Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна. Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций россии и казахстана Уровень соответствия национальной рамки квалификации

Термины, их определения и сокращения:

национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

Показатель профессиональной деятельности Содержание
Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства
Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития
Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационный уровень - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в .

Приложение 1

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

_____________________________

* Указывается в формате «х.у», где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

Основные виды работ по разработке ОРК

Виды работ Содержание Основной результат
Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч., общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр. Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности
Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК
Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК. При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам Квалификационные границы ОРК. Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней
Конкретизация содержания дескрипторов ОРК При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой. Введение и описание дополнительных показателей Уточненное содержание дескрипторов ОРК
Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК. Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности. Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации Для каждого вида трудовой деятельности приводятся: - квалификационный уровень (подуровень); - описания дескрипторов; - списки рекомендуемых должностей; - пути достижения квалификации
Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК Сформированная ОРК
Согласование ОРК Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей Согласованная ОРК

Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Обзор документа

Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.

Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

В качестве эрзаца национальной рамки квалификаций Министерство труда РФ приняло уровневую структуру квалификаций. При этом в стране еще даже не сформирован дискурс в этой области, в отличие от Европы, где уже есть существенные достижения в построении национальных рамок и систем квалификации. Прежде всего следует подчеркнуть, что в Европе разработка национальных рамок и систем квалификаций была спровоцирована не сугубо научным интересом, а объективной необходимостью, выразившейся в серьезном качественном разрыве между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе и с возрастающей мобильностью рабочей силы. В ходе поиска путей устранения этого разрыва было проведено большое количество различных исследований, определены ключевые понятия для формирования механизмов регулирования квалификаций (их проектирования, структурирования, сравнения и оценки и разработки систем обеспечения качества квалификаций).
В нашей стране уже предпринят переход на образовательные стандарты профессионального образования, ориентированные на результаты обучения, называемые компетенциями, запущен процесс разработки профессиональных стандартов под эгидой Минтруда РФ. Все это, по сути, формирует основу для создания полноценной национальной рамки и системы квалификаций. Однако для того, чтобы рамка и система квалификаций выполняли свое предназначение, должны быть выполнены некоторые условия. Первое условие - понимание всеми заинтересованными сторонами, то есть субъектами системы образования, сферы труда и государством, предназначения рамки и системы квалификаций как инструментов гармонизации спроса и предложения квалификаций и модернизации профессионального образования. Крайне важно подчеркнуть лидирующую роль государства в формировании, регулировании и поддержании национальной системы квалификаций. Согласно международным исследованиям (Седефоп, ОЭСР, Европейский фонд образования) именно государство несет ответственность за конкурентоспособность экономики и осуществляет поиск путей повышения благосостояния граждан и обеспечения устойчивого развития, именно на государственном уровне формируется и реализуется экономическая и социальная политика, активная политика на рынке труда, субъекты которой люди и их квалификации. Роль государства как регулятора национальной системы квалификаций в такой огромной стране, как Россия, особенно очевидна в контексте процессов децентрализации для предотвращения анархии и неуправляемости. Регулирующая роль государства заключается в установлении четких правил и форматов взаимодействия всех участвующих в национальной системе квалификаций сторон, их ролей и ответственности. Роль государства также заключается в формировании механизмов финансирования национальной системы квалификаций и в предоставлении необходимого финансирования, поскольку без него система не сможет быть создана и не сможет функционировать. По сути, регулирующая роль государства в национальной системе квалификаций заключается в том, что оно обеспечивает целостность этой системы и становится гарантией того, что все элементы системы, где ведущую роль играют субъекты сферы труда, разделяют общие цели, понимают свои задачи и соответствуют единым требованиям. Одновременно государство может влиять на содержательные аспекты деятельности отраслевых структур и советов, указывать приоритетные области деятельности, для которых должны разрабатывать профессиональные и квалификационные стандарты с точки зрения влияния этих областей на экономический рост, рост производительности труда. В качестве примера можно привести Сингапур, где правительство поддерживает отраслевые структуры в секторах, ориентированных на международный рынок и обеспечивающих увеличение доли страны на международном рынке и, таким образом, усиливающих экономический рост. При этом отраслевые советы в секторах, ориентированных на внутренний рынок, также не лишены государственной поддержки, однако ее объемы существенно меньше, чем в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Фактически это означает, что в разных отраслях используются разные стратегии.
Важно подчеркнуть, что в целом в настоящее время в мире повышается интерес к системам квалификаций, которые начинают рассматривать как часть национальной идентичности и как средство регулирования качества формального образования. Системы квалификаций одновременно стимул и средство реформирования системы образования и рынка труда. Помимо этого на политическом уровне интерес государств к этим системам обусловлен необходимостью обеспечения так называемой взаимопроницаемости (permeability) различных секторов системы образования (профобразования, высшего образования) для создания гибких траекторий обучения, обеспечивающих оптимизацию расходов на образование, сокращение сроков обучения и повышение мотивации населения к участию в образовании и обучении.
Повышение интереса к системам квалификаций на государственном уровне вызвано политическими, экономическими, демографическими, технологическими и другими факторами спроса. Наиболее значимы из этих факторов экономические, связанные с необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики посредством развития инноваций, проведения исследований и обеспечения роста производительности труда. Использование квалификаций в качестве инструмента экономического планирования, прогноза потребности в умениях и развития образования и обучения уже стало реальностью во многих странах. Роль государства в формировании национальной системы квалификаций, ядро которой национальная рамка квалификаций, заключается в объединении усилий и обеспечении совместной деятельности всех заинтересованных сторон.
Что такое рамка квалификаций? Это системное и структурированное по уровням описание официально признаваемых квалификаций, благодаря чему устанавливают взаимосвязь между результатами обучения - индивидуальными достижениями человека, его знаниями, практическими умениями и дипломами, свидетельствами, сертификатами об образовании. Именно благодаря использованию в качестве точки отсчета результатов обучения и компетенций рамка квалификаций становится инструментом классификации имеющихся квалификаций и разработки новых квалификаций, необходимость в которых возникает на рынке труда. Опираясь на результаты обучения, можно сформулировать критерии, позволяющие относить квалификации к тому или иному уровню, что делает их одним из основных инструментов обеспечения прозрачности систем профессионального образования и квалификаций.
Как показывает анализ международного опыта, основа формирования рамок квалификаций - установление четких связей между требованиями сферы труда к выполнению работниками трудовых функций и требованиями к оценке соответствия работников этим требованиям. При этом следует подчеркнуть, что для соответствия этим требованиям не важно, где были освоены компетенции, образующие квалификацию, - в учебном заведении, в процессе трудовой деятельности на рабочем месте, в формате неформального образования, тем более что в настоящее время возможности электронного и дистанционного обучения расширяются в связи с использованием ИКТ.
Расширение форматов обучения привело к тому, что в современный образовательный дискурс прочно вошли понятия неформального и спонтанного обучения. Во многих странах разрабатывают процедуры и институциональные механизмы признания результатов неформального и спонтанного обучения, что полностью соответствует задачам реализации стратегии обучения в течение всей жизни, которая стала основополагающей стратегией развития практически во всем мире. В странах ЕС реализация этой стратегии происходит в рамках Лиссабонской стратегии и программы «Образование и обучение-2020». Таким образом, рамка квалификаций создает основу для систематизации и признания результатов разнообразия возможностей обучения и формирует основу для повышения качества, доступности, взаимосвязи и признания квалификаций в обществе или на рынке труда, как на национальном, так и на международном уровне. Это так называемое внутреннее измерение рамки квалификаций.
Внешнее измерение рамки квалификаций, то есть ее роль в повышении академической и трудовой мобильности граждан и конкурентоспособности рабочей силы, соотносится с задачами постиндустриального общества, основанного на знаниях, что еще раз подчеркивает ее важность для всех субъектов рынка труда, сферы образования и граждан в целом. Во многих странах в основе рамки квалификаций лежат профессиональные стандарты. К странам, в которых в основе квалификаций требования профессиональных стандартов, относятся Австрия, Бельгия (Валлония, Фландрия), Болгария, Дания, Эстония, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швейцария, Турция и Великобритания. В Ирландии, Финляндии, Норвегии, Швеции разработка профессиональных стандартов интегрирована в процесс проектирования образовательных стандартов и требований к образовательным стандартам и оценке компетенций.
Важно подчеркнуть, что национальная рамка квалификаций - это не двухмерная матрица, а многомерная система, включающая в себя все квалификации, имеющие официальное «хождение» на национальном уровне и устанавливающие взаимосвязь между результатами обучения и деятельностью, требуемой на рынке труда, с одной стороны, и свидетельствами, дипломами, степенями, с другой. Отношения между квалификациями внутри рамки не статичны, они постоянно усложняются, реагируя на внешние факторы. Выбор конфигурации НРК в каждой стране обусловлен конкретными задачами, традициями и национальным контекстом, например, в Ирландии создание НРК было вызвано необходимостью реорганизации множественных систем квалификаций, действующих в различных секторах системы образования и обучения, в одну интегрированную рамку с новыми механизмами обеспечения качества и единой институциональной структурой управления рамкой. В целом можно утверждать, что в странах с федеративным государственным устройством при формировании национальной рамки квалификаций важно обеспечивать участие регионов, базовым требованием при разработке нормативно-правовой базы этой системы будет переговорный процесс и консенсус. Государства же, в которых сильна роль социальных партнеров в разработке, организации и оценке квалификаций, в основном ориентируются на механизмы, в основе которых лежит принцип добровольности, а не навязывание реформ из центра.
Однако, несмотря на различие конфигураций, во всех случаях национальная рамка квалификаций направлена на:
обеспечение оптимального соответствия квалификаций знаниям, умениям и компетенциям, требуемым в сфере профессиональной деятельности (и рынка труда в целом);
удовлетворение спроса на квалификации граждан и предприятий в обществе, находящемся в постоянном процессе перемен и инноваций;
адаптацию профессионального образования и обучения к спросу на квалификации со стороны предприятий;
обеспечение согласованности и преемственности между подсистемами квалификаций, например: квалификациями в рамках системы высшего образования, образования взрослых, школьного образования и особенно профессионального образования и обучения;
содействие развитию обучения в течение всей жизни (за счет расширения доступа, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения);
активизацию взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Для выполнения своего предназначения национальная рамка квалификаций должна быть обеспечена механизмами правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников рынка труда и предложения квалификаций системы образования и обучения, включая систему обеспечения качества квалификаций и институциональные процедуры признания и сертификации квалификаций. Эти механизмы составляют национальную систему квалификаций, которая обеспечивает официальное признание результатов обучения, их качество, связь образования и обучения с рынком труда и гражданским обществом. Исходя из предназначения национальной системы квалификаций, для ее разработки нужна консолидация усилий всех заинтересованных сторон (министерств труда, образования и науки, социальных партнеров, профессиональных ассоциаций, служб занятости, исследователей, органов по присуждению квалификаций). Как показывает международная практика, взаимодействие заинтересованных сторон может быть прямым (когда представители сферы труда и сферы образования совместно разрабатывают и реализуют НСК) либо опосредованным (когда сфера образования использует данные, предоставляемые субъектами сферы труда). Участие заинтересованных сторон, представляющих сферу труда, может варьироваться по степени институционализации. В одних странах сформированы институциональные структуры как постоянно действующие советы, имеющие консультативные функции. В эту группу входят такие страны, как Австрия, Бельгия (Валлония и Фландрия), Болгария, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Португалия, Словения и Турция. Как правило, в таких советах наблюдается пропорциональное представительство работников и работодателей, в них также могут участвовать профсоюзы. В других странах заинтересованные стороны имеют равный или доминирующий голос при принятии решений в области профессиональных и квалификационных стандартов. К этим странам относятся Дания, Эстония, Германия, Исландия, Италия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания.
Наиболее эффективным для поддержания актуальности НСК в части отслеживания тенденций развития на перспективу и разработки профессиональных стандартов стал отраслевой подход. Именно на отраслевом уровне долгосрочные и среднесрочные планы развития страны могут эффективно конкретизировать в проектируемые требования к квалификациям, отвечающие потребностям работодателей и экономики в целом. В этой связи, как правило, институциональные органы имеют отраслевой характер. В Великобритании, например, сформирована система отраслевых советов, которые, будучи органами работодателей, формируют профессиональные стандарты и согласуют квалификационные стандарты и стандарты оценки. Без одобрения советов ни одна программа профессионального образования не может завершаться присуждением официально признаваемой квалификации. В этих советах предусмотрено участие представителей профсоюзов и сферы образования. В каждой стране отраслевые советы имеют дело с политическими приоритетами, системами финансирования, государственными целями, задачами и рамками квалификаций, однако во всех случаях работа советов предполагает наличие специально обученных кадров и государственное финансирование. В таких странах, как Кипр, Чешская Республика, Греция, Польша и Словакия, постоянно действующие органы отсутствуют, по мере необходимости для решения конкретных задач формируются рабочие группы. Независимо от конфигурации НСК в зависимости от модели регулирования, принятой в стране, разработка НСК предполагает:
принятие политического решения на государственном уровне;
учет в национальной рамке отраслевых интересов;
формирование информационного и методического сопровождения, обеспечивающего доступ к квалификациям организаций и лиц, желающих оценить адекватность имеющихся квалификаций.
Для создания национальной системы квалификаций в нашей стране необходимо предпринять такие шаги, как:
внесение изменений в законодательство об образовании и труде (введение понятий рамки и системы квалификаций, формального, неформального, спонтанного образования и обучения, единой «стоимости» квалификаций, освоенных в системе формального, неформального и спонтанного образования);
формирование таких институциональных механизмов (для регулирования квалификаций, свидетельств и дипломов, процедур оценки и признания и сертификации квалификаций), как отраслевые советы для разработки профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных рамок, институт развития квалификаций - для координации всей деятельности по разработке и обновлению квалификаций, сертификационные органы;
пересмотр классификаций видов профессиональной деятельности и образовательных программ, которые в данный момент не отражают истинного положения на рынке труда;
создание эффективных механизмов прогнозирования ситуации на рынке труда (для обеспечения баланса предложения и спроса на квалификации).

Анна МУРАВЬЕВА,
ведущий научный сотрудник,
Наталья АКСЕНОВА,
научный сотрудник лаборатории сравнительного и международного образования Московского института развития образования

Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации Есенина Екатерина Юрьевна к.п.н., Зав.сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО


ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Принцип LLL ИЗМЕНЕНИЯ В ОПИСАНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ; В ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ переход экономики России на рыночные механизмы; несогласованность сфер труда и образования; упадок качества подготовки кадров для рынка труда; потребность в социальной защите выпускников ПО построение экономики, основанной на знаниях; обеспечение качества образования на институциональном, национальном и европейском уровнях (Болонский и Копенгагенский процессы); мобильность и конкурентоспособность работников


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р): «Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры» ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ Соглашение о взаимодействии 25 июня 2007 года Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей


НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЬ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ сопряжение сфер труда и образования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России в области образования и управления персоналом: Разработка ПС, ФГОС, программ профессионального образования Создание отраслевых квалификационных и тарифных систем Разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций ФГОУ Разработчики ФГОС и ПС Органы управления образованием субъектов Российской Федерации Руководители корпоративных объединений - члены РСПП модель модернизированной единой Национальной системы квалификаций


ЕТКС КСД ОКЗ ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ -Тарифный разряд -Нет единства в принципах описания -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) -Смешение разных уровней -Смешение функций -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) Параллельный тип Национальной системы квалификаций (уровни и «суб-рамки» для специфического сектора, образовательного или профессионального) НРК дает возможность модернизации НСК в единую для всех уровней Попытка создания единой НСК


КВАЛИФИКАЦИЯ работы/деятельности работника В основе «рамки» НРК РФ – показатели профессиональной деятельности Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) СТРУКТУРА НРК РФ


Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предпола- гающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ) Квалифика- ционный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего или начального профессионального образования, практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт работы) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт


КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА) БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ? БУХГАЛТЕР ОТЛИЧИЕ: СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ …Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 5 уровень НРК РФ Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. БУХГАЛТЕР …Осуществлять учет первичных документов …Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… …Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 6 уровень НРК РФ Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 7 уровень НРК РФ Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…


ДОКЛАД Управления нормативов по труду НИИ труда и социального страхования, 2009 г. 4 УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ РАБОТ СООТНЕСЕНЫ С 8 РАЗРЯДАМИ ЕТКС; КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Актуализация Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих


«Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования базового уровня, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя…» ФГОС НПО / СПО: Раздел 5. Требования к результатам освоения ОПОП базового уровня «Перечень общих компетенций может быть переработан и/или дополнен в соответствии с особенностями специальности» НРК РФ


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (4 УРОВЕНЬ)


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Внедрять инновационные технологии в профессиональной деятельности. ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (5 УРОВЕНЬ)


В части общей компетенции: Готовность к самостоятельной профессиональной деятельности с ответственностью за ее результат на уровне подразделения и (или) организации; к деятельности, требующей способности ставить цели собственной работы и/или подчиненных; конкретизировать задачи деятельности в рамках подразделения; обеспечивать взаимодействие работы подразделения со смежными. - в части сложности деятельности (характера умений): Решение практических задач (при необходимости технологического или методического характера), предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, адаптация, оптимизация технологий (в т.ч. инновационных) и технологических процессов. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. - в части наукоемкости деятельности (характера знаний и работы с информацией): Синтез профессиональных знаний (в т.ч. инновационных) и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. КОНЦЕПЦИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА (особенности прикладного бакалавриата как вида программ в целом)


Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки НРК ориентир для разработки отраслевых рамок ОРК учет специфики отрасли обобщенное описание квалификационных уровней уточнение, расширение (углубление) описания Существует опыт разработки проектов отраслевых рамок квалификаций: «Управление персоналом», «Информационные технологии», «Индустрия питания и гостеприимства», «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», «Атомная энергетика»


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ПС) многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям (для конкретной области профессиональной деятельности) ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (Утверждены Распоряжением Президента РСПП РП-46 от 28 июня 2007 г.) В настоящий момент в различной стадии разработки и утверждения находится около 150 профессиональных стандартов


Квалификационный уровеньВид трудовой деятельности Рекомендуемые наименования должностей В соответствии с Национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалифика ций Первый Второй Третий Четвертый … МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (РАЗДЕЛ 2)


НРК РФ: СИЛА НРК используется при разработке профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций НРК стала методологической основой для описания требований к компетенциям выпускников во ФГОС ПО всех уровней, внедрение которых начинается в настоящее время НРК – точка отсчета для описания результатов обучения в новых образовательных программах, создающихся на основе ФГОС НРК использовалась при создании Концепции прикладного бакалавриата, для описания специфики этих программ


ВОЗМОЖНОСТИ НРК– импульс для модернизации национальной системы квалификаций, в частности, модернизации и развития национальной системы оценки результатов образования и сертификации квалификаций, создания единых для всех уровней профессионального образования механизмов накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях НРК позволяет разрабатывать общесистемные вопросы создания современных контрольно- измерительных материалов и процедур для оценки и сертификации квалификаций; планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту


КВАЛИФИКАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО Б ПВ




ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ VET Framework Qualification Level Profile Competence Learning outcomes… Опыт участия в мероприятиях, инициированных разными международными организациями: UNESCO, ILO, ETF, ENQA, European Commission, European Union ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛОВАРЯ ТРУДНОСТИ ТОЧНОГО ПО СМЫСЛУ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ



Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656.

В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемую Национальную рамку квалификаций.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б. и вице-министра образования и науки Республики Казахстан Орунханова М.К.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр И.О. Министра труда и
образования и науки социальной защиты
Республики Казахстан населения
Республики Казахстан
_______ Б. Жумагулов ______ Т. Абылкаликова

Утверждена
совместным приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 сентября 2012 года № 444
и исполняющего обязанности
Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м

Национальная рамка квалификаций

Сноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

1. Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.
3. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
4. НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:
1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;
2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;
3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования.
5. Основные термины и понятия используемые в настоящей НРК:
1) квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
2) уровень квалификации – уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления);
5) вид трудовой деятельности – часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
7) трудовая функция - интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения в рамках конкретного вида трудовой деятельности;
8) профессиональная задача – нормативное представление о действиях, связанных с реализацией трудовой функции и достижением необходимого результата в определенной области профессиональной деятельности;
9) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
11) компетенция - способность работника применять в профессиональной деятельности знания и умения;
12) НРК - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых на рынке труда;
13) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых в отрасли;
14) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и профессиональных задач, выполняемых работником определенного вида трудовой деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Структура Национальной рамки квалификаций

6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций.
7. При разработке НРК использованы принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к компетенциям, умениям и знаниям работников (от первого к восьмому уровню квалификации).
8. Умения и знания работника определяют уровень качества и результаты выполняемой деятельности.
В зависимости от места в системе профессиональной деятельности работники обладают различной широтой полномочий и ответственности. Деятельность работников осуществляется под руководством, самостоятельно (исполнительская деятельность) или предполагает управление деятельностью других работников.
Умения и знания относятся к характеристикам, конкретизирующим те или иные компетенции работника в определенных ситуациях взаимодействия, профессиональной деятельности.
Компетенции каждого уровня квалификации оцениваются по основным критериям: степеням самостоятельности, ответственности и сложности выполняемой работы.
Основу профессиональной деятельности составляют профессиональные компетенции работника, обусловливающие его адаптацию к изменяющейся ситуации в обществе и на рынке труда, обновление имеющихся или формирование новых компетенций. В условиях рыночных отношений работники должны иметь такие общие профессиональные компетенции, как самостоятельное наблюдение, контроль, дисциплина, оценка, организация, управление, обеспечение.
9. Квалификации и компетенции являются результатом освоения человеком определенной образовательной программы и (или) приобретения профессионального практического опыта. Для повышения квалификации или изменения профиля деятельности (профессии) работники имеют возможность пройти обучение по дополнительным образовательным программам в различных учебных заведениях. По окончании учебных заведений, курсов переподготовки или повышения квалификации работники проходят процедуры практической проверки своего профессионального уровня в независимых центрах подтверждения и присуждения квалификаций.
Варианты путей достижения уровня квалификации, связанные с обучением, образованием, практическим опытом работы, представлены в приложении 2 к Национальной рамки квалификаций.

Приложение 1

Структура Национальной рамки квалификаций

Уровень квалификации

Требования к трудовым функциям

Требования к умениям

Требования к знаниям

Исполнительские действия по реализации нормы под руководством специалиста более высокого уровня квалификации (наставника)

Слушает, понимает и выполняет простые практические задания, наблюдает за работой наставника, оказывает наставнику вспомогательные работы.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности

Выбирает способ работы на основании рабочих инструкций и карт, выполняет простые типовые практические задания и работы.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач

Самостоятельно определяет способ выполнения установленной нормы, применяет предметы и средства труда, принимает решения по выполнению простейших задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности

Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за результат

Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает их результаты деятельности, определяет недостаточность их знаний и умений, мотивирует повышение профессионализма подчиненных работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда

Управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность за достижение конечного результата

Самостоятельно анализирует ситуации, принимает решения и создает условия их реализации, контролирует и корректирует деятельность в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников и достижение результата

Принимает решения в сложных ситуациях трудовой деятельности, соблюдает культуру самостоятельного управления, организацию коммуникабельности и согласованности точек зрения, оформления и презентации результатов, использует современные программные продукты и технические средства

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур регионального и отраслевого масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает и несет ответственность за решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия работников, о способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур государственного масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает на себя и несет ответственность за принятия согласованных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами

Приложение 2
к Национальной рамке квалификаций

Варианты путей достижения уровня квалификации

Уровень квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

Наличие основного среднего образования, но не ниже начального образования и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы.

Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии).

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии).
При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования и практический опыт не менее трех лет.
При наличии технического и профессионального образования повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка или послесреднее образование) без практического опыта.

Техническое и профессиональное образование (или послесреднее образование), практический опыт или высшее образование, дополнительные профессиональные образовательные программы без практического опыта.

Высшее образование. Бакалавриат, резидентура, практический опыт.

Послевузовское образование. Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование, практический опыт.

Послевузовское образование (программы, ведущие к получению академической степени магистра по соответствующей специальности, доктора философии (PhD) и докторов по профилю и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование, практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне. Докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, кандидат наук, доктор наук, практический опыт.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Доклад на тему:

«НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

Выполнила: преподаватель

Захарова И.П.

2016 г.

Во все времена для работодателей весьма актуальным был вопрос – кому из наёмных рабочих сколько платить. В наше время мы говорим о заработной плате работников, но разница в её размерах осталась. И очевидно, что определена эта разница главным образом квалификацией работника. Более высокая квалификация подразумевает способность выполнять более сложные работы с более высоким качеством, наличие более обширных и глубоких знаний, умений, специфических навыков, а это в свою очередь позволяет ожидать, что такой работник принесёт большую пользу (в коммерческом смысле – прибыль) организации в целом.

В настоящее время существует ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» - справочник- это огромное собрание сочинений, насчитывающее на сегодняшний день более 70 томов (так называемых «выпусков»), над постоянным совершенствованием которого продолжают непрерывно трудиться институты и министерства. Справочник включает сведения о ВСЕХ, официально существующих на территории страны рабочих профессиях и видах работ.

Важен тот факт, что ЕТКС – не просто справочник, а – официальный документ, утверждаемый органами власти и имеющий в определённых аспектах силу закона.

Помимо ЕТКС существует ещё ЕКС – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Это аналог ЕТКС в непроизводственной сфере. Таким образом, ЕКС является сборником квалификационных характеристик должностей работников непроизводственной сферы: торговли, разнообразных госучреждений, образования, научных и тому подобных организаций.

Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне» и, как следствие, в ближайшее время в российском трудовом законодательстве появится новый институт – институт профессиональных стандартов.

Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, осуществляют разработку НКС, NQF самостоятельно, для всех остальных Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ, выделяются «донорские материалы и средства».

NQF в Европе представлена рамкой квалификаций, которая содержит количество уровней квалификаций в стране (в разных странах по разному, от 1 до 10); профессиональные стандарты, включающие в себя описание требований к работнику – в виде знаний, умений и навыков, разнесенных по уровням рамки квалификаций, список профессий/квалификаций и программами профессионального обучения, формирующими определенный набор компетенций.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы.

Россия же самостоятельно существенно продвинулась в создании национальной системы квалификаций. Во многом благодаря Министерству образования и науки РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), которые разработали проект макета профессионального стандарта (национальной рамки квалификаций) для России, создали Национальное агентство развития квалификации (НАРК) и через ВУЗы пытаются «уговорить» работодателей разработать отраслевые профессиональные стандарты.

Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии).

Предполагается, что в России, как и в Европе, стандарты предстанут в роли посредника между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности (далее – ВЭД).

Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:

Конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;

Необходимой частью решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);

Тарификации должностей; отбора и подбора персонала, планирования карьеры;

Проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

Проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;

Важным фактором при увольнении – в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).

При этом нельзя не отметить, что профессиональные стандарты нужны не только работодателю, они будут являться основой формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам; установления квалификационных уровней.

Одной из принципиальных особенностей новых образовательных стандартов является то, что они строятся не на базе «квалификационного» подхода к подготовке специалистов, используемого сегодня, а на основе «компетентностного», предполагающего участие в его формировании работодателей, общественных и профессиональных объединений. Кроме того, новый стандарт окончательно закрепляет требования к результатам освоения образовательных программ трех уровней: бакалавра, специалиста и магистра.

Переход к компетентностному подходу в европейском образовании начался уже в конце XX столетия. Так, в документе ЮНЕСКО 1997 г. говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» В России идет переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Причем два последних понятия, хотя и связаны, но не идентичны. Компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция - это формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалиста и его должностным обязанностям. Таким образом, компетентность - в первую очередь, набор личностных и профессиональных способностей специалиста, а компетенция определяется прежде всего функциональной составляющей его деятельности в заданных условиях производственной среды.

Разработка новых стандартов и последующее их вступление в силу, а также формирование единого европейского пространства согласно принципам Болонской декларации требуют уже сегодня существенных изменений как в содержании, так и в технологии образовательного процесса с ориентацией на подготовку компетентного, а не только квалифицированного специалиста; разработки системы и технологии сертификации профессиональных квалификаций выпускников всей образовательной цепочки подготовки кадров; выработки принципов адекватной оценки уровня их конечной подготовки.

Сертификация профессиональных квалификаций с целью присвоения квалификации является неотъемлемой частью выстраиваемой в настоящее время в России системы менеджмента качества в образовании, в частности, в профессиональном образовании. Сертификация является элементом Национальной системы квалификаций, составные части которой: национальная рамка квалификаций; профессиональные стандарты; образовательные стандарты.

Национальная рамка квалификаций - это организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровне, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании. Национальная рамка квалификаций РФ (НРК РФ) создает условия для обращения при разработке стандартов не к рамке Европейской системы квалификаций (ЕСК), а к ее адаптированной и конкретизированной для России версии.

Система квалификаций в общем виде определяется как комплекс мероприятий, направленных на признание результатов обучения. НРК является одной из многих характеристик системы квалификаций и ее основой.

Создание НРК в образовании РФ имеет целью соотнести ступени образования, закрепленные Законом РФ «Об образовании», с уровнями квалификаций рамки ЕСК. Рамка ЕСК состоит из 8 уровней, описанных в терминах ответственности и самостоятельности. НРК РФ включает все квалификации от начальной до послевузовской ступени образования в соответствующей иерархии, отвечая инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании» и насчитывает 9 уровней, описанных также в терминах ответственности и самостоятельности. Это способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает НРК РФ национальный характер.

Главной задачей Национальной рамки квалификаций РФ является сопряжение сферы труда и сферы образования. Этим объясняется выбор компетентностного подхода к созданию НРК РФ, разработка которой велась по распоряжению Министерства образования и науки РФ.

Рынок труда формирует профессиональные (квалификационные) стандарты, которые описывают профессиональные компетенции. Стандарты профессионального обучения и образования (образовательные стандарты) находятся в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и занятости и сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования.

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в области конкретного вида экономической деятельности (область профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям. Структурно состоит из отдельных единиц, соотносимых с трудовыми функциями.

Профессиональный стандарт предназначен:
- для проведения оценки квалификаций и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;
- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам;
- решения широкого круга задач в области управления персоналом;
- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида/ов экономической деятельности.

Именно профессиональным стандартом задаются ориентиры для образовательных стандартов, а также критерии для оценки квалификации и сертификации выпускников учреждений профессионального образования.

Проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (НРК РФ) был разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации МФ-П44-2848 от 21 июня 2006 г.“О разработке проекта национальной системы квалификаций Российской Федерации с учетом Европейской системы квалификаций и определения в ней места начального и среднего профессионального образования”.

В 2007 г. Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках Соглашения о взаимодействии от 25 июня 2007 г. была создана совместная Координационная комиссия для внесения в указанный проект изменений, отражающих отечественный опыт применения дескрипторов НРК РФ; замечания и предложения по совершенствованию проекта Национальной рамки квалификации Российской Федерации отечественных и зарубежных экспертов. В 2008 г. проект НРК РФ был опубликован в качестве совместных рекомендаций Минобрнауки России и РСПП образовательным организациям, органам управления образованием и объединениям работодателей.

Предлагаемые в рекомендациях дескрипторы квалификационных уровней и описание путей их достижения успешно использовались при разработке в 2008-2012гг. профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

НРК РФ легла в основу разработки отраслевых рамок квалификаций, организованной Минздравсоцразвития России в соответствии с подпунктом «б» пункта 1перечня Поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911..

Проект НРК РФ представлялся на рассмотрение участников:

международного семинара-конференции “Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов”, проведенного 22-26 октября 2007 г. в Берлине;

международной интернет-конференции “Качество профессионального образования и требования рынка труда”, проведенной в июне 2008 г.;

встречи национальных экспертов по вопросу развития национальных систем квалификаций Болонского процесса, проведенной 9-10 ноября 2009 г. в Страсбурге (Совет Европы);

Всероссийского профессионального конкурса “Инноватика в образовании”, проведенного в мае 2010 г. в Москве (НРК РФ награждена дипломом конкурса).

Кроме того, информация об НРК РФ вошла в Национальный доклад Российской Федерации, представленный в рамках Болонского процесса за 2008 г.

С учетом результатов обсуждения и опыта использования проекта НРК РФ в период 2011- 2012 гг. была подготовлена ее вторая редакция, учитывающая также официальные отзывы и предложения международных экспертов (Тимо Куусела, European Training Foundation; Майкла Коулза, Qualifications and Curriculum Authority и других).

Вторая редакция проекта НРК РФ рассмотрена и одобрена участниками:

совещания совместной Координационной комиссии Минобрнауки России и РСПП “О внедрении проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации”, проведенного 6 февраля 2012 г. в Москве;

симпозиума ASEM по профессионально-техническому образованию “Внедрение рамок квалификаций в практику: вызов, развитие, решение”, проведенного 27-28 февраля 2012 г. в Берлине;

конференции Восточно-азиатского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения по вопросам развития рамки гарантий качества, проведенной 26-27 марта 2012 г. в Канберре.

Публикации проекта НРК РФ:

1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. – М., 2008;

2.Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. – М., 2010;

3. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. – М., 2012.

Общие положения

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(далее – НРК РФ) является составной частью и методологической основой разработки нормативной документации, обеспечивающей функционирование Национальной системы квалификаций Российской Федерации.

НРК РФ применяется в целях:

международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;

разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов;

планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста.

В таблицах 1 и 2 представлены:

дескрипторы квалификационных уровней;

пути достижения квалификационных уровней.

Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое обобщенное описание компетенций, характера умений и знаний работника, объединенных по показателям широты его полномочий и ответственности, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний.

Пути достижения квалификационных уровней показывают типичные для современной России перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения каждого квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения , а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения страны.

При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы и пути достижения каждого квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.

    Определения терминов, использованных в НРК РФ

Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ)

Комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. НСК РФ, помимо НРК РФ, может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ)

Документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории Российской Федерации; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования

Отраслевая рамка квалификаций

Документ, определяющий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели НРК РФ и другие значимые для отрасли показатели;

Квалификационный уровень

Совокупность квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные НРК РФ (отраслевой рамкой квалификаций)

Дескриптор

Обобщенное описание требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника, дифференцируемым по показателям сложности и наукоемкости деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней

Квалификация

Готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.)

Компетенция

Готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовых функций

Профессиональный стандарт

Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Формальное образование

Образование, полученное в аккредитованном образовательном учреждении

Неформальное образование

Образование, полученное на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы

Спонтанное (информальное) образование

Образование, полученное в результате практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т.п.

Задание

Порученная работа, серия рабочих действий, которые должны привести к определенному результату за установленный период времени

Задача

Проблемная ситуация с явно заданной , которую необходимо достичь в определенных условиях. Типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное. Термины «знакомая задача», «знакомое действие» отражают наличие у работника опыта их выполнения, в отличие от терминов «известная задача», «известное действие», которые подчеркивают социальный характер соответствующего знания.

    Дескрипторы квалификационных уровней

Таблица 1

Широта полномочий и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством.

Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий, обычно физический труд

Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

2 уровень

с проявлением

самостоятельности при выполнении знакомых заданий.

Индивидуальная ответственность

Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий

Выбор способа действия по инструкции

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач .

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи.

Индивидуальная ответственность

Выполнение разнообразных заданий

Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение значительного объема специальных знаний.

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников , исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач.

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.

Применение значительного объема специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур.

Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур.

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.

Разработка новых методов, технологий и т.п.

Понимание методологических основ деятельности.

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне .

Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур .

Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

9 уровень

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами.

Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Управление содержанием информационных потоков.

    Пути достижения квалификационного уровня

Таблица 2

1 уровень

Краткосрочное обучение или инструктаж.

Практический опыт, полученный в трудовой деятельности.

Требование к образованию: не ниже начального общего

2 уровень

Профессиональная подготовка (от 2 недель до 1 месяца).

3 уровень

Профессиональная подготовка (до одного года).

Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) без получения среднего (полного) общего образования.

Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности.

Требование к образованию: не ниже основного общего

4 уровень

Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы) или практический опыт (на базе полного общего образования).

5 уровень

Программы подготовки специалистов среднего звена.

Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности (на базе полного общего образования).

Требование к образованию: среднее профессиональное образование

6 уровень

Бакалавриат.

Программы подготовки специалистов среднего звена (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование)

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне

7 уровень

Магистратура или

Подготовка специалиста. и (или)

Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне

Требование к образованию: высшее образование

8 уровень

Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование

Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне

Требование к образованию: высшее образование

9 уровень

Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне

Литература.

    Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (Проект)

    Справка о ходе разработки проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации

    ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих»

    Статья. Профессиональные стандарты на замену квалификационным справочникам Ольга Величко.



Поделиться: