кажется, знаем точно от чего это произошло). В обломке носовой части исследователи увидели машинное отделение и разорвавшиеся котлы. Возможно, взрыв произошел, когда вода попала на раскаленные части котлов.

Но главная причина гибели «Титаника» - это, конечно, айсберг. До сих пор отчетливо видно место, где ледяная глыба пропорола обшивку судна. Известно, что лайнер был разбит на шесть отсеков. Если бы даже три отсека заполнились водой, «Титаник» держался бы на плаву. Но айсберг прочертил длинную рану вдоль борта до конца носовой части судна. Он вскрыл борт, как нож консервную банку, И все-таки два с лишним часа «Титаник» держался на воде.

За 20 дней экспедиции было совершено семнадцать погружений. Обнаружили двадцать четыре вида морских животных, которые обитают во чреве гигантского корабля. Вблизи затонувшего судна были исследованы «реки» ржавчины, которые разносят металл в близлежащие придонные районы. На «Титанике» эта ржавчина висит причудливыми коричневыми сосульками.

Перед погружениями российские исследователи обязались не поднимать ценностей с «Титаника». Были подняты только шесть металлических предметов: заклепка, детали палубы, бортика и часть корпуса.

Все эти предметы были отданы в Бэдфордский океанографический институт для проведения анализа металла. И вот итоги: в металле «Титаника» было обнаружено высокое содержание серы. Изделия из такого металла отличаются хрупкостью. Однако в документах завода-изготовителя корабля указан совсем другой состав металла! Возможно, потребуется специальное следствие по делу о погибшем судне спустя более 80 лет со дня его гибели.

Почти столетие прошло с той страшной ночи с 14 на 15 апреля 1912 года, когда в ледяных волнах северной Атлантики затонул легендарный «Титаник», унеся с собою более полутора тысяч человеческий жизней. Сотни свидетельских показаний, тысячи фактов и, наконец, долгожданная возможность опуститься на глубину почти 13 тысяч фунтов, чтобы подробно изучить обломки некогда одного из самых великих судов человечества. Сотни научных исследований, проведенных учеными крупнейших стран мира с использованием самой мощной компьютерной техники. Хронометраж трагедии восстановлен, казалось бы, поминутно и никаких загадок больше не может быть. И вроде бы уже пора поставить точку в конце этой печальной истории, если бы только не одно обстоятельство: до сих пор корабли ловят сигналы SOS, посланные из радиорубки терпящего бедствие «Титаника», а норвежские рыбаки все продолжают и продолжают вылавливать спасшихся пассажиров. Что это - массовое помешательство или неизученные пока загадки времени и пространства?

Таинственные сигналы бедствия

Недавно в прессе опять (в который раз!) промелькнуло сообщение о том, что радисты сразу нескольких судов, приписанных к портам Норвегии, Швеции и Нидерландов, 15 апреля приняли международный сигнал бедствия SOS, который подавался в течение почти двух часов из точки с координатами 41,46 норд, 50,14 вес в Атлантическом океане. О полученных сигналах все суда сообщили по радиосвязи на берег, где к поиску попавшего в беду судна подключились навигационные службы. Однако, к удивлению моряков, снимки со спутника показали, что в этом районе в данный период времени вообще никаких судов не было. Радисты получили выговор, навигационные службы начали служебную проверку, пытаясь найти неизвестного «шутника», однако никаких результатов это (увы!) не принесло. А тем не менее, это была уже далеко не первая подобная «мистификация».

В первый раз сигналы SOS с тонущего «Титаника» были зафиксированы еще в 1972 году. 15 апреля радист американского линкора «Теодор Рузвельта» Ллойд Детмер принял сигнал бедствия. Сквозь чудовищные помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику». Естественно, как и всякий здравомыслящий человек, он не поверил своим ушам. Первая мысль была о том, что он либо свихнулся, либо его кто-то разыгрывает. Однако инструкция строго предписывала сообщать обо всех подобных фактах на берег. Действительно, мало ли что? Вдруг кто-то и на самом деле тонет? Вдруг на самом деле название судна было просто созвучно «Титанику», а из-за помех он его просто неправильно разобрал? Ответ с берега пришел в рекордно короткие сроки и, к удивлению Ллойда Детмера, был на удивление спокойным и странным: на сигналы SOS не реагировать, следовать прежним курсом. А позже, уже в порту, команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, никаких призывов о помощи посылать не мог. Соответственно, следуя логике, либо никакого сигнала SOS не было вообще, либо кто-то просто хамски пошутил. Команда, посмеиваясь, разошлась. Действительно, наверное, так все и было. Однако несчастному радисту что-то не давало покоя. Но что? Объяснения, на первый взгляд, логичны, сигнал действительно был слишком слабым и в него вполне могла вкрасться ошибка. Подозрительным было лишь одно: почему разъяснения по поводу его, как все считали, бреда или неустановленного хулиганства в эфире давало не их непосредственное военное начальство, а представители спецслужб? И тогда, сначала просто из любопытства, Детмер начал свое собственное расследование, которое дало очень много весьма неожиданных и совсем необъяснимых фактов. Не удивительно, что когда расследование зашло слишком далеко, и Детмер уже стал обладать кое-какой весьма любопытной информацией, его вдруг объявили психически неполноценным и в рекордно короткие сроки упрятали в психушку. Но что же такого интересного накопал Ллойд Детмер, чем вызвал на себя гнев могущественных спецслужб?

Во-первых, как стало известным, Детмер отыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что, оказывается, не он один получал странные радиограммы, посланные якобы с «Титаника». Как оказалось, призраки радиоэфира появлялись с завидной регулярностью - примерно один раз в шесть лет (1924, 1930, 1936, 1942 и т.д. годы). Но тогда получалось, что следующего сигнала нужно было ожидать в 1978 году! Продолжая работать радистом на судне, Детмер сам напросился на вахту в ночь на 15 апреля. Как стало известно из судового журнала, сигнал был получен. Однако, как и в прошлый раз, на берегу никто не поверил, спецслужбы провели повторную разъяснительную беседу, а Детмера, который на фактах, полученных из военных архивов, пытался доказать свою правоту, объявили психически неполноценным и отправили на принудительно лечение в клинику неврозов города Балтимор (США). Почти на два десятилетия о таинственных сигналах с затонувшего «Титаника» позабыли. До тех пор, пока в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» не появились заметка об очередном сигнале SOS из прошлого, полученного канадским судном «Квебек». Круг замкнулся.

Петля времени

Итак, предположение Детмера о периодичности сигнала бедствия, похоже, оказалось верным. С ним, кстати, согласны и некоторые ученые, изучавшие этот феномен. Было выдвинуто несколько предположений, объясняющих появление сигнала из прошлого. Так, по мнению некоторых исследователей, объяснение может состоять в том, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Его-то, мол, и ловят время от времени суда в Атлантическом океане. И если периодичность «радиоматеризации» фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2008 году.

Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с «Титаника» пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Однако ввиду того, что в начале века радио было слишком дорогой экзотикой, да и изобрели его сравнительно недавно (в 1895 году), сигнал не был задокументирован. Впрочем, последнее не означает, что его не было совсем.

Удивительно? Но это еще далеко не все чудеса, связанные с гибелью «Титаника». Сопоставив все факты, связанные катастрофой, можно утверждать, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго до катастрофы мог получить … свой собственный сигнал SOS. Именно этим, по их мнению, можно объяснить и его оцепенение, и неожиданную попытку изменить курс, и (самое главное), что «Карпатия» и «Олимпик» - корабли, первыми прибывшими на помощь терпящему бедствие «Титанику», получили сигнал SOS почти на двадцать минут раньше, чем произошла сама катастрофа.

Разберемся. Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут. «Титаник» пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут, то есть шла около шести часов. Все, казалось бы, сходится: «Карпатия» находилась примерно в 200 километрах от «Титаника». Не сходится только вот что: «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом, никак не мог передать сигнал SOS 23 минутами раньше. Он вообще начал взывать о помощи только около полуночи, и именно этот зов был услышан на корабле «Цинцинатти», находившемя в 900 километрах. Получается, что и на «Олимпике», и на «Карпатии», приняли не реальный сигнал бедствия, а его фантом.

Природа SOS

Итак, факты подтверждают, что сигналы бедствия распространялись еще до катастрофы. Ученые задались вопросом их происхождения. Действительно ли это были радиосигналы, или что-то принципиально иное?

Еще в 70-х годах прошлого века доктор технических наук Г.А. Сергеев сообщил об открытии им так называемого стрессового излучения, возникающего в момент смертельной опасности для человека, в том числе, и когда он тонет. Он доказал, что физическая компонента этого излучения распространяется как в воде, так и в воздухе. Кроме того, это излучение при помощи специальных жидкокристаллических датчиков может быть зафиксировано на небольших расстояниях от тонущего человека. Вполне возможно, что трагедия «Титаника» породила стрессовые излучения такой силы, что они распространялись на тысячи километров!

В качестве подтверждения этой теории ученый приводит тот факт, что в момент гибели «Титаника» в разных странах были документально зафиксированы «видения», либо сны родственников людей, погибавших на «Титанике».

Апрельским вечером 1912 года священника Роуздейльской методической церкви в Канаде посетило видение: яростный шум волн, голоса, взывающие о помощи, и слова старой песни, которую он не слышал много лет. В конце вечерней службы священник рассказал прихожанам о своем видении и попросил вместе с ним исполнить старое песнопение, услышанное им во время видения: «Мы молимся Тебе, о наш Господь, за тех, кто погибает в бездне моря». На следующее утро священник и прихожане узнали о страшной трагедии в Атлантике, происшедшей в тот самый момент, когда возникло странное видение. Как потом выяснилось, это песнопение исполнялось во время молитвы на борту лайнера. Еще один пример. Молодой американке приснился жуткий сон: ее мать находится в лодке, забитой мечущимися и кричащими людьми, попавшими в кораблекрушение. Неподалеку плавают еще несколько лодок и сотни людей, барахтающихся в воде. А вдали над океаном вздымается корма судна, погружающегося в пучину. Позже спасшаяся мать женщины подтвердила, что во время гибели «Титаника» она обращалась мыслями к своей дочери, которую не чаяла больше увидеть.

В самом Нью-Йорке, куда должен был прибыть «Титаник», молодая девушка Стелла Смит во сне увидела себя на борту тонущего судна, корма которог о круто вздымалась вверх. Под ногами у нее уже плескалась вода, и о на, судорожно цепляясь за ванты, пыталась карабкаться вверх, но сорвалась и полетела в черную бездну... Чуть позже она узнала, что сре ди погибших пассажиров был и ее жених.

Подобные видения, как показывают факты, время от времени (все с той же периодичностью в 6 лет) посещают людей по обоим берегам Атлантики. А если принять во внимание теорию о петле времени, то вполне вероятно, что видения, распространяясь как в прошлое, так и в будущее, были восприняты Морганом Робертсоном, автором романа-предупреждения «Тщетность».

Мистическое предсказание Моргана Робертсона

В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому неизвестного автора Моргана Робертсона. Репортер, специализировавшийся на морской тематике, опубликовал роман со странным названием «Тщетность», в котором рассказал незатейливую историю о том, как в Англии был построен трансатлантический лайнер длиной 260 метров, имевший четыре трубы и три винта. При водоизмещении 60 тысяч тонн и мощности машин 50 тысяч лошадиных сил он развивал скорость свыше 25 узлов. Корабль считался непотопляемым, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Естественно, право совершить на нем первое путешествие через океан выпало сильным мира сего - миллионерам Старого и Нового Света. Однако плаванье закончилось трагически: холодной апрельской ночью лайнер на полном ходу врезался в айсберг и затонул. Трагедия усугублялась тем, что спасательных шлюпок на всех не хватило, и поэтому основная часть из двух тысяч пассажиров погибла. Название вымышленного парохода было «Титан». Сюжет ничего не напоминает?

Любой человек безошибочно узнает в истории романа «Тщетность» историю реального крушения «Титаника», построенного в Англии и погибшего холодной ночью с 14 на 15 апреля на пути в Америку в результате столкновения с айсбергом. Удивительно лишь то, что реальная катастрофа произошла на 16 лет позже. Кстати, этот роман спас жизнь некоторым людям, так и не ставших пассажирами злополучного «Титаника». Так, по иронии судьбы, экземпляр романа оказался в руках одного из кочегаров судна, который начал читать его в перерывах между вахтами во время рейса. По мере чтения он буквально пришел в ужас, узнав в описании «Титана» корабль, на котором он сам плыл. Попытался рассказать об этом товарищам, но они подняли его на смех. Тем не менее, напуганный кочегар поспешил дезертировать с лайнера во время захода в английский порт Саутгемптон. Что ж, как показало время, он оказался прав.

Совпадения «Титана» и «Титаника» заметили, но, к сожалению, слишком поздно. Через 16 лет после выхода романа все экземпляры до того практически не пользовавшейся спросом книги разошлись буквально мгновенно. В чем причина? Почему книга отставного моряка британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней какие-то, до этого тщательно скрытые литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое - в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе, и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле, и то, что оба корабля - настоящий и выдуманный - наткнулись ночью на айсберг, и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и тоже время, и то, что технические данные «Титана» и «Титаника» почти полностью совпадали. Убедитесь сами:

Список совпадений может быть продолжен. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении «Титаника».

Таинственные предупреждения

Роман «Тщетность» был не единственным предупреждением о возможной катастрофе. Жена промышленника Г.Вуда, в последний момент отказавшегося от билета на «Титаник», после катастрофы, передала прессе полученное ею по почте накануне отплытия анонимное предупреждение, в котором говорилось: «Если вы не хотите потерять своего мужа, то приложите все усилия, чтобы отговорить его от этого путешествия. Если данное предупреждение возымеет благоприятное действие, прошу в знак благодарности перечислить по указанному адресу сумму в 1000 фунтов, поскольку передача вам этого предупреждения потребовала от меня больших усилий и расходов».

Супруга Вуда сумела уговорить мужа отказаться от поездки, восприняв это послание как предупреждение о возможном покушении на него. Разумеется, после сообщения в прессе о гибели судна указанная сумма была немедленно перечислена неизвестному благодетелю. Откуда неизвестный доброжелатель узнал о грядущей катастрофе, неизвестно. Однако супруги Вуд были не единственными, кто, вероятно, получил «последнее предупреждение».

В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался от поездки на лайнере американский мультимиллионер Пирсон Морган - фактический владелец судна. Однако несколькими днями позже, уже после кораблекрушения, Моргана обнаружили на курорте во Франции в компании любовницы. Пребывал он в абсолютном здравии и ни о каком недомогании даже и не заикался.

Вместе с Морганом отказались плыть, и тоже в последний момент, еще свыше пятидесяти человек, в том числе его близкие друзья и деловые партнеры, включая германского стального магната Генри Фрика и американского мультимиллионера Джорджа Вандербильта.

Призраки катастрофы

Кто были все эти люди, предупредившие (пусть зачастую и не безвозмездно) сильных мира сего о грядущей катастрофе? Кем был, кстати, и отставной моряк Морган Робертс, биография которого, как оказалось, совсем неясна и изобилует всевозможными белыми пятнами? Недавно группой американских аномальщиков была предложена совсем уж фантастичная версия: все они были … выжившими пассажирами «Титаника». Похоже, петля времени сработала не только для радиоволн, но и для людей. Удивительно? Еще бы! Но все дело в том, что эта, без сомнения, весьма фантастичная версия имеет ряд весьма серьезных подтверждений, полученных уже в наши дни.

24 сентября 1990 года рыбаками норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» под командованием капитана Карла-Йоргена Хаса в Северной Атлантике, в 340 км юго-восточнее Исландии была обнаружена и снята с айсберга 29-летняя Винни Каутс. Женщина была насквозь промокшей, обветренной и продрогшей. Она утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», буквально только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Кроме этого, Винни Каутс очень беспокоилась за судьбу остальных пассажиров и буквально умоляла команду корабля немедленно отправиться на их спасение. Для этой женщины время как будто остановилось на трагической дате 15 апреля 1912 года, которую она и спустя 79 лет переживала так, как если бы это случилось только что. Более того, для нее вообще не существовало этих самых 79 лет!

Безусловно, объявившийся неизвестно откуда живой и невредимый свидетель гибели «Титаника» стал для экипажа корабля «Фоссхаген» полной неожиданностью. Это не укладывалось не только в бедные рыбацкие головы, но и в привычную схему восприятия земного времени. Норвежские морские власти были в полном замешательстве, ибо миссис Каутс производила впечатление вполне нормальной женщины, без психических отклонений. Кроме того, удивительными были и тот факт, что ее одежда полностью соответствовала последним веяньям моды начала ХХ века, и то удивление, которое вызывали у нее обычные, казалось бы, вещи - сотовый телефон, телевизор, самолет и т.д.

На лицо были признаки «перескока» во времени на целых 79 лет. Но как? В поисках ответа эксперты связались с английским морским ведомством. Однако пришедший в скором времени ответ не только не прояснил, но еще больше запутал сложившуюся ситуацию. Лондон подтвердил, что миссис Винни Каутс из Саутсгемптона действительно значилась в списках пассажиров «Титаника» и, следовательно, могла находиться на борту суперлайнера в момент катастрофы. Однако как объяснить тот факт, что 108-летняя женщина к моменту обнаружения выглядела как 29-летняя? «Это сверхъестественно, - заявили 27 врачей и ученых, обследовавших спасенную, - похоже, что эта женщина в течение 79 лет находилась во временном искажении. Она ничуть не постарела».

Подобные случаи, кстати, не единичны. Уже через год после описываемых событий, 9 августа 1991 года команда исследовательского судна военно-морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (то есть почти на том же самом месте) подобрали еще одного «ожившего» утопленника со спасательной лодки старинной конструкции. На этот раз им оказался, ни много, ни мало, потрясенный случившимся, но вполне невредимый капитан «Титаника» Джон Смит. На нем, к удивлению всех, была чистая и отутюженная униформа пароходной компании «Уайт Стар». Вдобавок ко всему капитан покуривал табачок из своей старой трубки. Спасатели, как и в случае с Винни Каутс, немедленно доставили спасенного на берег, где и передали с рук на руки изумленным психиатрам. К делу подключились спецслужбы, и, сразу после того, как полностью совпали отпечатки пальцев новоявленного капитана и обнаруженные в 80-летних документах, все документы по этому делу были засекречены. На любые вопросы прессы представители спецслужб отвечали кратко: «Это был всего лишь психически больной человек». Действительно, тяжело остаться психически здоровым, когда ты сначала утонул, а затем неожиданно воскрес спустя 80 лет после трагедии! До сих пор, даже несмотря на то, что оба спасенных чувствуют себя прекрасно, их держат в изоляции от общества, якобы в целях последовательной адаптации к современной действительности.

А вот третьему спасенному пассажиру «Титаника» повезло. Его никто не держит в психбольнице, он (вернее, она) благополучно адаптировался и в настоящее время проживает в Норвегии. Через три года после описанных событий, в 1994 году, в водах Северной Атлантики, опять практически на том же самом месте, командой уже другого норвежского судна была спасена 10-месячная девочка, замерзшая, но здоровая. На вопрос, откуда взялся младенец вдали от морских путей, в холодной воде, никто так и не смог ответить. Не добавил ясности и тот факт, что малышка была привязана к спасательному кругу с надписью «Титаник», а ее одежда полностью соответствовала той, в которую одевали младенцев в начале века. Позднее ученые, занимавшиеся этим феноменом, обнаружили в списках пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Однако дальше исследование продолжать не представлялось возможным: грудной ребенок, увы, ничего не мог о себе рассказать.

Современные исследователи раскопали и другие факты. Оказывается, моряки неоднократно сообщали о том, что примерно в этих широтах видели огромный пароход, уходивший носом вниз. Видение длилось всего несколько секунд, а затем исчезало. «Создается впечатление, - сказал по этому поводу исследователь-океанолог Малвин Айдланд, - что в этом районе мира время потеряло свое значение. Люди, исчезнувшие еще в 1912 году, неожиданно появляются, словно с ними ничего не происходило. Они даже не постарели! Возможно, что и «Титаник», и его пассажиры попали в какую-то ловушку времени, загадку которой нам еще предстоит отгадать».

Кстати, если принять все эти факты и сопоставить их с теорией о «пробитом» в обе стороны времени, то тогда можно предположить, что Морган Робинсон, автор удивительно пророческого романа «Тщетность», вполне мог оказаться одним из пассажиров «Титаника», только «заброшенного» не в будущее, а в прошлое. Тогда становятся понятными все удивительные совпадения вымышленного «Титана» и вполне реального «Титаника»: Морган Робинсон писал всего лишь автобиографическую повесть, которой хотел предупредить. К сожалению, далеко не все вняли его предупреждениям.


Гибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы...

Тем не менее тайна гибели «непотопляемого корабля» до сих пор не разгадана до конца и, более того, эхо величайшей трагедии доносится до наших времен.

Место гибели этого «непотопляемого» лайнера, утонувшего в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом 15 апреля 1912 года, находится в координатах 41°43"55" северной широты 49°56"45" западной долготы, что в 600 километрах от острова Ньюфаундленд. Во время этой катастрофы утонуло 1 513 человек из 2 224 пассажиров и членов экипажа.

Только 711 несчастных были спасены подобравшим их кораблем «Карпатия». В настоящее время «Титаник» находится в нескольких милях от координат, которые были переданы радистом в момент крушения, и поэтому он был обнаружен лишь недавно.

Мешала поискам и огромная глубина, на которой лежит изрядно проржавевший и покрытый водорослями остов корабля, — 3 750 метров. Технологий для поисков на такой глубине раньше просто не существовало.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

Скажем сразу, что мистическая предыстория этого события, связанного с именем корабля, началась еще 2 000 лет назад с древнего мифа, в котором говорится, что Зевс сбросил восставших против него великанов-титанов в темные глубины Тартара...

Катастрофа «Титаника» стала легендарной и сопряжена с различными необъяснимыми случаями, совпадениями и пророчествами. Увы, на них обратили внимание только после гибели корабля.

Так, к примеру, еще на стадии строительства судна на верфи в Белфасте среди докеров постоянно ходили пугающие слухи о том, что лайнер ожидает скверная судьба, поскольку они неоднократно слышали странные стуки в той части судна, где у него располагается второе дно.

Их связывали с наличием в этом замкнутом пространстве целой бригады рабочих верфи, случайно замурованных внутри и неспособных выбраться наружу. Постепенно стуки стали тише, а потом и вовсе пропали, но разговоры об этом не только не прекратились, а стали еще активнее, поскольку на верфи начали появляться призраки тех, заживо замурованных докеров.

ЗАБОЛЕТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ

Около сотни пассажиров, с трудом доставшие билет на этот корабль, накануне отплытия внезапно сдали билеты обратно. Никто из них потом не смог толком объяснить причину такого решения.

Мало того, даже сам владелец судна, миллионер Пирсон Морган, отказался плыть на корабле «по состоянию здоровья». Несмотря на «плохое здоровье», его в последующие дни видели улыбающимся и веселым на одном из французских курортов под руку с любовницей.

МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ

Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.

Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.

А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).

Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.

К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.

ТИТАНИЧЕСКИЕ «ШУТКИ»

Считается, что потусторонняя активность, связанная с «Титаником», усилилась в наше время, когда со дна начали поднимать части затонувшего корабля и личные вещи пассажиров. Многие посетители выставки этих предметов с ужасом рассказывали, как ниоткуда взявшиеся призраки срывали со стен фотографии или роняли на пол экспонаты, толкали экскурсантов и хватали их за волосы...

Но проделки привидений можно списать на впечатлительность посетителей. А ведь есть и реальное продолжение этой истории, которое уж точно ничем, кроме мистики, объяснить невозможно. Так, например, корабль с похожим названием — «Титаниан» — столкнулся с ледяной глыбой в 1939 году, что до смерти напугало экипаж, наслышанный о вышеупомянутой трагедии.

Как некую запредельную шутку можно расценивать падение неизвестно откуда взявшейся ледяной глыбы на крышу одного из домов во время просмотра фильма о «Титанике», а также «утопление» героини кинематографического «Титаника» — актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет».

Или же «водная» тема другого главного героя — актера Ди Каприо в фильме «Пляж». Таким образом, все, что так или иначе связано с трагедией злополучного корабля или его названием, несет в себе мистическую угрозу...

СИГНАЛ ИЗ ПРОШЛОГО

Однако самое удивительное во всей этой многолетней истории, что радиосигналы с тонущего «Титаника» поступают до сих пор. Один такой случай был зафиксирован 15 апреля 1972 года, когда радист американского военного корабля «Теодор Рузвельт» принял с давно затонувшего океанского лайнера сигнал о помощи.

Радист поначалу решил, что у него галлюцинации или что кто-то решил его разыграть. Теряясь в догадках, он запросил берег. Ответ оказался на удивление флегматичным: на сигнал SOS не отвечать, продолжать двигаться прежним курсом. Уже в порту командованию этого линкора настоятельно разъяснили, что давно утонувший корабль по понятным причинам не может подавать сигналы.

Однако радисту корабля, который поймал сигнал SOS, показалось странным, что разъяснения по поводу его иллюзий или неустановленного шутника в эфире давали представители ФБР, а не его непосредственное начальство. Он не поверил и начал свое расследование. Оказалось, что в разные годы, с периодичностью один раз в шесть лет, аналогичные сигналы с утонувшего «Титаника» слышали и многие другие радисты.

ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ

Абсолютно необъяснимой выглядит и следующая история. В начале августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в том самом месте, где некогда утонул «Титаник», якобы подобрало спасательную шлюпку.

В ней находился бородатый мужчина в годах, облаченный в морскую офицерскую форму начала века и утверждавший, что он является капитаном «Титаника». Поскольку человек настойчиво твердил, что сейчас 1912 год, то его поместили в психиатрическую клинику. Что с ним было дальше — неизвестно...

В том же 1991 году глубоководный робот достал со дна океана из руин «Титаника» некоторые вещи, которых там никак не могло быть, поскольку они относились к другому времени. Это было ружье, из которого, как считалось, стрелял капитан, желая прекратить панику, но выпущенное в 1928 году, и чемодан с 10 000 долларов, датированных 1996 годом!..

В 1992 году в Северной Атлантике некое норвежское судно занималось ловлей сельди. Внезапно у него отказал двигатель, и в то же время рыбаки увидели, как по правому борту в зоне их видимости из морской пучины возник огромный корабль. Видно было, как по его палубе мечутся люди и падают в воду. Надпись на борту судна гласила, что это и есть тот самый «Титаник»!

Но уже через две минуты призрачный корабль в мгновение ока скрылся в водах Атлантики. На поверхности воды видны были борющиеся со стихией пассажиры с затонувшего корабля. Однако рыбаки траулера не могли подплыть к ним из-за поломки своего двигателя, поэтому дали команду SOS в эфир, на которую откликнулся военный корабль США.

Он поднял на борт около десятка людей в спасательных жилетах, на которых было написано Titanic. Примечательно, что это действительно были люди, а не призраки умерших. Однако в дальнейшем вся информация о случившемся также была засекречена.

В 1994 году, опять-таки в водах Атлантики, где затонул «Титаник», моряки датского рыбацкого судна увидели в спасательном круге посиневшую от холода девочку приблизительно двух лет. Ее вытащили из воды, отогрели и оказали медицинскую помощь.

Примечательно, что на круге также была надпись: Titanic. Пытались расследовать этот случай, но безуспешно. Девочка была слишком мала для того, чтобы что-нибудь рассказать. А когда она выросла, то уже ничего не помнила о том, что с ней было...

СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ

Понятно, что появление людей из прошлого на месте гибели корабля кажется абсолютно невозможным и не отвечает ни одной из существующих научных теорий.

А поэтому за дело взялись парапсихологи. По их предположению, время в этом месте потеряло свое значение, образуя своеобразную петлю. В результате этого некоторые пассажиры «Титаника» попадают в наше время.

Другими словами, «Титаник» столкнулся не столько с айсбергом, сколько с порталом во времени, в результате чего не только предметы, но и люди попадают из прошлого в будущее и наоборот. Правда, случаев, когда наши современники попали в прошлое, пока не зафиксировано. Да и как их зафиксируешь? Возможно, они в этом месте и были, но утонули вместе с другими пассажирами «Титаника»...

НЕ ЗНАЯ БРОДУ...

Как известно, все художественные кинофильмы о гибели «Титаника» снимались в безопасных условиях на суше, были смоделированы на макетах и муляжах и с помощью компьютерных технологий. До сегодняшних дней не отмечалось даже попыток по созданию полной копии «Титаника». Эта идея, казалось, никогда не сможет найти своего творца — слишком страшной оказалась мистическая напасть, исходящая от имени этого корабля...

Однако смельчак все-таки нашелся. Им оказался австралийский миллионер Клайв Палмер, который в апреле 2012 года, когда отмечалось столетие со дня гибели «Титаника», внезапно объявил всему миру, что он закажет китайской компании полную копию этого лайнера, но с современной начинкой — двигателем и остальным навигационным оборудованием.

Название будущего корабля — «Титаник II», что, по его мнению, отвлечет от лайнера мистическую угрозу. Предположительная дата спуска корабля на воду — 2016 год. Однако, по некоторым данным, «Титаник II» все-таки не будет построен, по-видимому из-за тех же мистических опасений...

Аркадий ВЯТКИН



Поделиться: