Не дожидаясь худшего. Зачем нужен страховой поверенный? Пациенту дадут помощника I. Общие положения

Рассказывается о новой программе по защите прав пациентов и о сомнениях, которые вызывает институт страховых поверенных у независимых экспертов и медицинских специалистов.

Больше статей в журнале

Благие намерения

Как известно, далеко не во всех случаях те услуги, которые предоставляются гражданам в медицинских учреждениях, приводят к благоприятному исходу лечения и если результаты исследования подтверждались, приводили неумелые действия медицинских специалистов, или их халатность, то пациент, или же его представители (порой, к сожалению, наследники умершего) мог рассчитывать на получение финансовой компенсации, которая возмещала затраты на лечение и моральный ущерб.

В Министерстве здравоохранения РФ, однако, посчитали, что эта проверенная на практике система не обеспечивает самого главного – сохранения здоровья и жизни пациента. Ведь если бы и пациент получил правильное лечение, то и выплата компенсации не потребовалась бы. Подобные соображения и привели к тому, что появился институт страховых поверенных.

При этом, в соответствии с Министерством здравоохранения, регламентирующие работу страховых медицинских компаний, имеющих полисы ОМС, будут обслуживаться всего одним поверенным.



Что полезного смогут сделать страховые поверенные?

Замысел авторов очередной «страховой реформы» предусматривает использование страховых поверенных, не только как «контролёров», проверяющих , но и как своего рода индивидуальных кураторов пациента. Имея юридическое образование, поверенные смогут дать советы, которые помогут при выборе наиболее подходящей для подопечного программы медицинского страхования, а также проконсультируют граждан относительно структуры системы здравоохранения. Кроме того, поверенные окажут содействие в составлении и жалоб со стороны граждан.

Консультации поверенного, как считают в Минздраве, смогут дать возможность наиболее оптимального для пациента выбора медицинской организации, а также и лечащего врача. Затем будет постоянно контролировать всё то, что происходит в рамках программы диагностики и лечения.

При этом, хотя изменения в «страховом» законодательстве уже сделаны, пока что страховые поверенные еще не приступили к своим обязанностям. Их появление ожидается не ранее 2018 г. Пока же, в соответствии с замыслами Минздрава, страховщики привлекут экспертов из числа врачей и откроют в рамках своих компаний особые контакт-центры.

Поводы для сомнений

В настоящий момент подавляющее большинство пациентов не знают практически ничего о работе медицинских организаций. Точнее, никакого информирования больных о том, что обнаружены нарушения, деятельность страховщиков не предполагает.

Как подчеркнул Александр Саверский, руководитель Общероссийской организации «Лига защитников пациентов», сегодня количество пациентов, у которых есть претензии в отношении медицинских организаций, ничуть не меньше, чем было два десятилетия назад, когда страховым компаниям впервые была предоставлена возможность для контроля над деятельностью . Такие результаты прямо указывают на то, что страховщики никак не заинтересованы в защите прав граждан.

Саверский, кроме того, полагает: первое, что начнут навязывать гражданам страховые поверенные – ОМС, точнее, конкретные программы страхования, которые позволят извлечь из рук врачей те средства, которые они сегодня получают за платные услуги, и передать эти средства в руки страховщиков. Кроме того, есть основания считать, что некоторые медицинские учреждения смогут воспользоваться услугами страховых поверенных как средством устранения конкурентов.

Не лучше ли увеличить финансирование медицины?

Институт страховых поверенных вызывает скептицизм не только у «общественников», но и у медицинских специалистов. Так, Сергей Лазарев, занимающий в Национальной ассоциации медицинских организаций пост исполнительного директора, предположил, что главной функцией поверенных станет выкачивание денег из лечебно-профилактических учреждений, которые и так не могут похвастаться наличием значительных финансовых ресурсов. Лазарев отмечает, что больной, который, допустим, не может попасть на прием к отоларингологу из-за того, что соответствующая вакансия никем не занята, ничего не выиграет от вмешательства поверенного. Единственным практическим результатом для пациента станет направление на платный прием, а единственный, кто выиграет от такого вмешательства – это страховая компания, поскольку она вновь получит свою долю от очередного штрафа.

Владимир Слепак, возглавляющий комиссию Общественной палаты по социальной политике, также считает бессмысленным и даже абсурдным институт страховых поверенных. По его мнению, со стороны государства было бы гораздо разумнее увеличить финансирование здравоохранения, а не тратить деньги на проекты, не вызывающие ничего, кроме сомнений.

Страховщики уверены в успехе

Как и следовало ожидать, сами страховые компании полагают, что новшество позволит достичь продекларированных целей. Сергей Плехов, один из топ-менеджеров компании «СОГАЗ-Мед», предоставляющей страховые услуги, не смущается даже тем фактом, что каждому страховому поверенному придется курировать 20 тысяч граждан. По его мнению, в действительности обслуживать придется не более 400-500 клиентов, так как далеко не все люди одновременно обращаются за медицинской помощью.

Кроме того, в Министерстве здравоохранения подчеркивают, что расходовать государственные средства не придется, поскольку все услуги как самих поверенных, так и привлеченных экспертов и обслуживающего персонала будут оплачиваться самими страховыми компаниями. Эта информация, однако, противоречит тому, что говорят представители страховых компаний, которые, напротив, рассчитывают на дополнительное финансирование из государственного фонда медицинского страхования. В частности, Сергей Плехов полагает, что из всех тех денег, которые выделяются системе здравоохранения, примерно 1% должен теперь быть передан страховым компаниям для использования на финансирование института страховых поверенных.

Пока фонд ОМС трещит по швам, страховые компании создают новых фигурантов, которые якобы будут работать в интересах пациентов. Впрочем, с созданием трехступенчатой системы страховых поверенных не согласна даже Общественная палата РФ.

Итак, с 1 июля нас постигло очередное нововведение — начинает действовать институт страховых медицинских поверенных. Это надзорное новообразование имеет трехступенчатую структуру:

работники колл-центров будут круглые сутки консультировать пациентов, какие медицинские услуги, где и за сколько они могут получить. Тут сотруднику даже начальное медобразование не нужно, главное — знать список и что из него доступно. Разумеется, в приоритете будет бесплатный «перечень услуг».

Второй уровень поверенных будет беспокоиться о здоровье пациентов: обзванивать их по списку и напоминать о диспансеризации, флюорографии, прививках и бесплатных профосмотрах. Возможно, этот уровень обеспечит работой сокращенных медсестер.

Страховые поверенные третьего уровня должны пройти курс медправа, так как они будут консультировать пациентов, нарушены ли их права. По предположениям самих врачей, туда чуть не поголовно утекут кадры из больниц и поликлиник, окончательно уставшие от слишком напряженного графика приема, завышенных требований и постоянных проверок. Куда интересней самим быть проверяющими!

— Скоро эти организации будут проверять самих себя! — уверяют сотрудники поликлиник. — Потому что мы вымрем!

До сего дня контролирующими организациями были страховые медицинские организации (СМО) — посредники между ОМС и пациентами. Заметим, что прибыль страховых компаний составляют не только и не сколько отчисления из ОМС, сколько штрафы, наложенные на поликлиники. И потому в их увеличении страховые компании кровно заинтересованы.

Теперь же появится и вторая проверочная инстанция — страховые поверенные от самого ФОМС. Эдакая «Прокуратура прокуратуры». То есть, между пациентами и врачами будет еще одна прослойка. Учить их будут в ФОМСе, разумеется, за счет налогов.

— Боливар не выдержит двоих! — заявляют врачи. — Надо оставить только одну проверяющую инстанцию, или работать будет совсем некогда и некому. Пусть это делают страховые поверенные. Но тогда, надо отменять проверяющих из страховых компаний. Вместе с компаниями. Неужели ФОМС недостаточно?

Однако пока что госбюджет, находящийся в хроническом дефиците на волне многочисленных экономических кризисов, намерен содержать не только СМО, но и очередной институт проверяющих.

Напомним, что страховые компании по закону контролируют объёмы, сроки и условия предоставления и качества медпомощи, а также — приписки, подлоги и прочие нарушения.

Точнее, их прибыль распределяется так.

50% суммы от штрафов за не оказанную или несвоевременно оказанную медпомощь, или медпомощь ненадлежащего качества;

30% от суммы, которые больницы и поликлиники «необоснованно предъявили к оплате»;

10% от суммы сэкономленных средств;

Бюджет страховые компании и фонды ОМС экономят, как правило, на зарплате медработников и здоровье пациентов, а как вы еще хотели? Под контроль берется все:

- «Лишние» инъекции лежачим пациентам, или «валежнику», как называют их страховщики. Зачем тратиться на больных, которым уже не поможешь? (По моим сведениям, лишним считается даже 4-й укол обезболивающего, не то, что прекурсоры).

- «Лишние» реабилитационные процедуры;

- «Лишние» дорогостоящие анализы.

Остальные суммы возвращаются в территориальные фонды ОМС и частично, как уверяют в ФОМС — их большая часть, направляются снова на оказание медуслуг. Странно то, что ФОМС не организует все это изначально под своей крышей, экономя на оплате труда проверяющих.

Проверки, как это не трудно понять, проходят с обвинительным уклоном, и зачастую — по букве, а не по сути закона.

— Поликлиники устали от нынешней страховой, — делится со мной врач-терапевт одной из московских поликлиник, расположенных в «спальном» районе столицы. — Их представители — часто блатные, молодые и амбициозные, цепляются ко всему, из чего можно выжать штрафы. А при такой нагрузке, как сейчас, штрафы съедают значительную часть денег. Если институт страховых поверенных введут, у врачей будет отниматься время на написание объяснительных и разборки случаев. Как рабочее, так и вне.

Напомним, что сейчас на прием пациента в поликлинике по сетке выделяется 12 минут. А если пришел пациент с температурой, то его принимают вне очереди, сдвигая прием тех, кто пришел по записи. Так и образовываются очереди, которых быть не должно.

— Возможно, что новых проверяющих введут, а старых не отменят, — опасается педиатр районной поликлиники. — Точно так же, как ввели компьютеры, но не отменили бумажную писанину. Врач должен тратить 12 минут на пациента, а он сидит в компьютере! — возмущается еще один терапевт.

Врачи томятся в кабинетах без кондиционеров, пациенты в коридорах, где нет даже вентиляторов. Это происходит в большинстве московских поликлиник, построенных более 10 лет назад. Что уж говорить о тех, которые расположены далеко за МКАД? Зато проверяющим есть за что их штрафовать.

Вот, например, цифры удержанных страховой компанией штрафов, о которых рассказал мне терапевт обычной городской поликлиники, имя которого я, по понятным причинам, указывать не буду.

— Мы теряем огромные суммы, — рассказывает он. — К примеру, в 2014 году у нас на штрафы ушло — 150 тысяч, в 2015 году — 800 тысяч, а в 2016 только в январе — 800 тысяч! Оценивается при этом — не качество лечения, а отсутствие исследований в карте или отсутствие самой карты. Так и стараемся… выживать.

Зато на суммы штрафов, выплаченных только этой поликлиникой, могут прекрасно жить сотрудники частной страховой компании. Вопрос о том, почему проверки делают те, кто больше всего заинтересован «поживиться» за счет их результатов, ставился неоднократно, в том числе, и в Госдуме. Но пока остался без ответа.

В 2017 году ожидается, что масса выпускников бюджетных отделений медицинских вузов будут направлены именно в поликлиники. Возможно, нагрузка на опытных врачей несколько уменьшится. Зато увеличится сумма штрафов за многочисленные промахи новичков.

Могильное приложение к колл-центру

Профанация проверяющих инстанций, может происходить как за счет отсутствия медицинских стандартов лечения, а их у нас пока что так и не выработали, так и за счет «ненаучной» организации труда самих лечебных учреждений, так и слепого следования пожеланиям проверяющих их страховых компаний.

К примеру, ожидается организация call-центров, которые должны будут вести круглосуточно разъяснительную работу с населением о возможности получения медицинских услуг в госучреждениях. (Страховой поверенный первого уровня).

Возьмем, например, вызов на дом. Это — очень спорный вид медпомощи с точки зрения страховых компаний. Особенно, когда дело касается регулярных выездов к маломобильным гражданам (ММ).

— Если бабушка с трудом может дойти до туалета и открыть двери квартиры, то мы записываем ее в маломобильные, — рассказывает один из терапевтов. — Однако руководство нас за это ругает: «Нарожали маломобильных! Если до туалета дойти может, то и до поликлиники дойдет»! А если это бабушка — 1925−1930 года рождения?

Еще совсем недавно организацию специальных мобильных бригад, которые выезжают на дом к пациентам, считали прорывом в организации работы поликлиник. Он должен был освободить участковых врачей от изнурительных хождений по вызовам на дом, увеличить время их приема.

— Не знаю, как в других поликлиниках, а у нас в КЦ цинично запрещено врачам ездить в одни и те же участки, — рассказывает мне участковый врач. — То есть, если у меня больной — сложный и тревожит меня, то назавтра к нему едет другой врач. И отследить динамику протекания заболевания уже невозможно. Что еще плохо в этом случае? Зачастую, этот второй врач отменяет назначения первого, и больной вынужден покупать новые лекарства. А на третий день к нему приедет третий врач, и назначает свое. Вот и пошел больной «по рукам». И предоставлен он сам себе.

При постоянной смене врачей, выезжающих на дом, участковый врач, имеющий, кстати, доплату к ставке за «участковость», не может отследить состояние больного. Что получается? Здоровьем пациентов занимаются все, но никто в нем не заинтересован.

Мобильные выездные бригады, приписанные к колл-центрам, уже прозвали «могильными». Врачи предлагают ротировать мобильные бригады врачей с теми, кто сидит на приеме. Хотя бы для того, чтобы знали пациентов в лицо.

Что делает наш поверенный колл-центра первого уровня? Он объясняет пациенту, что тот имеет право вызвать на дом врача. Есть ли нарушение в том, что пациент «пошел по рукам»? Формально — нет, как и групповой ответственности за его здоровье.

Третий — самый главный поверенный, возможно, найдет его в одном из предписаний одного из приехавших по вызову врачей. Но на саму организации оказания помощи пациентам, на маршрутизацию внутри медучреждения или между поликлиникой и больницей он никакого влияния оказать не может.

Тут нужны или разумные стандарты, или очень грамотные, наделенные законными полномочиями проверяющие. Возможно, такие найдутся среди совестливых бывших сотрудников ЛПУ.

Недостатки системы выявятся лишь при увеличении смертности на подконтрольной ЛПУ территории. Однако и со статистикой можно поспорить. Например, выписать пациента, взяв с родственников слово, вывезти его на дачу или в санаторий. Там пусть и «портит»статотчетность!

Так, кстати, поступали руководители некоторых учреждений ФСИН еще в советские времена, когда за высокую смертность заключенных от инфекционных заболеваний снимали с должностей. Вот и выходили обреченные, с открытой формой туберкулеза, или безнадежным сифилисом на свободу и свежий воздух по УДО.

Пациенты идут на диспансеризацию с трудом!

Как мне кажется, результативной проверкой состояния лечебно-профилактических учреждений могут заниматься только те, кто не заинтересован в их финансовом результате. То есть, государственные организации, а не страховые компании.

Анализируя возможности страховых поверенных, стоит особое внимание уделить второму уровню. То есть, тем, кто отвечает за прохождение диспансеризации, прививок и прочей профилактической работы. Она может реально помочь снизить расходы на лечение тяжелых заболеваний. Каковы их реальные возможности на данный момент?

Представим себе, что они регулярно обзванивают пациентов, призывая пройти диспансеризацию. Чаще всего, пациенты указывают в карточках домашние телефоны, значит, охват уже будет не полным.

Легче всего работающим гражданам пройти диспансеризацию во время летних каникул, когда отпускники, пожилые и школьники не посещают поликлинику. Увы, те, кто остался в городе, вовсе не торопятся записываться на прием ко всем, полагающимся по программе, врачам.

Запись ко многим специалистам возможна лишь за 2 недели, посетить их за один рабочий день — не реально. Да и выделить на диспансеризацию один день в неделю, как это было принято во времена застоя, поликлинике трудно. Уплотнитсяи без того напряженный график записи на другие дни.

Кстати, и объем специалистов и анализов, которые можно пройти по программе диспансеризации, довольно сильно сокращен. И к тому же, премировать врачей за реально проведенную диспансеризацию и выявленные в ранней стадии заболевания ни страховая компания, ни ФОМС, ни Депздрав не спешат. Премия — это же расход бюджета! Пусть даже потом лечить запущенного пациента будет всем дороже.

Страховой поверенный второго уровня по нынешним его правовым и финансовым полномочиям, тем более, никого премировать не может. Он просто обязан информировать пациентов подотчетной поликлиники о необходимости эту диспансеризацию пройти. Кстати, это постоянно делают и сами врачи-терапевты, как при посещениях, так и обзванивая пациентов. Тогда зачем нужно это дополнительное информационное звено?

В идеале к процессу диспансеризации должны подключиться страховые эксперты третьего уровня: не только карать «плохих» врачей и ЛПУ, но и обращать внимание Минздрава, Депздрава, и ФОМС на грамотных и добросовестных. Но пока что ничего подобного в их обязанности не записано.

Если действовать разумно, то мотивировать можно и врачей, и пациентов. Медиков проверять и премировать за реально пройденную пациентами диспансеризацию и выявленные в ранней стадии заболевания.

Часто в поликлиниках, чтобы попасть на приём к нужному врачу, приходится неделю-другую ждать. Но можно и сократить срок ожидания до минимума, но это, как говорится, только «через кассу». Правда, после посещения доктора порой выясняется, что полученная услуга оказалась явно недолжного уровня… Что делать? Жаловаться? Ругаться? Нет, обратиться к страховому поверенному!

Не дожидаясь худшего

Персональные страховые представители будут сопровождать пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи: следить за ходом лечения, оказывать правовую поддержку, а при необходимости организовывать экспертизу качества любых медицинских услуг. Все это, по мнению экспертов, позволит вовремя выявить риск развития опасных заболеваний и сократит наши с вами затраты.

До сих пор страховые медицинские организации проводили экспертизу, только когда права человека уже были нарушены: к примеру, возникло осложнение после врачебного вмешательства или даже летальный исход. В таких случаях пострадавший (или его наследники) могли рассчитывать только на возмещение морального и материального ущерба жизни и здоровью, но не на его предотвращение. «Введение института страховых представителей позволит восстановить нарушенные права пациентов, не дожидаясь худшего…» - отметили в Минздраве и добавили, что на одного страхового поверенного будет приходиться примерно 20 тыс. застрахованных граждан.

Предполагается, что процесс введения института страховых представителей будет многоуровневым и продлится до 1 января 2018 г. На первых порах планируется работа контакт-центров страховых компаний вместе со специалистами и врачами-экспертами. Затем приступят к своим обязанностям сами страховые поверенные.

Эксперт - Пётр Кузнецов, профессор Выс-шей школы экономики, один из ведущих специалистов в области организации, информатизации и экономики здравоохранения, доктор медицинских наук :

Страховой поверенный будет персональным менеджером застрахованного по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, выполняющим обязанности консультанта и адвоката. Не просто формально ответит на вопросы клиента или поможет написать жалобу, но и сориентирует его в системе здравоохранения. Например, поможет выбрать оптимальную программу финансирования медицинских услуг (за счёт ОМС и/или ДМС). Ведь зачастую человек нуждается в услугах сверх программы ОМС. В таких случаях поверенный подскажет решение.

Днём и ночью

В Службу страховых поверенных своей страховой компании можно будет обращаться в любое время по телефону или через Интернет. В обязанности поверенного входит ведение электронного дневника по исполнению застрахованным лицом индивидуального плана биомедицинских мероприятий. Этот план включает прогноз, профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию заболеваний и контроль мер по соблюдению здорового образа жизни.

Основной перечень процедур и вакцинации прописан в приказах и рекомендациях Минздрава РФ. Это база. Но для каждого застрахованного может быть составлен индивидуальный план биомедицинских мероприятий, который может дополняться другими обследованиями по желанию застрахованного и по рекомендациям лечащего врача. После утверждения этого плана Служба страховых поверенных через автоматизированную систему будет напоминать застрахованному и врачу о необходимости выполнения принятого плана и контролировать этот процесс.

Поверенный также сможет решать многие организационные и информационные вопросы через личный кабинет застрахованного на сайте страховой компании, а в будущем и в «Едином электронном окне здоровья» застрахованного.

Эксперт - Андрей Звонков, врач неотложной помощи, писатель, автор книг по медицине :

Страховые представители нужны прежде всего для спокойствия населения, чтобы было куда обратиться с жалобами. Благодаря им у граждан появится возможность воздействовать на медиков и регулировать их услуги. Ведь в этой сфере, как и везде, есть недобросовестный персонал, который может оказать некачественную помощь или просто не направить на «лишнее» (то есть слишком дорогое) обследование. Возникают конфликты, свидетелями которых мы все были неоднократно. Благодаря страховым представителям у пациентов появится возможность защитить свои права цивилизованным путём - обратившись к своим страховым представителям.

Ещё один плюс в том, что будет налажена система экспертизы, позволяющая выяснить, насколько качественно и в соответствии со стандартами было проведено лечение. Подобные экспертизы будет проводить не какая-то комиссия, собирающаяся раз в год по особому случаю, а постоянно действующая.

Помощь на любом уровне

Как правило, страховые поверенные - это менеджеры контакт-центра без высшего медицинского образования. Но если вопрос требует мнения квалифицированного врача, в этом случае застрахованному будет предложена помощь представителя-медика. Например, надо будет оценить качество помощи, провести экспертизу, разрешить профессиональный конфликт. Для ответов на эти сложные вопросы будут подключаться специально подготовленные и сертифицированные врачи-эксперты.

При выдаче новых полисов ОМС в некоторых компаниях застрахованным уже сегодня предоставляется информационное письмо с указанием контактов персонального медицинского менеджера. В ближайшие полтора года основная часть клиентов страховых компаний обзаведутся личными поверенными. Желающим же ускорить этот процесс следует обратиться в страховую компанию.

C 1 июля нас постигло очередное нововведение - начинает действовать институт страховых медицинских поверенных. Это надзорное новообразование имеет трехступенчатую структуру:

Работники колл-центров будут круглые сутки консультировать пациентов, какие медицинские услуги, где и за сколько они могут получить. Тут сотруднику даже начальное медобразование не нужно, главное - знать список и что из него доступно. Разумеется, в приоритете будет бесплатный «перечень услуг».

Второй уровень поверенных будет беспокоиться о здоровье пациентов: обзванивать их по списку и напоминать о диспансеризации, флюорографии, прививках и бесплатных профосмотрах. Возможно, этот уровень обеспечит работой сокращенных медсестер.

Страховые поверенные третьего уровня должны пройти курс медправа, так как они будут консультировать пациентов, нарушены ли их права. По предположениям самих врачей, туда чуть не поголовно утекут кадры из больниц и поликлиник, окончательно уставшие от слишком напряженного графика приема, завышенных требований и постоянных проверок. Куда интересней самим быть проверяющими!

Скоро эти организации будут проверять самих себя! - уверяют сотрудники поликлиник. - Потому что мы вымрем!

До сего дня контролирующими организациями были страховые медицинские организации (СМО) - посредники между ОМС и пациентами. Заметим, что прибыль страховых компаний составляют не только и не сколько отчисления из ОМС, сколько штрафы, наложенные на поликлиники. И потому в их увеличении страховые компании кровно заинтересованы.

Теперь же появится и вторая проверочная инстанция - страховые поверенные. Эдакая «Прокуратура прокуратуры». То есть, между пациентами и врачами будет еще одна прослойка.

Боливар не выдержит двоих! - заявляют врачи. - Надо оставить только одну проверяющую инстанцию, или работать будет совсем некогда и некому. Пусть это делают страховые поверенные. Но тогда, надо отменять проверяющих из страховых компаний. Вместе с компаниями. Неужели ФОМС недостаточно?

Однако пока что госбюджет, находящийся в хроническом дефиците на волне многочисленных экономических кризисов, намерен содержать не только СМО, но и очередной институт проверяющих.

Напомним, что страховые компании по закону контролируют объёмы, сроки и условия предоставления и качества медпомощи, а также - приписки, подлоги и прочие нарушения.

Точнее, их прибыль распределяется так.

г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

2) средств от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи:

а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля;

б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;

в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;

г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.

(часть 6.3 введена Федеральным закономот 30.12.2015 N 432-ФЗ)

Бюджет страховые компании и фонды ОМС экономят, как правило, на зарплате медработников и здоровье пациентов, а как вы еще хотели? Под контроль берется все:

- «Лишние» инъекции лежачим пациентам, или «валежнику», как называют их страховщики. Зачем тратиться на больных, которым уже не поможешь? (По моим сведениям, лишним считается даже 4-й укол обезболивающего, не то, что прекурсоры).

- «Лишние» реабилитационные процедуры;

- «Лишние» дорогостоящие анализы.

Остальные суммы возвращаются в территориальные фонды ОМС и частично, как уверяют в ФОМС - их большая часть, направляются снова на оказание медуслуг. Странно то, что ФОМС не организует все это изначально под своей крышей, экономя на оплате труда проверяющих.

Проверки, как это не трудно понять, проходят с обвинительным уклоном, и зачастую - по букве, а не по сути закона.

Поликлиники устали от нынешней страховой, - делится со мной врач-терапевт одной из московских поликлиник, расположенных в «спальном» районе столицы. - Их представители - часто блатные, молодые и амбициозные, цепляются ко всему, из чего можно выжать штрафы. А при такой нагрузке, как сейчас, штрафы съедают значительную часть денег. Если институт страховых поверенных введут, у врачей будет отниматься время на написание объяснительных и разборки случаев. Как рабочее, так и вне.

Напомним, что сейчас на прием пациента в поликлинике по сетке выделяется 12 минут. А если пришел пациент с температурой, то его принимают вне очереди, сдвигая прием тех, кто пришел по записи. Так и образовываются очереди, которых быть не должно.

Возможно, что новых проверяющих введут, а старых не отменят, - опасается педиатр районной поликлиники. - Точно так же, как ввели компьютеры, но не отменили бумажную писанину. Врач должен тратить 12 минут на пациента, а он сидит в компьютере! - возмущается еще один терапевт.

Врачи томятся в кабинетах без кондиционеров, пациенты в коридорах, где нет даже вентиляторов. Это происходит в большинстве московских поликлиник, построенных более 10 лет назад. Что уж говорить о тех, которые расположены далеко за МКАД? Зато проверяющим есть за что их штрафовать.

Вот, например, цифры удержанных страховой компанией штрафов, о которых рассказал мне терапевт обычной городской поликлиники, имя которого я, по понятным причинам, указывать не буду.

Мы теряем огромные суммы, - рассказывает он. - К примеру, в 2014 году у нас на штрафы ушло - 150 тысяч, в 2015 году - 800 тысяч, а в 2016 только в январе - 800 тысяч! Оценивается при этом - не качество лечения, а отсутствие исследований в карте или отсутствие самой карты. Так и стараемся… выживать.

Зато на суммы штрафов, выплаченных только этой поликлиникой, могут прекрасно жить сотрудники частной страховой компании. Вопрос о том, почему проверки делают те, кто больше всего заинтересован «поживиться» за счет их результатов, ставился неоднократно, в том числе, и в Госдуме. Но пока остался без ответа.

В 2017 году ожидается, что масса выпускников бюджетных отделений медицинских вузов будут направлены именно в поликлиники. Возможно, нагрузка на опытных врачей несколько уменьшится. Зато увеличится сумма штрафов за многочисленные промахи новичков.

Могильное приложение к колл-центру поликлиники

Профанация проверяющих инстанций, может происходить как за счет отсутствия медицинских стандартов лечения, а их у нас пока что так и не выработали, так и за счет «ненаучной» организации труда самих лечебных учреждений, так и слепого следования пожеланиям проверяющих их страховых компаний.

К примеру, ожидается организация call-центров, которые должны будут вести круглосуточно разъяснительную работу с населением о возможности получения медицинских услуг в госучреждениях. (Страховой поверенный первого уровня).

Возьмем, например, вызов на дом. Это - очень спорный вид медпомощи с точки зрения страховых компаний. Особенно, когда дело касается регулярных выездов к маломобильным гражданам (ММ).

Если бабушка с трудом может дойти до туалета и открыть двери квартиры, то мы записываем ее в маломобильные, - рассказывает один из терапевтов. - Однако руководство нас за это ругает: «Нарожали маломобильных! Если до туалета дойти может, то и до поликлиники дойдет»! А если это бабушка - 1925−1930 года рождения?

Еще совсем недавно организацию специальных мобильных бригад, которые выезжают на дом к пациентам, считали прорывом в организации работы поликлиник. Он должен был освободить участковых врачей от изнурительных хождений по вызовам на дом, увеличить время их приема.

Не знаю, как в других поликлиниках, а у нас в КЦ цинично запрещено врачам ездить в одни и те же участки, - рассказывает мне участковый врач. - То есть, если у меня больной - сложный и тревожит меня, то назавтра к нему едет другой врач. И отследить динамику протекания заболевания уже невозможно. Что еще плохо в этом случае? Зачастую, этот второй врач отменяет назначения первого, и больной вынужден покупать новые лекарства. А на третий день к нему приедет третий врач, и назначает свое. Вот и пошел больной «по рукам». И предоставлен он сам себе.

При постоянной смене врачей, выезжающих на дом, участковый врач, имеющий, кстати, доплату к ставке за «участковость», не может отследить состояние больного. Что получается? Здоровьем пациентов занимаются все, но никто в нем не заинтересован.

Мобильные выездные бригады, приписанные к колл-центрам, уже прозвали «могильными». Врачи предлагают ротировать мобильные бригады врачей с теми, кто сидит на приеме. Хотя бы для того, чтобы знали пациентов в лицо.

Что делает наш поверенный колл-центра первого уровня? Он объясняет пациенту, что тот имеет право вызвать на дом врача. Есть ли нарушение в том, что пациент «пошел по рукам»? Формально - нет, как и групповой ответственности за его здоровье.

Третий - самый главный поверенный, возможно, найдет его в одном из предписаний одного из приехавших по вызову врачей. Но на саму организации оказания помощи пациентам, на маршрутизацию внутри медучреждения или между поликлиникой и больницей он никакого влияния оказать не может.

Тут нужны или разумные стандарты, или очень грамотные, наделенные законными полномочиями проверяющие. Возможно, такие найдутся среди совестливых бывших сотрудников ЛПУ.

Недостатки системы выявятся лишь при увеличении смертности на подконтрольной ЛПУ территории. Однако и со статистикой можно поспорить. Например, выписать пациента, взяв с родственников слово, вывезти его на дачу или в санаторий. Там пусть и «портит"статотчетность!

Так, кстати, поступали руководители некоторых учреждений ФСИН еще в советские времена, когда за высокую смертность заключенных от инфекционных заболеваний снимали с должностей. Вот и выходили обреченные, с открытой формой туберкулеза, или безнадежным сифилисом на свободу и свежий воздух по УДО.

Пациенты идут на диспансеризацию с трудом!

Как мне кажется, результативной проверкой состояния лечебно-профилактических учреждений могут заниматься только те, кто не заинтересован в их финансовом результате. То есть, государственные организации, а не страховые компании.

Анализируя возможности страховых поверенных, стоит особое внимание уделить второму уровню. То есть, тем, кто отвечает за прохождение диспансеризации, прививок и прочей профилактической работы. Она может реально помочь снизить расходы на лечение тяжелых заболеваний. Каковы их реальные возможности на данный момент?

Представим себе, что они регулярно обзванивают пациентов, призывая пройти диспансеризацию. Чаще всего, пациенты указывают в карточках домашние телефоны, значит, охват уже будет не полным.

Легче всего работающим гражданам пройти диспансеризацию во время летних каникул, когда отпускники, пожилые и школьники не посещают поликлинику. Увы, те, кто остался в городе, вовсе не торопятся записываться на прием ко всем, полагающимся по программе, врачам.

Запись ко многим специалистам возможна лишь за 2 недели, посетить их за один рабочий день - не реально. Да и выделить на диспансеризацию один день в неделю, как это было принято во времена застоя, поликлинике трудно. Уплотнится и без того напряженный график записи на другие дни.

Кстати, и объем специалистов и анализов, которые можно пройти по программе диспансеризации, довольно сильно сокращен. И к тому же, премировать врачей за реально проведенную диспансеризацию и выявленные в ранней стадии заболевания ни страховая компания, ни ФОМС, ни Депздрав не спешат. Премия - это же расход бюджета! Пусть даже потом лечить запущенного пациента будет всем дороже.

Страховой поверенный второго уровня по нынешним его правовым и финансовым полномочиям, тем более, никого премировать не может. Он просто обязан информировать пациентов подотчетной поликлиники о необходимости эту диспансеризацию пройти. Кстати, это постоянно делают и сами врачи-терапевты, как при посещениях, так и обзванивая пациентов. Тогда зачем нужно это дополнительное информационное звено?

В идеале к процессу диспансеризации должны подключиться страховые эксперты третьего уровня: не только карать «плохих» врачей и ЛПУ, но и обращать внимание Минздрава, Депздрава, и ФОМС на грамотных и добросовестных. Но пока что ничего подобного в их обязанности не записано.

Если действовать разумно, то мотивировать можно и врачей, и пациентов. Медиков проверять и премировать за реально пройденную пациентами диспансеризацию и выявленные в ранней стадии заболевания. Дисциплинированным пациентам - повышать объем бесплатной медпомощи, а при необходимости направлять в реабилитационные лечебные учреждения - бесплатно, или же по льготной цене.

Было бы полезно загрузить это проблемой страховых поверенных второго и третьего уровня, вместо введения штрафов, например, за недостающих в поликлинике специалистов, разбежавшихся от обилия проверяющих.

Ведь медицинская помощь людям - это куда более сложная организация, чем торговля и оказание прочих услуг населению. И вычислить сиюминутную прибыль и убыток от нее по схеме - товар-деньги-товар не представляется возможным.



Поделиться: